Дело № 2-391/2021
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2021 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Гусевой И.В.,
при секретаре Магола К.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица администрации Боготольского района Красноярского края ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края о возложении обязанности организовать централизованное водоснабжение населения поселка Лозняки питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском к администрации Боготольского сельсовета Красноярского края (далее Боготольский сельсовет) о возложении обязанности организовать централизованное водоснабжение населения поселка Лозняки питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН.
Обосновав тем, что на территории <адрес> имеются три шахтных колодца, которые должны обеспечивать потребность населения поселка, как в питьевой воде, так и потребность в воде для хозяйственных нужд, иные источники водоснабжения на территории <адрес> отсутствуют. Указанные колодцы устанавливались в 60-е годы прошлого столетия предприятием «Боготольский льнозавод» и находились на его балансе до момента его закрытия, и были переданы на баланс Боготольской сельской администрации, которая содержала колодцы в ненадлежащем состоянии, в результате чего один из колодцев пришел в негодность, а два других не обеспечивают потребность населения и по результатам проведенных Роспотребнадзором испытаний пробы воды не соответствуют качеству питьевой воды.
Во исполнение решения Боготольского районного суда Красноярского края от 08 декабря 2015 года, администрацией Боготольского сельсовета на территории <адрес> летом 2018 года без проведения геологических изысканий был сооружен новый шахтный колодец, который не соответствует требованиям стандартов и СНиП. Вода в колодце имеет зловонный запах, в летний период времени вода в колодце отсутствует, в весенне-осенний период вода в колодце наполняется за счет таяния снегов и дождевой воды. В зимний период вода в колодце замерзает и тает с наступлением положительных температур. Таким образом, до настоящего времени питьевое водоснабжение индивидуальных жилых домов в указанном населенном пункте ответчиком не организовано,
Просит обязать администрацию Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края организовать централизованное водоснабжение населения <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Боготольского сельсовета ФИО2, исковые требования не признал, просил в иске отказать, ссылаясь на то, что на территории <адрес> водоснабжение населения осуществляется нецентрализованной системой холодного водоснабжения при помощи двух общественных шахтных колодцев, личных колодцев и водозаборных скважин граждан, а также одного муниципального шахтного колодца находящегося в муниципальной собственности Боготольского сельсовета. Исходя из численности сельского поселения <адрес>, организовывать централизованное водоснабжение экономически не целесообразно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора администрации Боготольского района ФИО3 действующая на основании доверенности выданной 12.05.2021 г. со сроком действия три года, исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю уведомленный надлежащим образом, представил заявление в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения требований не возражал.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относится организация водоснабжения населения.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Закона, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2007 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
На основании части 9 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют "централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1074-01) по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать органолептическим, химическим и микробиологическим нормативам, приведенным в таблице.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Согласно статьи 1 Закона Красноярского края от 24.12.2004г. № 13-2868 «Обустановлении границ и наделении соответствующим статусов муниципального образования <адрес> и находящихся в его границах иных муниципальных образований» в составсельского поселения Боготольский сельсовет Боготольского муниципального района Красноярского края (далее - Боготольский сельсовет), входят сельские населенные пункты: <адрес> (административный центр), <адрес>
Истец зарегистрирован и проживает <адрес>
В силу п.16 ч.1 ст. 6 Устава Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края организация водоснабжения населения в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения (л.д. 40-69).
Согласно сведениям представленным администрацией Боготольского сельсовета в поселке <адрес> зарегистрировано 48 человек, фактически проживает 22 человека, расположено 14 домовладений, на территории находится один источник нецентрализованного водоснабжения находящийся в муниципальной собственности Боготольского сельсовета.
Обеспечение жителей питьевой водой осуществляется из трех колодцев шахтного типа обустроенных на улицах поселка, один из которых находится в муниципальной собственности, а также из колодцев и скважин, расположенных в частных домовладениях. Централизованная система водоснабжения и водоотведения в <адрес> отсутствует. Колодцы построены местными жителями самостоятельно с учетом необходимой потребности в питьевой воде.
Из ответа главы Боготольского сельсовета на обращение ФИО1 по поводу организации централизованного водоснабжения жителей <адрес> следует, что водоснабжение поселка осуществляется при помощи двух общественных шахтных колодцев, личных шахтных колодцев и водозаборных скважин, а также шахтного колодца сооруженного на территории <адрес> и находящегося на балансе Боготольского сельсовета. Жалоб от жителей <адрес> на нехватку воды не поступало, организация централизованного водоснабжения в <адрес> экономически не выгодна (л.д. 17, 18).
Согласно ответам администрации Боготольского района Красноярского края на жалобы ФИО1, во исполнение решения суда от 08.12.2015 года, администрацией Боготольского сельсовета на территории <адрес> летом 2018 года был сооружен новый шахтный колодец, местоположение которого, было определено по желанию жителей <адрес>, земельный участок на котором расположен колодец поставлен на кадастровый учет. Согласно протоколу исследования воды из колодца, питьевая вода отклонений от норм СанПиН не имеет. Организация централизованного водоснабжения <адрес> является финансово нецелесообразным (л.д. 19, 20, 102, 103).
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Разрешая исковые требования, суд принимает во внимание, что на территории <адрес> при отсутствии централизованной системы холодного водоснабжения, имеется источник нецентрализованного водоснабжения, состоящий на балансе органа местного самоуправления, кроме того, жители поселка обеспечивают себя питьевой водой путем забора воды из частных колодцев и скважин, таким образом организация водоснабжения жителей данного поселка осуществляется в соответствии с приведенными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 07.12.2007 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Правилами холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, а также СанПиН 2.1.4.1074-01.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что положение п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляющее обязанность органов местного самоуправления по организации в границах сельских поселений водоснабжения населения, носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения, таким образом, указанное положение закона не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности. С учетом установленных фактических обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца ФИО1 о возложении обязанности на администрацию Боготольского сельсовета по организации централизованного водоснабжения <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края о возложении обязанности организовать централизованное водоснабжение населения поселка Лозняки питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН-отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Боготольский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Гусева
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2021 года.