ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3925/2021 от 17.03.2022 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2-569/2022

64RS0047-01-2021-007389-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе председательствующего по делу судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии представителя истцов по первоначальному иску, ответчика по встречному иску Администрации МО «Город Саратов» и администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» ФИО2, действующей на основании доверенностей от 14 сентября и <дата>,

представителя ответчика по первоначальному иску ответчика по встречному иску ФИО3 – ФИО4, действующего на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО «Город Саратов», Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» к ФИО3, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, об изъятии жилого помещения с выплатой денежной компенсации, по встречному иску ФИО3 к Администрации МО «Город Саратов», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взыскании неустойки,

установил:

Администрация МО «Город Саратов», Администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» обратились в суд с заявленными требованиями, в обоснование которых указали, что ФИО3 является собственником жилого помещения площадью 37,7 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от <дата> утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Вышеуказанный жилой дом включен в указанную программу. Постановлением администрации МО «Город Саратов» « от <дата> «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд», в соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ для муниципальных нужд был изъят земельный участок, по адресу: <адрес>. Во исполнение указанного постановления в адрес ответчика было направлено соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение. Возмещение (выкупная цена изымаемого жилого помещения) за изымаемую квартиру определена в размере 1 301 441 рубль. Ответчик до сих пор не заключила вышеуказанное соглашение и значится собственником жилого помещения в аварийном доме по настоящее время. На основании изложенного истец просит изъять жилое помещение площадью – <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, с выплатой возмещения собственнику в размере 1 301 441 рубль 00 копеек; выселить ответчика из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; прекратить право собственности ФИО3 на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>; снять с регистрационного учета ФИО3 по адресу: <адрес>; признать право собственности МО «Город Саратов» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

<дата> ФИО3 в суд подано встреченное исковое заявление, в котором указано, что на основании договора купли-продажи квартиры от <дата> истец является собственником жилого помещения, площадью 37,7 кв.м. по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии от 11 марта 2015 года № 4/О распоряжением администрации МО «Город Саратов» от <дата>-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от <дата> «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» был изъят для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от <дата> утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Указанный аварийный дом подлежит расселению в рамках приведенной ведомственной целевой программы. В <дата> года ФИО3 направила в МКУ «Капитальное строительство» запрос о сроках предоставления жилого помещения взамен аварийного жилья. В письменном ответе МКУ «Капитальное строительство» от <дата> указывается, что многоквартирный <адрес> включен в пятый этап ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Планируемая дата окончания переселения – <дата>. С целью переселения граждан из жилого помещения в аварийном <адрес> приобретена двухкомнатная <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная на 7-м этаже 10-ти этажного жилого дома по строительному адресу: <адрес> СарГРЭС. Плановый срок передачи жилого помещения по муниципальному контракту – не позднее <дата>. Согласно ст. 32 ЖК РФ истец из представленного ей законом права выбора способа обеспечения их жилищных прав выбрала предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. Истец считает действия администрации МО «Город Саратов» по отказу в выборе способа обеспечения их жилищных прав и принуждению к получению возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1 301 441 рубля незаконным в силу следующих обстоятельств. Ссылка истца по первоначальному иску на ч. 9 ст. 32 ЖК РФ является несостоятельной ввиду того, что МКУ «Капитальное строительство», являясь структурным подразделением администрации г. Саратова во-первых подтвердило выбор истицы по встречному истку о предоставлении взамен аварийного жилья другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, и намерение администрации МО «Город Саратов» заключить с ФИО3 в дальнейшем соглашение о предоставлении жилого помещения. Во-вторых, администрация МО «Город Саратов» злоупотребила административным ресурсом в части того, что отказала итцу по встречному иску в выборе способа защиты своих жилищных прав, гарантированных ей Конституцией РФ, и в императивном порядке потребовала заключения соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение. Доказательств обратного администрацией МО «Город Саратов» суду не представило. На основании изложенного просит обязать администрацию МО «Город Саратов» в течение месяца со дня вступления решения суда в закону силу предоставить ФИО3 на праве собственности в пределах города Саратова благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.; взыскать с администрации МО «Город Саратов» в свою пользу судебную неустойку в размере 500 рублей в день со дня, следующего за днем окончания срока исполнения вступившего в законную силу решения суда, до дня фактического исполнения.

Представитель истцов по первоначальному иску, ответчика по встречному иску Администрации МО «Город Саратов» и администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» ФИО2 в судебном заседании первоначально заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать.

Ответчик по первоначальному истку, истец по встречному иску ФИО3 в судебное заседание не явилась,

Представитель ответчика по первоначальному иску ответчика по встречному иску ФИО4 возражал против удовлетворения первоначально заявленных исковых требований, просил удовлетворить встречные исковые требования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив доводы искового заявления, встречного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО3 является собственником квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение принадлежат ей на основании договора купли-продажи от <дата> (л.д. 42-43- договор купли-продажи от <дата>, л.д. 57-свидетельство о праве собственности).

Заключением медведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, от <дата> многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Распоряжением администрации МО «Город Саратов» от <дата>-р утверждены мероприятия по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства указаны в письме директора МКУ «Капитальное строительство» ФИО1 ФИО3, и не оспариваются сторонами (л.д. 55).

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом <дата> Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от <дата>, комитет участвует в реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного муниципального жилищного фонда.

Согласно пункту 3.5.3 указанного Положения комитет обеспечивает в пределах своей компетенции защиту имущественных прав МО «Город Саратов» при ведении дел в судах общей юрисдикции.

Распоряжением администрации МО «Город Саратов» от <дата> «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность в течении пяти месяцев со дня издания настоящего распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений; произвести реконструкцию указанного дома.

На администрацию Октябрьского района МО «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес>, на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст. 88 ЖК РФ.

Кроме того, на Комитет по управлению имуществом г. Саратова возложена обязанность: осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по адресу: <адрес>, включить сведения об аварийности жилых помещений в реестр муниципальной собственности.

На администрацию Октябрьского района МО «Город Саратов» возложена обязанность в том принять меры по недопущению повторного заселения жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации МО «Город Саратов» от <дата> «Об изъятия земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ земельный участок и находящиеся на нем жилые помещения по адресу: <адрес>, был изъят для муниципальных нужд.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

С. 32 ЖК РФ предусматривает права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, право собственности на жилое помещение не может быть прекращено у собственника без предварительного и равноценного возмещения.

Из ч. 9 ст. 32 ЖК РФ следует, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение был направлен ФИО3, размер вознаграждения за изымаемое жилое помещение составлял 1 301 441 рубль 00 копеек.

ФИО3 соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение не подписано, ею предъявлены встречные исковые требования о предоставлении ей жилого помещения взамен аварийного.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащем сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

При этом ФЗ от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ статья 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2, в соответствии с которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Кроме того, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Как установлено в судебном заседании жилой дом по адресу: <адрес> включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан г. Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденную Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата>, то есть до внесения изменений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и введения ч. 8.2 указанной статьи.

Таким образом законодатель определил альтернативные способы обеспечения граждан, проживающих в аварийных домах, жилищными правами, при этом каждый из способов является самостоятельным, избрание же того или иного способа не находится в зависимой последовательности друг от друга, и собственник спорного жилого помещения ФИО5 имеет право выбора любого из названных способов обеспечения ее жилищных прав.

При таких обстоятельствах, в силу положений п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» у администрации муниципального образования «Город Саратов» имеется обязанность предоставить ФИО3 в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.

При таких обстоятельствах суда полагает подлежащими отклонению первоначально заявленные требования Администрации МО «Город Саратов», Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» к ФИО3 об изъятии жилого помещения с предоставлением выкупной цены, и законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования ФИО3 о возложении на Администрацию МО «Город Саратов» предоставить в собственность взамен изымаемого жилого помещения - квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> равнозначное пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, площадью не менее <данные изъяты>.м.

Истцом заявлены требования о предоставлении жилого помещения в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, в связи с чем суд полагает необходимым указать на обязанность Администрации МО «Город Саратов» предоставить жилое помещение истцу в течение месяца со дня предоставления в законную силу решения суда.

Удовлетворяя требования ФИО3 о предоставлении ей жилого помещения в собственность, во избежание неосновательного обогащения, и с учетом характера возникших между сторонами правоотношений, следует прекратить право собственности ФИО3 на жилое помещение – квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> момента фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в его собственность равнозначного пригодного для проживания благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова, площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

По требованию о взыскании неустойки, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с администрации МО «Город Саратов» в пользу ФИО3 судебную неустойку в размере 500 рублей в день, со дня, следующего за днем окончания срока исполнения вступившего в законную силу решения суда до дня фактического исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований иску Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» к ФИО3, об изъятии жилого помещения с выплатой денежной компенсации отказать.

Встречные исковые требования ФИО3 к Администрации муниципального образования «Город Саратов», о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взыскании неустойки удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО3 в собственность благоустроенное жилое помещение, площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в пределах г. Саратов.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу ФИО3 неустойку в размере 500 рублей 00 копеек в день со дня, следующего за днем окончания исполнения судебного решения в случае его неисполнения, до дня фактического исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись П.А. Замотринская