Дело №2-3926/2022 18 октября 2022 года
29RS0023-01-2022-003511-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Остапчука Д.С.,
при секретаре Абдрахимовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Северодвинск», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» о возложении обязанности по выделению денежных средств на мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, принятию мер по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
установил:
заместитель прокурора города Северодвинска обратился с уточненным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Северодвинска, МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» о возложении обязанности по выделению денежных средств на мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, принятию мер по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Северодвинска проведена проверка МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» относительно исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.
В ходе проведения проверки установлено, что корпусы указанного учреждения не оснащены охранной сигнализацией и не обеспечены надлежащей охраной, в корпусах отсутствуют помещения для охраны и с оборудованными в них системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), финансирование со стороны Администрации Северодвинска на устранение указанных нарушений не предусмотрено.
Поскольку МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность по обеспечению охраны данного учреждения должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются Администрацией Северодвинска.
С учетом изложенного, просит обязать Администрацию Северодвинска в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на оснащение корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» охранной сигнализацией;
обеспечение охраны корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
оборудование на 1-м этаже корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
Также просит обязать МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу оснастить корпусы № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» охранной сигнализацией;
обеспечить охрану корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
оборудовать на 1-м этаже корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (л.д. 3-7, 72-73).
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Северодвинска Мошин А.М. настаивал на удовлетворении иска с учетом его уточнения.
Представитель ответчика Администрации Северодвинска ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы прокуратуры по существу не оспаривала, просила учесть дефицит бюджета муниципального образования «Северодвинск.
В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» - заведующий ФИО2 (л.д. 56) доводы прокуратуры по существу не оспаривал, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации Северодвинска, извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 69), в суд не явился, представил отзыв на исковые требования, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 45-46).
По определению суда и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Прокуратурой города Северодвинска проведена проверка МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» относительно исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов. В ходе проведения проверки установлено, что МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» относится к третьей категории опасности.
Корпусы № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) указанного учреждения охранной сигнализацией не оснащены;
Охрана корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) указанного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена;
На 1-м этаже корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» не оборудованы помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу ст. 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которое вступило в силу с 17.08.2019 и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию правообладателем объекта (территории) (п. 8 Требований .....).
Работа комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии (п. 8 Требований .....).
Из п.п. «е» п. 11 Требований ..... следует, что комиссия в ходе своей деятельности, помимо прочего, определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Судом установлено, что вопреки указанным требованиям, в установленный законом срок мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности применительно к МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» в полной мере не профинансированы и не выполнены (л.д. 21-22).
С учетом изложенного, принимая во внимание необходимость установления разумного срока исполнения решения суда, который должен быть достаточным для реализации комплексных мероприятий по обеспечению охраны объектов и территории МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида», суд обязывает ответчика МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» оснастить корпусы № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) охранной сигнализацией, обеспечить охрану корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать на 1-м этаже корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 14 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся среди прочих вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Поскольку учредителем МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» является муниципальное образование «Северодвинск» в лице Администрации Северодвинска (л.д. 9), принимая во внимание необходимость установления разумного срока исполнения решения суда, который должен быть достаточным для реализации комплексных мероприятий по обеспечению финансирования охраны объектов и территории МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида», суд обязывает ответчика Администрацию Северодвинска в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на оснащение корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» комбинированного вида» охранной сигнализацией, обеспечение охраны корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудование на 1-м этаже корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) МБДОУ «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Северодвинск», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» о возложении обязанности по выделению денежных средств на мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, принятию мер по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на:
- оснащение корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» охранной сигнализацией;
- обеспечение охраны корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудование на 1-м этаже корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- оснастить корпусы № 1 (<адрес>) и № 2 <адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» охранной сигнализацией;
- обеспечить охрану корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать на 1-м этаже корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида» помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.С. Остапчук
Мотивированное решение изготовлено 25.10.2022