Дело № 2-391/2020 (УИД 37RS0022-01-2019-003850-86)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи: Орловой С.К.,
при секретаре: Силантьевой В.В.,
с участием:
представителя ответчика ФИО1,
представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о взыскании денежной суммы и обязании произвести корректировку выплачиваемой пенсии,
у с т а н о в и л :
ФИО3 обратился в суд с иском, измененным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о взыскании задолженности федеральной социальной доплаты в размере 1952 руб. и обязании произвести корректировку выплачиваемой истцу пенсии до 9241 руб. в месяц.
Требования обоснованы тем, что ФИО3 является получателем страховой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно Указу Губернатора Ивановской области от 22.04.2019 г., величина прожиточного минимума в Ивановской области для пенсионеров за 1 квартал 2019 г. составляла – 8633 руб. Согласно указу Президента РФ, для категории пенсионеров, к которой относится и истец, с 01 января 2019 г. установлена надбавка к пенсии в размере 7,05% в месяц. В связи с чем, образовалась недоплата, и, как следствие, по мнению истца, размер его пенсии подлежит перерасчету с 01.01.2019 г.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – ГУ-УПФР в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановской муниципальном районе Ивановской области ФИО1 суду пояснила, что исковые требования не признает в полном объеме, поддержав доводы представленных возражений на иск.
Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Ивановской области ФИО2 суду пояснила, что поддерживает позицию представителя Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области, указав, что исковые требования не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, имеющихся в деле.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Всилуст. 56 ГПК РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотренофедеральным законом.
Отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Частью 1 ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ установлено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (в том числе, денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного) (ч. 2, 3 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в случае, если общая сумма материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии. Данная доплата устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Ивановской области "О величине прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области" от 01.11.2018 г. N 51-ОЗ, величина прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", составляет 8 576 рублей.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.04.2017 N 339н утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту пребывания. Указанная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Размер федеральной социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ, и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил.
В случае отсутствия у гражданина права на федеральную социальную доплату к пенсии территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации выносится решение об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в срок, предусмотренный для вынесения решения об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (п. 17 Правил).
Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии приостанавливается, в частности если общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или месту пребывания (п.п. 3 п. 28 Правил).
Судом установлено, что в данном гражданском деле по иску ФИО3 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о взыскании денежной суммы и обязании произвести корректировку выплачиваемой пенсии, участвуют те же лица, что и лица, участвующие в гражданском деле по иску ФИО3 к начальнику Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области ФИО6, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об отмене приказа о приостановлении выплаты федеральной социальной доплаты, взыскании задолженности федеральной социальной доплате, о возложении обязанности издать приказ о возобновлении выплаты федеральной социальной доплаты, производство которого находилось также во Фрунзенском районном суде г. Иваново.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 11 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ивановского областного суда 26.02.2018 г., было установлено, что ФИО3 с 21.06.2015 года является получателем страховой пенсии в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», что также подтверждается справкой пенсионного органа от 26.11.2019 г., имеющейся в материалах настоящего гражданского дела.
Указанным решением суда также было установлено, что размер пенсии истца на дату назначения составлял 6 020 руб. 09 коп. Поскольку на дату назначения пенсии истец не осуществлял трудовую деятельность и в заявлении о назначении пенсии имеется отметка о согласии на установление федеральной социальной доплаты к пенсии в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, с01.07.2015 г.ему была назначена федеральная социальная доплата к пенсии в размере 549 руб. 91 коп., так как величина прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области на 2015 год составляла 6 570 руб. в соответствии с Законом Ивановской области от30.09.2014 г.№66-Фз «О величине прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области на 2015 год».
По состоянию на01.04.2017 г. пенсия ФИО3 составляла 6 846 руб. 70 коп., размер федеральной социальной доплаты к пенсии - 1 130 руб. 30 коп. При этом величина прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области на 2017 год в целях установления федеральной социальной доплаты к пенсии составляла 7 977 руб. в соответствии с Законом Ивановской области от 31.10.2016 года № 90-03 «О величине прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области на 2017 год».
Распоряжением б/н руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от24.04.2017 г.выплата федеральной социальной доплаты к пенсии истца ФИО3 была приостановлена с01.05.2017 г.
Следовательно, приведённый судебный акт является преюдициальным для разрешения настоящего спора в вышеуказанной части, и обстоятельства, установленные данным судебным актом, в силуст.61 ГПКРФ,является обязательным для суда при рассмотрении настоящего дела, вновь не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, на что неоднократно указывали Верховный Суд РФ (Постановление Пленума от 19.12.2003 года N 23 (ред. от 23.06.2015) "О судебном решении", Обзоры судебной практики N 3 (2017) от 12.07.2017 года и N 4 (2016) от 20.12.2016 года, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ) и Конституционный Суд РФ (определения N 2140-О от 25.09.2014 года, N 1739-О от 19.07.2016 года)
В рамках настоящего дела судом установлено, что выплата ФСД ФИО3 в дальнейшем была возобновлена.
Судом установлено, что по состоянию на31.12.2018 г. пенсия ФИО3 составляла 7 131 руб. 47 коп., размер федеральной социальной доплаты к пенсии - 1 328 руб. 53 коп. При этом величина прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области на 2018 год в целях установления федеральной социальной доплаты к пенсии составляла 8 460 руб. в соответствии с Законом Ивановской области от 05.10.2017 года № 70-03 «О величине прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области на 2018 год». Указанное обстоятельство подтверждается информацией, представленной ответчиком.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», размер страховой пенсии в 2019 - 2024 годах корректируется с 1 января каждого года.
Как следует их письменных возражений ответчика, с 01.01.2019 г. в связи с корректировкой пенсии на 7,05% размер пенсии истца составил 7634 руб. 36 коп., размер федеральной социальной доплаты к пенсии - 941 руб. 64 коп.
Федеральным законом от 01.04.2019 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального Закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.04.2019 г., изменен порядок осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи"), при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
Согласно ч. 8.3 ст. 12.1 ФЗ № 178-ФЗ, при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.
На основании с. 4 ст. 3 ФЗ от 01.04.2019 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального Закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», суммы денежной выплаты, причитающейся пенсионерам с 1 января 2019 года, рассчитанной в соответствии с частью 8.2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", выплачиваются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июля 2019 года.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что во исполнение ФЗ № 49-ФЗ Государственным Учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в мае 2019 г. ФИО3 был произведен перерасчет размера ФСД к пенсии с 01.01.2019 г. и произведена доплата ФСД к пенсии за период с 01.01.2019 г. по 31.05.2019 г. включительно в размере 11090 руб. 45 коп., исходя из расчета: 7634,36 руб. – пенсия + 1444,53 руб. – ФСД (расчет ФСД следующий: 8576,00 руб. – величина прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области на 2019 г. – 7131,47 руб. – размер пенсии ФИО3 по состоянию на 31.12.2018 г.) + 2011,56 руб. – доплата ФСД за период с 01.01.2019 г. по 30.04.2019 г.
Таким образом, истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком его пенсионных прав, в связи с чем, оснований для взыскания спорных выплат не имеется.
С учетом вышеизложенного, доводы истца, изложенные в обоснование исковых требований, суд считает необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о взыскании денежной суммы и обязании произвести корректировку выплачиваемой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /С.К. Орлова/
Решение изготовлено в окончательной форме 19 февраля 2020 года
Судья: /С.К. Орлова/