Дело №2-3929/16 15 сентября 2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд города Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гучинского И.И.,
при секретаре Филатовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску природоохранного прокурора г. Санкт- Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «КАРГОТРАНС- Царское село» об обязании совершить определенные действия,
с участием прокурора Савельевой А.В.;
представителя ответчика ФИО1 на основании доверенности;
представителя третьего лица ГУП «Водоканал СПБ» ФИО2 на основании доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Природоохранный прокурор г. Санкт- Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к АО «КАРГОТРАНС- Царское село» об обязании совершить определенные действия, и просит: Обязать АО «КАРГОТРАНС- Царское село» в 120-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1, Санкт- Петербург, <...> до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт- Петербурга от 08.11.2012г. №148.
Взыскать с АО «КАРГОТРАНС- Царское село» государственную пошлину в доход государства в размере 300 руб.
В обоснование исковых требований указывает, что природоохранной прокуратурой г. санкт- Петербурга в порядке надзора проверено соблюдение АО «КАРГОТРАНС- Царское село» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации Санкт- Петербурга.
Установлено, что Общество осуществляет сброс точных вод в систему коммунальной канализации на основании договора на прием сточных вод и загрязнающих веществ от 26.10.2012г. №35-524290-О-ВО, заключенного с ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга».
Согласно уведомлению №13 (отбор проб 20.01.2015) Обществом в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
-выпуск 1 (СПб, <...>): алюминий, железо общее, марганец, медь, нефтепродукты, цинк.
Согласно письму 106-38-38/15-2 (отбор проб 14.04.2015) Обществом в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
-выпуск 1 (СПб, <...>): алюминий, железо общее, марганец, медь, нефтепродукты, цинк.
Согласно письму 106-38-113/15-0-1 (отбор проб 13.07.2015) Обществом в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
-выпуск 1 (СПб, <...>): алюминий, железо общее, марганец, медь, нефтепродукты, цинк.
Согласно уведомлению №9 (отбор проб 21.01.2016) Обществом в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
-выпуск 1 (СПб, <...>): железо общее, марганец, цинк.
Вышеуказанное свидетельствует о превышении предельно допустимых концентраций химических веществ в сточных водах АО «КАРГОТРАНС- Царское село».
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт- Петербурга от 08.11.2012 №148, изданным в соответствии с п. 61 правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт- Петербурга.
В соответствии с п. 1 указанного распоряжения перечень загрязняющих веществ и нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, устанавливаются с учетом вида централизованной системы водоотведения, через которую сточные воды сбрасываются в водные объекты.
Приему в бассейны канализования с централизованной общесплавной системой водоотведения и/или централизованной бытовой системой водоотведения подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает установленных нормативов водоотведения по составу согласно таблице 1 Распоряжения.
Нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих веществ, не указанных в таблице 1, устанавливаются в размере, не превышающем соответствующие значения предельно допустимых концентраций веществ в воде водных объектов культурно- бытового, хозяйственно- питьевого и рыбохозяйственного водопользования.
В объяснениях генерального директора АО «КАРГОТРАНС- Царское село» ФИО3 указано, что Обществом принимаются все возможные меры по предотвращению и недопущению попадания в сточные воды загрязняющих веществ. Однако эффективность проводимых мероприятий не подтверждается результатом исследований отбора проб.
С учетом изложенного, АО «КАРГОТРАНС- Царское село» допустило нарушение требований законодательства, в том числе ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 3167, Распоряжения комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт- Петербурга от 08.11.2012 №148.
Прокурор Савельева А.В. в судебное заседание явилась, исковые требования природоохранного прокурора Санкт- Петербурга поддерживает.
Представитель ответчика ФИО1 на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признает, суду представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что в течение периода времени, начиная с 2015г. и по настоящее время ответчик провел ряд мероприятий, направленных на улучшение качества сточных вод. Проведенные мероприятия привели к улучшению качества сточных вод: по железу в 6,5 раз, по марганцу в 3 раза, по цинку в 6 раз, что подтверждается сравнительной характеристикой качества сточных вод по данным ГУП «Водоканал СПБ». Согласно протоколу лабораторных испытаний №10669/1733 от 23.06.2016г. вода, поставляемая ответчику для хозяйственных целей, имеет превышение по параметрам: железо общее, цветность. ответчик на изменение и улучшение данных параметров повлиять не может. часть коммуникаций по отведению сточных вод до контрольного колодца проходит вне территории ответчика по территории других собственников: через территорию ООО «Прайд»; через территорию ООО «Интернешнл Сервис». При этом пробы, указывающие на превышение показателей сточных вод, берутся после того, как сточные воды прошли через территорию вышеуказанных обществ.
Ответчик еще в 2014г. обращался с заявлением в ГУП «Водоканал СПБ» с просьбой указать технологию очистки водных стоков по железу и марганцу, указать адрес приобретения подходящего оборудования. ГУП «Водоканал СПБ» этих сведений ответчику не представил.
В Акте обследования от 05.09.2016г., составленном ГУП «Водоканал СПБ», отражены действия, проводимые регулярно ответчиком по выполнению своей обязанности по улучшению качества сточных вод. Считает, что истец должен конкретизировать свои исковые требования, в таком виде они не подлежат удовлетворению, поскольку неисполнимы.
Представитель третьего лица ГУП «Водоканал СПБ» ФИО2 на основании доверенности, в судебное заседание явилась, поддерживает исковые требования природоохранного прокурора.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела. находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
На основании п. 1 ст. 22 указанного Закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
Статьей 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1,2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу требований ст. 43.1. ФЗ «Об охране окружающей среды» При эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. №167, Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
В соответствии с п. 64 указанных Правил, Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В силу п. 65 указанных правил, Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Согласно п.п. 111, 114 постановления Правительства РФ от 29.07.2013г. №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими правилами, вцелях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых 9отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт- Петербурга от 08.11.2012 №148, изданным в соответствии с п. 61 правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт- Петербурга.
В соответствии с п. 1 указанного распоряжения перечень загрязняющих веществ и нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, устанавливаются с учетом вида централизованной системы водоотведения, через которую сточные воды сбрасываются в водные объекты.
Приему в бассейны канализования с централизованной общесплавной системой водоотведения и/или централизованной бытовой системой водоотведения подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает установленных нормативов водоотведения по составу согласно таблице 1 Распоряжения.
Нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих веществ, не указанных в таблице 1, устанавливаются в размере, не превышающем соответствующие значения предельно допустимых концентраций веществ в воде водных объектов культурно- бытового, хозяйственно- питьевого и рыбохозяйственного водопользования.
Как указывает ответчик, в Акте обследования от 05.09.2016г., составленном ГУП «Водоканал СПБ», отражены действия, проводимые регулярно ответчиком по выполнению своей обязанности по улучшению качества сточных вод.
Вместе с тем, суд считает, что выявленные в результате проверок нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства, ответчиком устранены не в полном объеме.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования природоохранного прокурора Санкт- Петербурга об обязании АО «КАРГОТРАНС- Царское село» совершить действия по устранению нарушений требований в области охраны окружающей среды, подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск природоохранного прокурора г. Санкт- Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «КАРГОТРАНС- Царское село» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать АО «КАРГОТРАНС- Царское село» в 120-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1, Санкт- Петербург, <...> до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт- Петербурга от 08.11.2012г. №148.
Взыскать с АО «КАРГОТРАНС- Царское село» государственную пошлину в доход государства в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт- Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: