Дело № 2 – 392/2013 июнь 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2013 года пос. Умба
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи – Березина А.Н.,
при секретаре Хохловой И.В.,
с участием сторон: представителя истца - прокурора Терского района Мурманской области Лайко В.С. и представителя ответчика - председателя Совета депутатов Терского района Шевелёва Л.В.,
а также третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика - главы муниципального образования Терский район Самойленко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Терского района в защиту интересов муниципального образования Терский район к Совету депутатов Терского района о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ образовать контрольно-счетный орган муниципального образования Терский район (контрольно-ревизионную комиссию) и сформировать состав данного контрольно-счетного органа (контрольно-ревизионной комиссии)
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Терского района в защиту интересов муниципального образования Терский район обратился в суд с иском к Совету депутатов муниципального образования Терский район о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ образовать контрольно-счетный орган муниципального образования Терский район и сформировать состав данного контрольно-счетного органа.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования Терский район полномочий по решению вопросов местного значения, в ходе которой установлено, что в нарушение положений статьи 130 Конституции Российской Федерации, статей 4, 7, 15, 17, 34, 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, статей 25, 29, 44, 45 Устава Терского района, Советом депутатов муниципального образования Терский район не было принято каких-либо действий, направленных на образование контрольно-ревизионной комиссии и формирование ее состава. Данное бездействие ответчика влечет за собой отсутствие полноценного контроля в муниципальном образовании за соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, исполнением местного бюджета, контролем за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, поступлением в местный бюджет средств, полученных от управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Совет депутатов Терского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ образовать контрольно-счетный орган муниципального образования Терский район (контрольно-ревизионную комиссию) и сформировать состав данного контрольно-счетного органа (контрольно-ревизионной комиссии).
Представитель ответчика - председатель Совета депутатов Терского района Шевелёв Л.В. пояснил, что Совет депутатов Терского района согласен с тем, что контрольно-ревизионную комиссию создать необходимо, но не в срок, указанный в исковом заявлении, поскольку вопрос состоит не в принятии решения о создании комиссии, а в его реализации. Необходимо разработать смету расходов, штатное расписание, изыскать необходимые средства на создание учреждения, его содержание, образовать конкурсную комиссию, провести конкурс на замещение должности председателя комиссии, сформировать штат. При этом, Совет депутатов не признаёт доводы прокурора о бездействии Совета депутатов Терского района по созданию контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования, поскольку депутаты неоднократно поднимали вопрос о необходимости создания этой комиссии перед администрацией Терского района, а председатель Совета депутатов Шевелёв Л.В. неоднократно обращался в Контрольно-счетную палату Мурманской области с целью убедить администрацию Терского района в необходимость изыскать средства на создание этой комиссии, но в связи отсутствием средств, вопрос до настоящего времени не решен.
Глава муниципального образования Терский район Самойленко Н.А. в судебном заседании пояснила, что не имеет возражений по данному иску.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации, Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В силу частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района в числе прочих относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
- создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Структуру органов местного самоуправления, согласно частям 1 и 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с частью статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Частью 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования.
Решением Совета депутатов Терского района от ДД.ММ.ГГГГ№ принят Устав муниципального образования Терский район Мурманской области (Решение зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ№) (л.д. 11-61).
Согласно части 1 статьи 25 Устава муниципального образования Терский район Мурманской области, структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют:
- представительный орган муниципального района - Совет депутатов Терского района (далее по тексту - Совет депутатов);
- Глава муниципального образования Терский район (далее по тексту - Глава муниципального района, Глава района);
- администрация Терского района (далее по тексту - администрация района);
- контрольный орган муниципального образования - контрольно-ревизионная комиссия муниципального образования Терский район (далее по тексту - контрольно-ревизионная комиссия).
На основании части 6 статьи 25 Устава муниципального образования Терский район Мурманской области, Совет депутатов, администрация района, контрольно-ревизионная комиссия наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом. Совет депутатов, администрация района, контрольно-ревизионная комиссия как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к учреждениям.
При этом, согласно статье 29 Устава муниципального образования Терский район Мурманской области, к компетенции Совета депутатов отнесены полномочия принятия Устава Терского района и внесение в него изменений и дополнений; формирование контрольно-ревизионной комиссии.
Порядок образования, статус контрольно-ревизионной комиссии определены статьей 44 Устава муниципального образования Терский район Мурманской области.
Контрольно-ревизионная комиссия является органом местного самоуправления, формируемым Советом депутатов в целях осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольно-ревизионная комиссия обладает правами юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования Терский район, утверждаемым Советом депутатов (ч. 1, ч. 2 ст. 44 Устава муниципального образования Терский район Мурманской области).
Структура и штатное расписание контрольно-ревизионной комиссии утверждаются Советом депутатов (ч. 7 ст. 44 Устава муниципального образования Терский район Мурманской области).
Полномочия контрольно-ревизионной комиссии установлены статьей 45 Устава муниципального образования Терский район Мурманской области.
В соответствии с указанной статьей, для достижения целей, изложенных в пункте 1 статьи 44 Устава муниципального образования Терский район Мурманской области, контрольно-ревизионная комиссия наделяется контрольными, экспертно-аналитическими и информационными полномочиями.
При реализации контрольных полномочий осуществляется:
- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комиссий, рабочих групп Совета депутатов, в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета;
- проверки по отдельным разделам и статьям бюджета;
- внешняя проверка отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, по результатам которой составляется заключение;
- контроль за соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, утвержденного Советом депутатов, поступлением в местный бюджет средств, полученных от управления и распоряжения муниципальной собственностью (в том числе от приватизации, продажи, отчуждения в других формах, передачи в постоянное и временное пользование, доверительное управление, аренды).
При реализации экспертно-аналитических полномочий контрольно-ревизионная комиссия осуществляет:
- экспертизу проекта бюджета муниципального образования Терский район и оценку обоснованности доходных и расходных статей проекта местного бюджета, составляет заключение по проекту местного бюджета;
- экспертизу долгосрочных муниципальных целевых программ;
- проведение экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов Совета депутатов, предусматривающих расходы, финансируемые за счет средств местного бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение (в том числе оценка эффективности и целесообразности принятия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих предоставление налоговых льгот);
- подготовку предложений и проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования бюджетного процесса и муниципального финансового контроля.
При реализации информационных полномочий контрольно-ревизионная комиссия осуществляет:
- направление информации о результатах проведенного контрольного мероприятия Совету депутатов;
- представление Совету депутатов ежегодных отчетов о работе контрольно-ревизионной комиссии и обнародование указанных отчетов.
Результаты проверок, осуществляемых контрольно-ревизионной комиссией, подлежат обнародованию.
Как пояснил в судебном заседании представитель Совета депутатов Терского района, депутаты, несмотря на то, что им предоставлено право внести изменение в Устав Терского района, не желают исключить контрольно-ревизионную комиссию из структуры органов местного самоуправления муниципального района.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Советом депутатов Терского района, до настоящего времени Советом депутатов Терского района Контрольно-ревизионная комиссия не сформирована, Положение о контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования Терский район, а также структура и штатное расписание контрольно-ревизионной комиссии Советом депутатов не утверждены, то есть, не было принято достаточных мер, направленных на образование контрольно-ревизионной комиссии и формирование ее состава.
При таких обстоятельствах, суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что депутаты неоднократно поднимали вопрос о необходимости создания этой комиссии перед администрацией района, а председатель Совета депутатов неоднократно обращался в Контрольно-счетную палату Мурманской области с целью убедить администрацию района в необходимость изыскать средства на создание этой комиссии.
Отсутствие контрольного органа муниципального образования (входящего, согласно ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования Терский район Мурманской области, в структуру органов местного самоуправления муниципального района) влечет за собой отсутствие полноценного контроля в муниципальном образовании за соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, исполнением местного бюджета, контролем за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, поступлением в местный бюджет средств, полученных от управления и распоряжения муниципальной собственностью, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая, что для реализации данного решения необходимо разработать смету расходов, штатное расписание, изыскать необходимые средства на создание учреждения, его содержание, образовать конкурсную комиссию, провести конкурс на замещение должности председателя комиссии, сформировать штат, суд соглашается со сроком образования контрольно-ревизионной комиссии и формирования её состава - ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Терского района в защиту интересов муниципального образования Терский район к Совету депутатов Терского района о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ образовать контрольно-счетный орган муниципального образования Терский район (контрольно-ревизионную комиссию) и сформировать состав данного контрольно-счетного органа (контрольно-ревизионной комиссии).
Обязать Совет депутатов Терского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ образовать контрольно-счетный орган муниципального образования Терский район (контрольно-ревизионную комиссию) и сформировать состав данного контрольно-счетного органа (контрольно-ревизионной комиссии).
Данное решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через постоянное судебное присутствие Кандалакшского районного суда Мурманской области в пгт. Умба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Судья: А.Н. Березин