Дело № 2-3927-13РЕШЕНИЕименем Российской ФедерацииЗаводский районный суд <адрес>В составе председательствующего Михеевой С.Н.при секретаре ФИО2рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии » в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка, УСТАНОВИЛ:ФИО1 обратился в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> и просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 855 кв.м., в размере его рыночной стоимости 406000 руб. Требования мотивированы тем, что истец является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью 855 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> арендуемого по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Кадастровая стоимость данного земельного участка определена и внесена органом кадастрового учета – Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 222, с применением средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 519. В соответствии с вышеуказанным Постановлением, при определении кадастровой стоимости земельного участка был определен удельный показатель 2308,29 руб. за 1 кв.м.. в связи с чем кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 1973587,95 руб. Истец считает, что действующая кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно завышена и не соответствует реальной рыночной стоимости. Внесение Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере, не соответствующем его рыночной стоимости, нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности, т.к. влечет необоснованное и завышенное исчисление арендной платы за использование земельного участка, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с ч. 5 ст. 65 ГК РФ, а также размера выкупной стоимости земельного участка. Таким образом, при внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:25:0104007:5 без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости данного участка, затрагиваются права и законные интересы истца, а именно: конституционное право на свободу экономической деятельности, гарантированное Конституцией РФ. Деятельность органов государственной власти не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности. В этой связи истец обратился к независимому оценщику ООО «Хардвуд» для выполнения работ по оценке рыночной стоимости спорного земельного участка. Так, согласно отчету ООО «Хардвуд» № ОН/190-12-09-2013-1 от ДД.ММ.ГГГГ была определена рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 406000 руб. Отчет о рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка выполнен с учетом разъяснений, определенных Постановлением Президиума ВАС РФ по делу № от ДД.ММ.ГГГГ Требование истца не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка. На основании вышеизложенного следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в соответствии с ч. 3 ст. 66 ЗК РФ подлежит изменению на его рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком ООО «Хардвуд» и указанную в представленном отчете.
Истец ФИО1, представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, представитель третьего лица КУМИ Киселевского городского округа, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, что подтверждается уведомлениями, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили. Истец ФИО1, представитель третьего лица КУМИ Киселевского городского округа не просили рассмотреть дело в их отсутствие, представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> просил рассмотреть дело в его отсутствие.
ДД.ММ.ГГГГ в суд от представителя ответчика ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии » в лице филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> ФИО3 поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ответчик с иском не согласен, просит в иске отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 21-26).
На основании ч. ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. № - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также, письмом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кроме того, согласно позиции Минэкономразвития РФ, выраженной в письме от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок внесудебного установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с Федеральным законом № «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) учет изменений кадастровой стоимости объекта недвижимости, может быть осуществлен органом кадастрового учета на основании решения суда, вступившего в законную силу или на основании поступивших сведений в соответствии со ст. 24.20 Федерального закон от 29.07.1998г. № - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Вместе с тем, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости, которая определена органом кадастрового учета в соответствии со ст.ст. 23,21 Закона о кадастре. Иных правовых оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости органом кадастрового учета законодательством не предусмотрено.
Таким образом, заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом действия органа кадастрового учета по ранее внесенной стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, не оспариваются. Следовательно, в данном случае истцом не предъявляются к органу кадастрового учета конкретные материально-правовые требования, которые вытекают из спорного материально-правового отношения и по поводу которого суд должен вынести решение. Фактически данный спор между истцом и органом кадастрового учета отсутствует. В указанном случае истец использует альтернативный способ определения кадастровой стоимости - исходя из его рыночной стоимости на основании п.3 ст. 66 Земельного кодекса РФ и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, судебные расходы, понесенные истцом, по настоящему делу не подлежат отнесению на орган кадастрового учета.
В соответствии с п.п. 2, 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на указанную службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии также переданы функции упраздненных Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 457 (далее - положение) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства.
Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 положения).
Судом установлено, что истец является собственником недвижимого имущества - магазина, расположенного по адресу: <адрес> «а», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), находящегося на земельном участке с кадастровым номером 42:25:0104007:5, площадью 855 кв.м. по адресу: <адрес>, ул. 50 лет города, 39 «а», арендуемого по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из рассматриваемого искового заявления, размер арендной платы за использование спорного земельного участка определен на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с проведением государственной кадастровой оценки земель <адрес> для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с требованиями п. 2 ст. 66 ЗК РФ Постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов <адрес>» кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 1973587,95 руб., что подтверждается сведениями кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7) и как полагает истец, многократно превышает действительную рыночную стоимость.
Заявив требования по настоящему делу, по существу, истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его действительной рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав и законных интересов истца как арендатора этого земельного участка.
При этом, права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Однако, на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Вместе с тем, п.3 ст.66 Земельного кодекса (в ранее действующей редакции) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п.3 ст.66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
При этом, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.Исходя из п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.Согласно п.10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.Заявленные истцом ФИО1 требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.Согласно представленному истцом ФИО1 отчету об определении рыночной стоимости имущества земельного участка, выполненному ООО «Хардвуд», № ОН/190-12-09-2013-1 от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 406000 руб. Представленный отчет об оценке соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», оценка проведена квалифицированным специалистом, в связи с чем не доверять выводам данного заключения у суда нет оснований. Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами, указанными выше. Учитывая указанные обстоятельства, требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению. Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:Исковые требования ФИО1 удовлетворить.Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:25:0104007:5, площадью 855 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «а», в размере его рыночной стоимости 406000 руб. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Михеева С.Н. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.