Дело № 2-3928/15 ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Вишневецкой О.М.,
при секретаре Касьянове А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании права на приватизацию квартиры, признании недействительным отказа, обязании передать квартиру в собственность,
установил:
истец ФИО1, действующий также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО5 и ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО6 обратились в суд с иском к ответчику о признании права на приватизацию на квартиру по адресу: <адрес>, признании отказа по мотивам того, что не представили сведения о предыдущем месте жительства и о том, что они ранее не участвовали в приватизации неправомерным, обязании передать квартиру в собственности в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что в декабре ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением о приватизации указанного жилого помещения, в котором проживают на основании договора социального найма, в приватизации было отказано в связи с не предоставлением документов о регистрации по месту жительства. Истцы считают данный отказ неправомерным, так как ФИО6 с момента рождения и по ДД.ММ.ГГГГ находилась без регистрации по месту пребывания, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась без регистрации по месту жительства, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по <адрес>, а ФИО5 с рождения и по ДД.ММ.ГГГГ находился без регистрации по месту жительства, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по <адрес>. Справки об адресах постоянной регистрации не представляется возможным, УФМС выдача справок об отсутствии регистрации по месту жительства не предусмотрена /л.д. 6/.
Истцы в судебное заседание не явились, о слушании дела извещена их представитель.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что в данном случае предоставление недостоверных сведений о регистрации трактуется как не предоставление достоверных сведений, в связи с чем заявителям было отказано.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, выслушав ответчика, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что истцы постоянно зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>: ФИО1 –с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 – с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 17/. ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключён договор социального найма спорного жилого помещения с членами семьи ФИО1, ФИО4, ФИО5 /л.д. 12,18/.
Истцы обратился в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о передаче им указанной квартиры в собственность, т.е. приватизации, однако ответчик ответил отказом.
Основанием для отказа явилось то, что не представлены документы с предыдущего адреса регистрации несовершеннолетней ФИО6 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и несовершеннолетним ФИО5 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также сведения из уполномоченных органов власти субъектов РФ о неучастии в приватизации по месту жительства в указанный период времени /л.д. 10/.
Судом учтено, что в материалах дела отсутствуют указанные сведения, истцами представлены те документы, которые были приложены к заявлению о приватизации 19-40/ и они не содержат сведений о регистрации несовершеннолетней ФИО6 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и несовершеннолетнего ФИО5 за период с ДД.ММ.ГГГГ по 07.11.09г., а также сведений из уполномоченных органов власти субъектов РФ о неучастии в приватизации по месту жительства в указанный период времени.
Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РФ N 1541-1 от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с последующими изменениями граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, бесплатно приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с последующими изменениями каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении "О Жилищном комитете", утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.03 N 175.
Согласно п. 3.3.14 указанного положения в рамках предоставленных ему полномочий Жилищный комитет осуществляет отдельные функции по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации.
Порядок предоставления государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации и перечень документов, необходимых для получения такой государственной услуги установлены Административным регламентом Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации на основании документов, представляемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Горжилобмен", заключению в установленном порядке договоров приватизации государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с гражданами, занимающими жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, который утвержден Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.12 N 106-р (далее - Административный регламент).
Пункт 1.2 Административного регламента предусматривает, что заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, а также несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, за которыми сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия.
Пунктом 2.6.2 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем.
Среди перечисленных документов указано на необходимость предоставления справки о регистрации (формы 9), содержащие архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, а также справки, подтверждающие, что ранее занимаемые гражданином жилые помещения не были им приватизированы (право на приватизацию не использовано), - в случае если гражданин зарегистрирован в жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ и(или) изменял место жительства (место регистрации) после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 2.8 Административного регламента, несоблюдение предусмотренных в ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" условий передачи жилых помещений в собственность граждан, является достаточным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Как усматривается из материалов дела, сведения о регистрации указанных несовершеннолетних детей истцов в названные периоды, а также справка, подтверждающая, что занимаемая в указанный период жилплощадь не была приватизирована лицами, подавшими заявление, то есть право на приватизацию не использовано, при обращении в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга не представлялись.
Между тем, сам факт отсутствия регистрации в указанный период, не освобождает истцов от предоставления сведений об их месте жительства, в указанный период, поскольку п. 2.6.2 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора приватизации.
Исходя из смысла законодательства, сведения о регистрации по месту жительства необходимы для проверки принципа однократности участия в приватизации. Регистрация является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на приватизацию, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. При этом, в силу ст. 3 названного Закона РФ регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Поскольку заявители не имеют возможности представить документ об их регистрации по месту жительства, они вправе реализовать свое право на обращение в суд в порядке особого производства, путем подачи заявления об установлении факта проживания в рассматриваемый период, на той или иной территории Российской Федерации.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего дела, отсутствуют правовые основания, предусмотренные действующим законодательством, для понуждения Жилищного комитета заключить с заявителями договор передачи жилья в собственность в порядке приватизации.
В связи с чем, довод Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга о невозможности проверки законности оснований для заключения с истцом договора приватизации, является обоснованным.
С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга в заключении с истцом договора приватизации спорной жилой площади, обязании ответчика заключить соответствующий договор.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В иске ФИО1, ФИО2 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья