ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3924/21 от 07.10.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-3924/21

УИД-09RS0001-01-2021-006537-78

Решение

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе:

судьи Панаитиди Т.С.,

при секретаре Гиоевой К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гербекова Халиса Энверовича, Гербековой Джанеты Халитовны, действующие в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО8, ФИО2 к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об обязании включения семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья,

установил:

Гербеков Х.Э., Гербекова Д.Х. действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО8, ФИО2, обратились в Черкесский городской суда КЧР с иском Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты. В обоснование доводов указано, что Постановлением Главы Усть-Джегутинского муниципального района семья Гербековых в составе пяти человек была признана нуждающейся в улучшений жилищных условий, после чего ими было подано заявление в отдел жилищных программ Карачаево-Черкесского республиканского предприятия «Дирекция капитального строительства» о включении их в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Директором казенного предприятия Карачаево-Черкесской Республики «Дирекция капитального строительства» семье в составе пяти человек: Гербекова Халиса Энверовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гербековой Джанеты Хатитовны ДД.ММ.ГГГГ года рождения и детей: ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР» утвержденной Постановлением Правительства КЧР от 31.01.2019 года , выдано свидетельство серии АА от 21.12.2018 года о предоставлении социальной выплаты в размере 122312, 0 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево - Черкесской Республики в равных долях каждому члену семьи. В связи с долгими затруднениями по перечислению социальной выплаты Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево - Черкесской Республики на расчетный счет, срок действия свидетельства продлевался неоднократно. После договоренности с Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики о перечислении социальной выплаты на расчетный счет Гербекова Х.Э. для последующей реализации жилищных прав членами семьи, свидетельство было предъявлено в АО «Тексбанк», расположенный по адресу: КЧР, г.Черкесск, Кавказская 99 - для заключения договора банковского счета между банком и Гербековым Х.Э., как владельцем свидетельства для осуществления операций в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» о государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР» утвержденной Постановлением Правительства КЧР от 31.01.2019 года №34. 26.02.2021 года между продавцом ФИО18 с одной стороны и семьей Гербековых заключен договор купли - продажи в общую долевую собственность по 1/5 доле на каждого земельный участок, общей площадью 2585 кв.м., с кадастровым номером: и расположенный на нем дом, общей площадью 94.3 кв.м., с кадастровым номером: находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес>. Жилой дом оценен в 1 950 000 рублей и земельный участок - в 500 000 рублей, из которых 460 000 рублей производится путем перечисления по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, серия МК-5 , выданного 24.04.2015 года в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», путем перечисления Государственным учреждением - Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республики денежных средств на лицевой счет продавца № открытого в ПАО «Сбербанк России» - филиал Карачаево-Черкесское отделение , после регистрации перехода права в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР. Сумма в размере 1 227 312 рублей должна быть оплачена за счет социальной выплаты на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики от 21.05.2019 года, выданного директором казенного предприятия КЧР «Дирекция капитального строительства» путем перечисления денежных средств со счета по обслуживанию государственных программ открытого на имя Гербекова Х.Э. в Филиале АОАБ «Тексбанк», на счет продавца, а оставшаяся сумма в размере 262 688 рублей уплачены полностью до подписания договора. Окончательный срок предъявления свидетельства в банк был до 21.06.2019 года включительно, действительно до 21.12.2019 года. Несмотря на окончательный срок предъявления свидетельства в банк до 21.06.2019 года включительно, Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики по состоянию на 13.09.2021 года так и не перечислил социальную выплату на приобретение жилого помещения. В связи с чем, семья Гербековых не может реализовать свое жилищное право и исполнить свои обязательства перед продавцом в полном объеме по договору купли-продажи от 26.02.2021 года. На неоднократные обращения в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, получают ответ о том, что нет финансирования. Достоверные доказательства невозможности перечисления на счет истца социальной выплаты, за счет которой истец должен рассчитаться с продавцом жилого дома и земельного участка ответчиком не представлено. На очередное обращение Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики направило ответ от 18.05.2021 года №250 о невозможности продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Просят: обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить семью в составе пяти человек: Гербекова Халиса Энверовича, Гербекову Джанету Халитовну, ФИО1, ФИО8, ФИО2 в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2021 году. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР выплатить социальную выплату на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>2 на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики в размере 1 227 312, 0 рублей до 31 декабря 2021 года на всех членов семьи: Гербекова Халиса Энверовича, Гербекову Джанету Халитовну, ФИО1, ФИО8, ФИО22

В судебное заседание истцы, их представитель Акбаева Ф.М., уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, в материалах дела имеются заявления от истцов Гербекова Х.Э. и Гербековой Д.Х. о рассмотрении дела в их отсутствие и удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КЧРКП «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, в материалы дела представлены письменные возражения. Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности и законности заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года №675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года №1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года № 738-О-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года №371 (в редакции от 03 июня 2015 года) «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на основании списков молодых семей - участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список предоставляется с 2015 года Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 (ред. от 25 августа 2015 года) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что семья Гербековых, состоящая из пяти человек (ФИО10, ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО2) являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей».

21 декабря 2018 года семье Гербековых выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства со сроком действия до 25 июля 2019 года (включительно). Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 25 января 2019 года.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Правительства РФ №1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

С 01 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», согласно которой молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением №1 - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 3 названных Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17).

Согласно п.25 Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В период возникновения права семьи Гербековых в 2018 году, государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (далее- Подпрограмма).

Исходя из содержания паспорта Подпрограммы, на 2015-2020 годы, основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01 апреля 2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильём молодых семей». Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Целью подпрограммы 4 «Обеспечение жильём молодых семей» была названа Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а задачей - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса. При этом согласно целевым показателям (индикаторам) подпрограммы 4 количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счёт средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, (единиц), должно было составить: в 2019 году - 145, в 2020 году - 55, в 2021 году - 58. Сроки реализации подпрограммы 4 определены с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели.

В развитие подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 29.12.2016 № 1097 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2017 год».

Между администрацией Усть-Джегутинского муниципального района и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым орган местного самоуправления передал, а КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево- Черкесской Республики для дальнейшего утверждения.

Как установлено судом, и следует из пояснений сторон, а также в соответствии с установленными вышеназванными нормативными правовыми актами, семья из пяти человек в составе Гербекова Халиса Энверовича, Гербековой Джанеты Халитовны, ФИО1, ФИО8, ФИО2 стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 21 декабря 2018 года №29. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 1227 312,00 копеек. Однако до настоящего времени эта социальная выплата не предоставлена.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), являющихся Приложением №4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Подпунктом "а" пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

23.05.2019 года Гербековым Х.Э. в ПАО АКБ «Связь-Банк» открыт банковский счет для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», по договору

19.06.2019 года на основании договора купли-продажи между Каракетовым С.М., Каракетовой Ф.Х., действующей от себя и как законный представитель своих н/л детей ФИО16, ФИО17, Байрамкулов Д-И.К с одной стороны и Гербековым Х.Э., Гербековой Д.Х., действующей от себя и как законный представитель н/л детей ФИО1, ФИО2, ФИО5, с другой стороны, истцы приобрели в собственность земельный участок площадью 3000 кв.м. и размещенный на нем жилой дом, состоящий из основного строения общей площадью 107,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Государственная регистрация перехода права собственности на жилой дом и земельный участок по указанному выше адресу осуществлена 21 июня 2019 года.

Однако, как следует из доводов стороны истца, данный договор был расторгнут, ввиду того, что ответчиком не была перечислена сумма, согласно свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1227312,00 рублей.

26.02.2021 года между продавцом ФИО18 с одной стороны и Гербековым Х.Э., Гербековой Д.Х., действующей от себя и как законный представитель н/л детей ФИО1, ФИО2, ФИО5, с другой стороны, заключен договор купли - продажи в общую долевую собственность по 1/5 доле на каждого, земельный участок площадью 2585 кв.м. за 500000 рублей и расположенный на нем жилой дом, площадью 94,3 кв.м., за 1950000 рублей, находящиеся по адресу: <адрес>.

Пунктом 7 договора купли-продажи от 26.02.2021 года определено, что оплата части стоимости, приобретаемого покупателями жилого дома, в размере в 460 000 рублей производится путем перечисления средств по Государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, выданного 24 апреля 2015 года Гербековой Д.Х., на счёт продавца ФИО18, в установленный законом срок. Оплата части стоимости, приобретаемого жилого дома, в размере в 1 227312,00 рублей, будет производиться за счёт социальных выплат, путём перечисления с расчётного счёта 40, «Покупателя» Гербекова Х.Э., открытого 29 января 2021 года, в Акционерном обществе Акционерный банк «Тексбанк», для осуществления операций в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево - Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительством Карачаево-Черкесской Республики №34 от 31.01.2019 года и на основании Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилого строительства от 21.05 2019 года серия , на счёт Продавца ФИО18, в установленный законом срок. Оставшаяся часть стоимости жилого дома в размере 262688,00 рублей уплачены «покупателями» продавцу до подписания настоящего договора.

Государственная регистрация перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости по указанным адресам осуществлена 10.03.2021 года.

Как следует из доводов стороны истца, денежные средства должны были оплачиваться в том числе за счет средств республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020» (1227312 руб.), путем перечисления с именного счета Покупателя, открытого в ПАО АКБ «Связь-Банк» на расчетный счет Продавца, открытого в ПАО Сбербанк.

01.05.2020 г. ПАО АКБ «Связь-Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк». Всоответствии сост.23Федерального закона «Обанках и банковской деятельности» начата процедура реорганизации ПАО «Промсвязьбанк» иМежрегионального коммерческого банка развития связи иинформатики (ПАО АКБ «Связь-Банк») вформе присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» кПАО «Промсвязьбанк». Решение ореорганизации ПАО «Промсвязьбанк» было принято единственным акционером ПАО «Промсвязьбанк» 26марта 2020г., решение ореорганизации ПАО АКБ «Связь-Банк» было принято единственным акционером ПАО АКБ «Связь-Банк» 26марта 2020года. 01мая 2020 года ФНС России внесена запись в ЕГРЮЛ о реорганизации в форме присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» кПАО «Промсвязьбанк».

В связи с указанными обстоятельствами, Гербеков Х.Э. ввиду передачи пакета документов, которые первоначально были в представлены в ПАО АКБ «Связь-Банк», и в дальнейшем переданы в АО «Тексбанк», обратилась с заявлением об открытии счета и заключила договор банковского счета.

Согласно ответа АО «Тексбанк», банком была направлена заявка на финансирование (перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на приобретение жилого помещения) в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики от 18.05.2021 №250 следует, что предоставление социальных выплат молодым семьям осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - Подпрограмма) государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 года №34. В соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным.

В свою очередь, статьей 29 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку государство, включая молодую семью Гербековых в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Довод ответчиков, что свидетельство, выданное семье истца 25.12.2018, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, являлось недействительным ввиду окончания срока его действия, в связи с чем, является необоснованным, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту "а" пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

По данному делу юридически значимым обстоятельством являлось выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, семья истца реализовали право на улучшение жилищных условий, приобрели по договору купли-продажи жилое помещение, переход права собственности зарегистрирован, заявка от Банка на перечисление социальной выплаты ответчику направлена, свидетельство выдано, однако не исполнено, что исключает возможность сохранения за Коркмазовыми права на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях в соответствии с пунктом 52 вышеуказанных Правил и лишило их возможности реализовать право на получение социальной выплаты.

Руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности с пояснениями сторон и обстоятельствами дела, суд пришел к выводу о том, что молодая семья Гербековых, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Гербекова Халиса Энверовича, Гербековой Джанеты Халитовны, действующие в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО9, ФИО2, удовлетворить.

Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики включить семью в составе пяти человек: Гербекова Халиса Энверовича, Гербекову Джанету Халитовну, ФИО1, ФИО8, ФИО2 в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2021 году.

Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики выплатить социальную выплату на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>2 на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики в размере 1 227 312,00 рублей до ДД.ММ.ГГГГ на всех членов семьи: Гербекова Халиса Энверовича, Гербекову Джанету Халитовну, ФИО1, ФИО8, ФИО2.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2021 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Т.С. Панаитиди