ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-391/2018 от 19.04.2018 Партизанского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-391/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес><Дата>

Партизанский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Шкляр Е.А.

при секретаре Булавкина И.В.,

с участием:

истца – ФИО1,

представителя ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Партизанского городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, указывая, что она является нанимателем квартиры площадью 26,9кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Иного жилья в собственности или найме истец не имеет. В данной квартире она зарегистрирована одна. Является пенсионером. Жилой дом, в котором находится квартира, является ветхим (аварийным). Межведомственная комиссия признала указанную квартиру непригодной для проживания. Истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с <Дата> и включена в списки: «малоимущие» - номер очереди №___, «внеочередное обеспечение жилым помещением» - номер очереди №___ по состоянию на <Дата>. Она обратилась с письменным заявлением в Администрацию партизанского городского округа о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако получила отказ за №___-Р от <Дата>, мотивированный тем, что жилье ей будет предоставлено в порядке очередности при выявлении пустующих муниципальных благоустроенных жилых помещений. С данным ответом Администрации Партизанского городского округа она не согласна, так как в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма. Просит возложить на Администрацию Партизанского городского округа обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение площадью не менее 21, 5 кв.м.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что просит предоставить жилое помещение в границах <адрес> края. Дополнила, что квартира, нанимателем которой она является, не пригодна для проживания. В настоящее время она временно проживает в доме, который собственники собираются продавать. Просит иск удовлетворить и предоставить квартиру в черте <адрес>.

Представитель ответчика Администрации Партизанского городского округа в судебном заседании заявленные требования не признала, показав, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено администрацией <адрес>ФИО1 на основании договора социального найма жилого помещения №___ от <Дата>. Согласно ответа отдела по учету и переселению граждан Управления экономики и собственности администрации ПГО №___ от <Дата> на запрос юридического отдела администрации ПГО, ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации ПГО с <Дата>, по состоянию на <Дата> включена в список «малоимущие» - номер очереди №___ и в список «внеочередное обеспечение жильем» - номер очереди №___. Жилое помещение по <адрес> Заключением межведомственной комиссии №___ от <Дата> признано непригодным для проживания. Предоставление гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат, жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, возможно только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения малоимущности, объективной нуждаемости в жилом помещении. ФИО1 является нанимателем квартиры, признанной непригодной для проживания, она поставлена в оба списка, но впереди нее в этой очереди имеются и другие люди, которые были поставлены на учет раньше ФИО1 Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.12 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Частью 3 ст.12 Конституции Российской Федерации установлено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом не имеет правового значения то, по чьей вине и когда жилое помещение истца пришло в непригодное для проживания состояние.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1 ст.40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч.2 и 3 ст.40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу <Дата>, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч.1 ст.49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со ст.52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст.40 (ч.3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.

Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведённых выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очерёдности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое в соответствии со ст.89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <Дата>№___ утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», пунктом 7 которого установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в этом Положении требованиям (абз.1 пункта 7). Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда (абз.3 пункта 7).

Таким образом, в силу вышеуказанных норм права доказательством непригодности жилого помещения для проживания может являться лишь заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно договору социального найма жилого помещения от <Дата>№___ФИО1 является нанимателем находящегося в муниципальной собственности жилого помещения общей площадью 21.5 кв.м., в том числе жилой 13.2 кв.м, по адресу: <адрес>.

Согласно паспорта жилого помещения (приложение №___ к договору социального найма жилого помещения №___ от <Дата>) квартира по адресу: <адрес> находится в муниципальном жилищном фонде, расположена на 1 этаже, помещение общей площадью 21,5 кв.м. включая 13,2 кв.м. жилой площади в отдельной квартире, в том числе: комната – 13,2 кв.м., кухня - 8,3 кв.м. Квартира оборудована печным отоплением, электроосвещением. Жилой дом сдан в эксплуатацию в <Дата> году, дом - бревенчатый, количество этажей – один.

Согласно выписки из поквартирной карточки, предоставленной МАУ «МФЦ ПГО» №___ от <Дата> по адресу: <адрес> начиная с <Дата> по настоящее время зарегистрирована ФИО1

Из акта обследования жилого помещения №___ от <Дата> следует, что было обследовано помещение по адресу: <адрес>. Согласно заключения межведомственной комиссии по результатам обследования помещения на основании п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата>№___, обследованное жилое помещение следует признать непригодным для постоянного проживания.

Согласно заключения межведомственной комиссии №___ от <Дата> принято заключение о несоответствии жилого помещения по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Согласно выписки из протокола №___ городской общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата>ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении, так как находящееся в ее пользовании по договору социального найма жилое помещение по адресу: <адрес> (общая площадь 21, 5 кв.м., неблагоустроенная) – не отвечает установленным для жилых помещений требованиям – п. 3 ст. 51 ЖК РФ. Среднемесячные доходы на одного члена семьи составляют меньше установленного порогового значения для постановки на учет. ФИО1 включена в список «Малоимущие».

<Дата>ФИО1 обратилась в администрацию Партизанского городского округа с заявлением о внеочередном предоставлении жилья.

Согласно ответа администрации Партизанского городского округа №___-Р от <Дата>ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с <Дата> и включена в списки «малоимущие» - номер очереди №___, «внеочередное обеспечение жилым помещением» - номер очереди №___ по состоянию на <Дата>. На основании постановления администрации Партизанского городского округа <адрес>№___ –па от <Дата> «О проведении инвентаризации муниципального жилищного фонда Партизанского городского округа» администрацией Партизанского городского округа проводится инвентаризация муниципальных жилых помещений. При выявлении пустующих муниципальных благоустроенных жилых помещений будет проведен их ремонт для дальнейшего предоставления нуждающимся гражданам. Предоставление истице благоустроенного жилого помещения по договору социального найма возможно в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.

Из справки от <Дата> ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» филиал по <адрес> Производственный участок по Партизанскому городскому округу Отделение №___ следует, что согласно архивным документам и учетным данным за ФИО1 право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Партизанского городского округа, не зарегистрировано.

Таким образом, жилое помещение, которое истец в настоящее время занимает, непригодно для проживания, доказательств того, что истец может обеспечить себя жилым помещением самостоятельно, в судебное заседание не представлено, сведения о наличии у истца в собственности иных жилых помещений в материалах дела отсутствуют.

Суд полагает, что в судебном заседании объективная нуждаемость истца в жилом помещении нашла своё подтверждение.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечёт возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ от <Дата>№___, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата>№___ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обуславливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильём с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом, граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст.55 ЖК РФ).

Следовательно, предоставление жилого помещения истцу, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статей 87, 89 ЖК РФ.

Доводы представителя ответчика не могут служить основанием к отказу в исковых требованиях, поскольку юридически значимым обстоятельством по данному делу является именно тот факт, что жилое помещение, занимаемое истцом в настоящее время, признано непригодным для проживания. Доказательств наличия у истца возможности обеспечить себя жилыми помещениями самостоятельно, ответчиком в судебное заседание не представлено.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Таким образом, на ответчика надлежит возложить обязанность по предоставлению истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 21.5 кв.м., расположенное в границах <адрес> края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Партизанского городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Администрацию Партизанского городского округа <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 21.5 кв.м., расположенное в границах <адрес> края.

Решение может быть обжаловано в <адрес> через Партизанский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <Дата>.

Судья Шкляр Е.А.