№2-391/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2013 года г. Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в лице судьи Терехиной Т.А., с участием прокурора Красноуфимской межрайонной прокуратуры Турышевой Е.А., при секретаре Дорофеевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах субъекта Российской Федерации – Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области к Администрации городского округа Красноуфимск об обязывании восстановить в бюджет Свердловской области средства, израсходованные не по целевому назначению,
У С Т А Н О В И Л:
Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах субъекта Российской Федерации – Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области к Администрации городского округа Красноуфимск об обязывании восстановить в бюджет Свердловской области средства, израсходованные не по целевому назначению, указав, что в Красноуфимскую межрайонную прокуратуру поступил акт Министерства финансов Свердловской области. Установлено, что Межрайонным отделом контрольно-ревизионной работы г. Первоуральска Министерства финансов Свердловской области в городском округе Красноуфимск в 2011 году проводилась проверка по вопросу целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предоставленных городскому округу Красноуфимск на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ, осуществляемых при финансовой поддержке средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформирования жилищно - коммунального хозяйства за 2009 год.
По результатам проверки установлено нецелевое использования бюджетных средств 1647,3 тыс. рублей в том числе: средств областного бюджета - 77,5 тыс.руб., о чем составлен соответствующий акт.
В декабре 2012 года Межрайонным отделом контрольно-ревизионной работы г. Первоуральска Министерства финансов Свердловской области в городском округе Красноуфимск вновь проведена плановая проверка целевого и эффективного использования субсидий, выделенных городскому округу Красноуфимск на реализацию областной государственной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений» за 2010 - 2012 г., в ходе которой ранее выявленные нарушения нецелевого использования средств областного бюджета 77,5 тыс. руб. не устранены. В областной бюджет до настоящего времени указанная сумма не восстановлена.
Таким образом, сумма бюджетных средств бюджета Свердловской области израсходованных не по целевому назначению составила 77,5 тыс. руб.
Установлено, что Администрация городского округа Красноуфимск являлась главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства должны расходоваться на конкретные цели. Любые действия, приводящие к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выявлении конкретных сумм средств, является нарушением бюджетного законодательства РФ.
В силу статьи 281 Бюджетного кодекса РФ ненадлежащее исполнение бюджета является нарушением бюджетного законодательства РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Согласно статьи 282 Бюджетного кодекса РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств.
В соответствии с требованиями статьи 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств - направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу части 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с требованиями статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Заявление подается прокурором в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту субъекта РФ - Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области.
В связи с чем, Красноуфимский межрайонный прокурор просит обязать Администрацию городского округа Красноуфимск восстановить бюджетные средства в размере 77,5 тыс. рублей, израсходованные не по целевому назначению в бюджет Свердловской области, в срок до 01.08.2013 года.
В судебном заседании прокурор Турышева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, обосновала их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель третьего лица на стороне истца Министерства финансов Свердловской области ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержала и показала, что на основании приказа Министерства финансов Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № Межрайонным отделом контрольно-ревизионной работы Министерства финансов Свердловской области в городе Первоуральске проведена плановая проверка использования субсидий из областного бюджета, предоставленных ГО Красноуфимск на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Проверкой установлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1 647,3 тыс. руб., из них: средств областного бюджета - 77,5 тыс. руб., средств, поступивших от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - 1 285,5 тыс. руб., средств местного бюджета - 284,3 тыс. рублей. Нецелевые расходы выразились в следующем: получатели субсидий ТСЖ на денежные средства, выделенные для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в нарушение ст. 20 Федерального Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года получили банковские проценты, которые израсходовали на свои нужды; в результате визуального осмотра не подтверждено фактическое выполнение работ по монтажу опорных стоек из стальных труб и их бетонирование в жилых домах по <адрес>; ТСЖ оплачены работы по ремонту крыши, утеплению и ремонту фасада жилого дома по <адрес>, на первом этаже которого находится помещение парикмахерской, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, который участия в ремонте не принимал; в нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года в жилом доме по <адрес> произведены ремонтные работы личного имущества граждан: установка счетчиков электроэнергии, ремонт печей, демонтаж и устройство сараев, установка окон ПВХ; кроме того, ТСЖ приняты выполненные подрядной организацией работы по ремонту внутридомовых систем электроосвещения, газоснабжения, не предусмотренные региональной и муниципальной программами, работы по устройству ограждения, установке ворот с калиткой, ремонту подъездов, ремонту пола в тамбурах, не включенных в перечень работ ч. 3 ст. 15 Федерального Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года. В связи с чем, было установлено нецелевое использование бюджетных средств, в том числе средств областного бюджета в размере 77500 рублей, которые необходимо восстановить в бюджет Свердловской области.
Представитель ответчика Администрации городского округа Красноуфимск ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и показала, что в августе 2011г. Межрайонным отделом контрольно - ревизионной работы в г.Первоуральске Министерства финансов Свердловской области была проведена плановая проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предоставленных ГО Красноуфимск на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в
соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.2007 №185-ФЗ. По результатам проверки был составлен акт, на который Администрацией ГО Красноуфимск был составлен протокол разногласий с доводами Администрации на каждый пункт выявленных специалистами Межрайонного отдела контрольно - ревизионной работы нарушений.
В декабре 2011 года после рассмотрения доводов, указанных в протоколе разногласий, Межрайонным отделом контрольно-ревизионной работы г. Первоуральска Министерства финансов Свердловской области было направлено в администрацию городского округа Красноуфимск заключение на разногласия по акту проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета.
Нецелевое использование бюджетных средств, на котором настаивают специалисты Межрайонного отдела контрольно - ревизионной работы Министерства финансов Свердловской области в отношении выделенных МО ГО Красноуфимск средств областного бюджета на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, согласно ст. 283 БК РФ является основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, которых не последовало со стороны Министерства финансов Свердловской области к городскому округу Красноуфимск, из чего вытекает, что городской округ Красноуфимск нарушителем бюджетного законодательства не является.
По поводу оплаты работ, не включенных в перечень работ, утвержденный п.3 ст. 15 №185-ФЗ:
В соответствии со ст. 2. ФЗ №185-ФЗ капитальный ремонт многоквартирного дома включает в себя проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме; данные работы проводятся в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Согласно п. 1.1 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», (утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 17.09.2009) и ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме необходимо отнести:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Соответственно, подъезды, тамбуры, ремонт которых был произведен, являются общим имуществом собственников помещений данного многоквартирного дома. Кроме того, дровяные сараи, расположенные на земельном участке данного многоквартирного жилого дома, также относится к общему имуществу, поскольку предназначены для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома (в данном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, печное отопление и сараи необходимы для хранения дров).
Также проведение работ по устройству ограждений, установке ворот с калиткой, демонтажу и устройству сараев по адресу: <адрес> были выполнены в соответствии с перечнем работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, закрепленным в Приложении № 8 к Постановлению Госстроя от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», включающим в себя модернизацию жилых зданий при их капитальном ремонте (п.3 приложения № 8 к Постановлению Госстроя РФ №170 от 27.09.2003), а именно, благоустройство дворовых территорий (устройство ограждений, дровяных сараев).
Соответственно, в части отнесения к видам работ по капитальному ремонту, предусмотренных ч.3 ст. 15 №185-ФЗ, ремонт ворот, ограждений, сараев, подъездов, входных дверей и электроосвещения в местах общего пользования относится к ремонту фасада здания.
Кроме того, <адрес>, на которой расположен <адрес>, в котором проводились данные работы, является одной из центральных улиц города, вид которых существенно влияет на общее впечатление от города Красноуфимск.
Таким образом, ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирных жилых домов проводился в пределах перечня, установленного Жилищным кодексом РФ и Постановлением Госстроя от 27.09.2003 №170.
Следовательно, оплата вышеуказанных работ не является нецелевым использованием средств областного бюджета.
Ремонт печей и установка окон ПВХ проводились по адресу: <адрес>.
Проведение работ по установке окон ПВХ является правомерным в соответствии с п.3 Примечаний в п.2.3.2 Методических рекомендаций, поскольку при капитальном ремонте деревянных конструкций (деревянных балок) фасада здания возникла необходимость проведения ремонтных работ по замене окон и элементов пола, прилегающих к ремонтируемым элементам фасада здания, в связи с их повреждением в процессе работ по ремонту фасада здания (демонтажа обшивки здания).
По поводу ремонта печей, необходимо отметить, что согласно региональной адресной программе на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, выделены средства для ремонта внутридомовых сетей теплоснабжения. Данный жилой дом является двухэтажным и имеет печное отопление. Кроме того, печи выстроены с определенной особенностью: они взаимосвязаны в пределах 1-го и 2-го этажей, расположенных друг над другом, соответственно являясь несущей конструкцией данного здания. Согласно п. 1.1.4 Методических рекомендаций данное имущество можно отнести к пятому блоку общего имущества, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного жилого помещения.
Проведение работ по ремонту печей стало необходимым после детального обследования данного двухэтажного многоквартирного жилого дома и выявления факта частичного повреждения и разрушения печей, как несущих конструкций жилого дома, нуждающихся в капитальном ремонте.
Расходы на проведение данного вида работ признаны правомерными при проведении проверки главным контролером - ревизором Территориального управления Росфиннадзора в Свердловской области в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово - бюджетного надзора соблюдения Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ.
Следовательно, проведение и оплата вышеуказанных работ не является нецелевым использованием средств областного бюджета.
По поводу оплаты ремонтных работ в жилом доме, расположенном по адресу: Ленина, 72, собственником одного из помещений которого является лицо, владеющее парикмахерской «КЭТ». Данное частное лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, не участвовало в общем собрании собственников помещений в жилом доме, поскольку проживает за пределами г. Красноуфимска и никак не принимало ни фактического участия в принятии решения о проведении капитального ремонта, ни материального участия. Поскольку данное жилое здание является двухэтажным, а парикмахерская находится на первом этаже этого здания, то невозможно провести капитальный ремонт фасада данного здания, оставив нетронутым часть фасада, относящегося непосредственно к помещению, в котором расположена парикмахерская, тем самым нарушив интересы остальных собственников помещений.
Соответственно, капитальный ремонт данного многоквартирного жилого дома выполнен в полном объеме согласно утвержденной собственниками помещений сметы по принципу долевого софинансирования расходов.
По поводу получения банковских процентов получателями субсидий - товариществами собственников жилья, на средства, выделенные для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, поясняет, что согласно п.9.3 договоров банковского счета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №.2-52, №.2-53 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «СКБ-банк» с ТСЖ «Центр» - за пользование денежными средствами, находящимся на счете, Банк не уплачивает проценты. На основании п.2.7 договоров банковского счета № и № от ДД.ММ.ГГГГ АО Сберегательный банк РФ с ТСЖ «Центр» Банк не начисляет проценты на остатки денежных средств на счете Клиента.
Аналогично ситуация обстоит с остальными ТСЖ: п.9.3 договора банковского счета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №, № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «СКБ-банк» с ТСЖ «Единое ТСЖ» - за пользование денежными средствами, находящимся на счете, Банк не уплачивает проценты. На основании п.2.7 договоров банковского счета № и № от ДД.ММ.ГГГГ АО Сберегательный банк РФ с ТСЖ «единое ТСЖ» Банк не начисляет проценты на остатки денежных средств на счете Клиента.
Пункт 9.3 договора банковского счета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №, № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «СКБ-банк» с ТСЖ «Соболь» - за пользование денежными средствами, находящимся на счете, Банк не уплачивает проценты.
Соответственно, на основании вышеуказанных договоров банковских счетов, открытых для перечисления денежных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, проценты за пользование денежными средствами, находящимся на счетах ТСЖ, банки не начисляли. Поэтому нарушений со стороны товариществ собственников жилья по распоряжению денежными средствами, размещенными на банковских счетах для проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не имеется.
О произведении оплаты за работы по монтажу и бетонированию опорных стоек в жилых домах по адресам: <адрес>.
Речь идет о бетонировании стоек к подъездным козырькам. В целях технической целесообразности конструкция козырьков подрядчиками изменена с учетом мнения собственников помещений данных многоквартирных домов на более удобную (при отсутствии опорных стоек), но не менее прочную (с применением индивидуальной сварной конструкции и креплением ее к стене дома над входом в подъезд) согласно утвержденной счеты. Следовательно, запланированный монтаж подъездного козырька состоялся в полном объеме, но с видоизмененной конструкцией козырька. То есть фактически работы по монтажу козырьков в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам выполнены, и нецелевое расходование бюджетных средств отсутствует.
В марте 2010 года главным контролером - ревизором Территориального управления Росфиннадзора Свердловской области в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово - бюджетного надзора проведена проверка соблюдения Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства» органами исполнительной власти муниципальных образований и их подведомственными и иными организациями при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в Администрации ГО Красноуфимск за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, целью которой было предупреждение, выявление и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ в финансово - бюджетной сфере. По результатам проверки был составлен акт, в котором отмечено, что фактов нецелевого использования средств, направленных на реализацию региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов не установлено.
В декабре 2010 года в соответствии с заданием Министерства финансов от ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела финансового контроля проведена проверка целевого и эффективного использования субсидий из областного бюджета, предоставленных муниципальным образованиям на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ, осуществляемых при финансовой поддержке за счет средств поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Администрации ГО Красноуфимск. По результатам проверки составлен акт, в пункте 5 которого отмечено, что проверкой фактов нецелевого использования средств, направленных на реализацию региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, не установлено.
Результаты проведения проверок говорят о том, что при проведении капитального ремонта многоквартирных домов на территории ГО Красноуфимск, нецелевого использования бюджетных средств, не установлено.
Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора о восстановлении Администрацией ГО Красноуфимск бюджетных средств в размере 77,5 тыс. рублей, как средств, использованных не по целевому назначению, в бюджет Свердловской области, не подлежат удовлетворению по следующим причинам: 1) Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории ГО Красноуфимск проводились в рамках региональной адресной программы на основании: Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», (утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 17.09.2009); Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», действующих нормативно - правовых актов, в которых проведенные виды работ четко закреплены. 2) Требование №185-ФЗ о проведении ремонта только общего имущества собственников помещений многоквартирных домов также соблюдено, так как работы выполнены в соответствии с перечнем общего имущества, закрепленного в Жилищном кодексе РФ (ст.36 ЖК РФ). 3) Необходимость проведения дополнительных работ возникла после начала проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и выполнена в соответствии с действующим законодательством. 4) Начисление процентов на денежные средства, перечисленные на банковские счета ТСЖ, изначально не было возможным, поскольку договоры банковского счета ТСЖ с ОАО «СКБ-банк» и СБ РФ этого не предусматривали. 5) Проведенные проверки соблюдения Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» органами исполнительной власти муниципальных образований и их подведомственными и иными организациями при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в Администрации ГО Красноуфимск не установили факт нецелевого использования бюджетных средств.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из полномочий главного распорядителя бюджетных средств является обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В свою очередь получатель бюджетных средств на основании ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочен принимать и (или) исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Согласно ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств.
Ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации является нецелевое использование бюджетных средств.
В соответствии с требованиями статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств - направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу части 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Судом установлено, что на основании приказа Министерства финансов Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № начальником Межрайонного отдела контрольно-ревизионной работы Министерства финансов Свердловской области в городе Первоуральске ФИО3 и главным специалистом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предоставленных городскому округу Красноуфимск на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, осуществляемых при финансовой поддержке средств, поступивших от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» за 2009 год в Администрации городского округа Красноуфимск.
По результатам указанной проверки в августа 2011 года был составлен акт (л.д.50-60), где указано, что нецелевое использование бюджетных средств составило: 1647,3 тыс. руб., в том числе: средств областного бюджета – 77,5 тыс. руб., средств, поступивших от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - 1285,5 тыс. руб., средств местного бюджета – 284,3 тыс. руб.
Нецелевые расходы выразились в следующем:
1.ТСЖ «Центр», ТСЖ «Единое ТСЖ» оплачены работы по капитальному
ремонту имущества многоквартирных домов, не включенные в утвержденный
п. 3 ст. 15 Закона № 185-ФЗ перечень работ (устройство ограждения, установка
ворот с калиткой, демонтаж и устройство сараек, ремонт подъездов, ремонт пола
в тамбурах) - на сумму 282,5 тыс. руб. (из них средства областного бюджета -
12,7 тыс. рублей).
2.ТСЖ «Центр», ТСЖ «Единое ТСЖ» приняты к оплате работы по
ремонту частного имущества граждан (ремонт печей, устройство покрытий
полов лоджии, установка окон из ПВХ и электрических счетчиков, ремонт
квартир), не являющегося общедомовой собственностью - на сумму 619,2 тыс.
руб., (из них средства областного бюджета - 28,5 тыс. рублей).
3.ТСЖ «Центр» за счет целевых средств в сумме 148,6 тыс. руб. (из них
средства областного бюджета - 6,7 тыс. руб.) подрядной организации ООО
«Радуга» оплачены ремонтные работы в жилом доме, расположенном по адресу
<адрес>, собственником помещений в котором (парикмахерская, 43,7
кв. м) является частное лицо, не участвовавшее в оплате ремонтных работ.
4.ТСЖ «Центр», ТСЖ «Единое ТСЖ» приняты и оплачены выполненные
подрядными организациями ООО «Стройжилсервис», ООО «Строитель-11»,
ООО «Радуга», ООО СМП «Стройкомплекс» объемы работ по ремонту
внутридомовых систем газо- и электроснабжения, не предусмотренные
Региональной и Муниципальной программами - на сумму 328,1 тыс. рублей (из
них средства областного бюджета - 14,1 тыс. рублей).
5.Получателями субсидий - товариществами собственников жилья: ТСЖ «Центр», ТСЖ «Единое ТСЖ» и ТСЖ «Соболь» на средства,
выделенные для проведения капитального ремонта многоквартирных домов,
получены банковские проценты в сумме 320,6 тыс. рублей (из них проценты на
средства областного бюджета - 14,4 тыс. руб.), которые израсходованы на
текущие нужды ТСЖ.
6.ТСЖ «Единое ТСЖ» подрядным организациям ООО «Стройжилсервис»
и ООО «Строитель-11» произведена оплата за фактически невыполненные
работы по монтажу и бетонированию опорных стоек в жилых домах по адресам:
<адрес> - на общую сумму
24,0 тыс. руб. (из них средства областного бюджета- 1,1 тыс. рублей).
Вышеуказанные нарушения нецелевого использования бюджетных денежных средств, в том числе средств областного бюджета отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, который ответчиком - Администрацией ГО Красноуфимск в установленном законом порядке не был обжалован.
При этом суд не принимает доводы представителя ответчика в той части, что оплата работ: по устройству ограждения, установке ворот с калиткой, демонтажу и устройству сараев, ремонту подъездов, ремонту пола в тамбурах, по ремонту печей, покрытий полов лоджий, установке окон ПВХ, установке счетчиков электроэнергии не является нецелевым использованием средств областного бюджета, по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального Закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 года № 185-ФЗ закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального Закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.12.2008 года № 225-ФЗ, действующей в проверяемый период) к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов.
В соответствии с п. 5 Порядка и условий предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, осуществляемых при финансовой поддержке за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2009 году, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2009 г. № 522-ПП, средства Фонда, направляемые на предоставление финансовой поддержки проведения капитального ремонта многоквартирных домов, зачисляются в доход областного бюджета для предоставления местным бюджетам.
Согласно п. 6 Порядка и условий предоставления субсидий, средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в областном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предоставляются Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области муниципальным образованиям в Свердловской области в соответствии с Региональной программой.
Из п. 10 Порядка и условий предоставления субсидий, следует, что в соответствии со статьей 15 Закона № 185-ФЗ средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства долевого финансирования за счет средств областного бюджета, средств местных бюджетов и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах могут использоваться только:
1) на проведение следующих видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в Региональную программу:
ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
ремонт крыш;
ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
утепление и ремонт фасадов;
2) на разработку проектной документации для капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Региональную программу, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 12 Порядка и условий предоставления субсидий средства, полученные из областного бюджета в форме субсидий, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Нецелевое использование бюджетных средств влечет применение мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с п. 4 Положения о порядке предоставления субсидий за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного и местного бюджетов на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, утвержденного постановлением Главы городского округа Красноуфимск от 03.06.2009 г. № 719, к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов - в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 185-ФЗ - относятся:
«4.1. Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
4.2. Ремонт крыш.
4.3. Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
4.4. Утепление и ремонт фасадов.
4.5. Разработка проектной документации для капитального ремонта многоквартирных домов и проведение государственной экспертизы данной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
При этом Минэнергетики области, в соответствии с п. 9 Порядка и условий предоставления субсидий, заключает с органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области соглашения о предоставлении и использовании субсидий, в которых определяются направления целевого использования бюджетных средств, порядок осуществления контроля за их целевым использованием.
Так, между Минэнергетики области и городским округом Красноуфимск было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №-КР-09 о предоставлении в 2009 году субсидий из областного бюджета на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, осуществляемых при финансовой поддержке за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства бюджету муниципального образования городской округ Красноуфимск.
Пунктом 2.2.8 Соглашения установлено, что Орган местного самоуправления обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием субсидий в соответствии с действующим порядком.
Пунктом 2.2.7 Соглашения предусмотрено, что городской округ Красноуфимск (Орган местного самоуправления) заключает муниципальные соглашения (договоры) с товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами, специализированными потребительскими кооперативами либо управляющими организациями на предоставление и использование субсидий на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, осуществляемых при финансовой поддержке за счет Фонда, в соответствии с требованиями федерального законодательства и в соответствии с Региональной адресной программой Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Администрацией городского округа Красноуфимск заключены соглашения от ДД.ММ.ГГГГ с ТСЖ «Единое ТСЖ», ТСЖ «Центр», ТСЖ «Соболь» о предоставлении в 2009 году субсидий за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного и местного бюджета на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов городского округа Красноуфимск.
Пунктом 1.3 Соглашений с ТСЖ, заключенных, согласно преамбуле данных соглашений, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Законом № 185-ФЗ, Региональной программой и постановлением Главы округа № 719 установлено, что средства субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
Согласно п. 2.2.4 Соглашений с ТСЖ, каждое из перечисленных выше товариществ собственников жилья обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием субсидий в соответствии с действующим порядком, а согласно п. 3.2 Соглашений с ТСЖ Администрация городского округа Красноуфимск вправе внести предложения по возврату предусмотренных Соглашениями и перечисленных средств в случае установления факта использования данных средств не по целевому назначению. Также, согласно п. 5.2 Соглашений Администрация ГО Красноуфимск в случае неисполнения и ненадлежащего исполнения товариществами собственников жилья обязательств по Соглашениям с ТСЖ вправе инициировать процедуру возврата денежных средств.
Федеральным Законом № 185-ФЗ от 21.07.2007 года в качестве ограничений определены следующие условия: а) капитальному ремонту подлежит только общее имущество многоквартирного дома; б) объектами капитального ремонта из состава общего имущества могут быть только конструктивные элементы и инженерные системы жилого дома, указанные в ч. 3 ст. 15 данного закона.
Ремонт подъездов, устройство ограждений, сараев, дверных блоков, установка ворот с калиткой, работы по ремонту частного имущества граждан: ремонт печей, покрытий полов лоджий, установка окон из ПВХ и электрических счетчиков, ремонт квартир к видам работ по капитальному ремонту, финансируемому в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 185-ФЗ от 21.07.2007 года, не относится.
Ссылка представителя ответчика на «Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденных Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 17.09.2009 года, несостоятельна, поскольку вышеуказанные ремонтные работы не поименованы в Методических рекомендациях, кроме того, они не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, к конструктивным элементам и инженерным системам жилого дома.
Кроме того, в ходе проверки было выявлено выполнение работ по ремонту крыши, утеплению и ремонту фасада помещения парикмахерской «Кэт», являющегося собственностью индивидуального предпринимателя ФИО4 Помещение парикмахерской «Кэт» в реестре муниципальной собственности ГО Красноуфимск не числится. При этом ТСЖ «Центр» за счет целевых средств в сумме 248,6 тыс. руб. (из них средства областного бюджета – 6,7 тыс. руб.) были оплачены ремонтные работы подрядной организации ООО «Радуга» в жилом <адрес>, в котором расположено помещение парикмахерской (43,7 кв.м), при этом собственник данного помещения не участвовал в оплате ремонтных работ.
Помимо этого, проверкой установлены нарушения в использовании бюджетных средств: ТСЖ «Единое ТСЖ» произведена оплата подрядным организациям за фактически невыполненные работы по монтажу опорных стоек из стальных труб и их бетонированию в жилых домах по адресам: <адрес>. на сумму 24,0 тыс. руб. (из них средства областного бюджета 1,1 тыс. руб.), что подтверждается актами визуальных осмотров. Таким образом, бюджетные средства использованы ТСЖ «Единое ТСЖ» на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
Кроме того, получателями субсидий ТСЖ «Центр», ТСЖ «Единое ТСЖ» и ТСЖ «Соболь» на средства, выделенные для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, получены банковские проценты в сумме 306,5 тыс. руб., которые были ими израсходованы на текущие нужды.
При этом на основании ч. 9 ст. 20 Федерального Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года (в редакции, действовавшей в проверяемый период), оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в ч.7 ст. 20 Закона средств производится с учетом требований, установленных ч. 5 ст. 15 Закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного ч. 11 ст. 20 Закона.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года, направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно ч. 2 ст. 18 и п. 2 ч. 6 ст. 20 Закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в ч. 3 ст. 15 Закона, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в п. 1 ч. 2 ст. 15 Закона многоквартирных домов, виды работ по которому установлены ч. 3 ст. 15 Закона, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.
При этом ч. 12 ст. 20 Федерального Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года содержит прямой запрет на право товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо выбранных собственниками помещений в многоквартирных домах управляющих организаций пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 9 и 11 ст. 20 Закона.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм закона следует, что Федеральным Законом № 185-ФЗ от 21.07.2007 года предусмотрен особый, целевой порядок расходования средств Фонда, поступивших на капитальный ремонт многоквартирных домов, которые включены в соответствующую адресную программу.
Вышеуказанные целевые средства не являются собственностью ТСЖ, указанных кооперативов или управляющих организаций, в связи с чем, не могут быть использованы ими в целях получения дохода (процентов).
Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ, средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - относятся к средствам целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы данных юридических лиц и подлежат раздельному учету доходов (расходов) данными юридическими лицами как налогоплательщиками.
Заключение товариществами собственников жилья - ТСЖ «Центр», ТСЖ «Единое ТСЖ» и ТСЖ «Соболь» (получателями субсидий, выделенных для проведения капитального ремонта многоквартирных домов) договоров с кредитными организациями с целью получения процентов с суммы целевых средств субсидий (фактически - размещение на банковских депозитах посредством заключения гражданско-правовой сделки с кредитной организацией с целью получения дохода) является не предусмотренным Федеральным Законом № 185-ФЗ от 21.07.2007 года распоряжением со стороны ТСЖ целевыми средствами, которые не принадлежат данным ТСЖ.
Так, вышеуказанными товариществами собственников жилья были заключены договоры банковского счета, предусматривающие начисление кредитными организациями процентов на средства, размещенные ТСЖ на счете, в результате чего ТСЖ были получены проценты на общую сумму 306,5 тыс. руб. (из них проценты на средства областного бюджета - 14,4 тыс. руб.)
Таким образом, в нарушение п. 12 ст. 20 Федерального Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на бюджетные средства, предусмотренные для осуществления капитального ремонта многоквартирных домов, получены банковские проценты, что согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств, из них средств областного бюджета – 14,4 тыс. руб.
Доводы представителя ответчика в той части, что актами проверок Администрации городского округа Красноуфимск от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что фактов нецелевого использования бюджетных средств при проведении капитального ремонта многоквартирных домов на территории ГО Красноуфимск, не установлено, суд не принимает во внимание, поскольку акт от ДД.ММ.ГГГГ составлен ведущим специалистом отдела финансового контроля финансового управления в Городском округе Красноуфимск ФИО5, которая и проводила проверку; из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что в ходе проверки были проверены многоквартирные дома, которые указаны в акте проверки Межрайонного отдела контрольно-ревизионной работы Министерства финансов Свердловской области в городе Первоуральске от ДД.ММ.ГГГГ. Более того, акт Межрайонного отдела контрольно-ревизионной работы Министерства финансов Свердловской области в городе Первоуральске от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не обжалован, факты нецелевого использования денежных средств, указанные в данном акте подтверждены документально.
На основании вышеизложенного, суд считает установленным и доказанным факт использования бюджетных денежных средств (средств областного бюджета) не по целевому назначению, в связи с чем, исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленные в интересах субъекта Российской Федерации – Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области, подлежат удовлетворению.
Ответчик в силу п.1 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Российской Федерации – Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области к Администрации городского округа Красноуфимск об обязывании восстановить в бюджет Свердловской области средства, израсходованные не по целевому назначению, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Красноуфимск восстановить в бюджет Свердловской области средства, израсходованные не по целевому назначению в сумме 77500 (семьдесят семь тысяч пятьсот) рублей в срок до 1 августа 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: Терехина Т.А.