ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-392/19 от 22.11.2019 Оричевского районного суда (Кировская область)

Гр. дело № 2-392/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2019 года п. Оричи Кировской области

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Капустей И.С.,

при секретаре Жвакиной Т.И.,

с участием: истца ФИО1,

представителя ответчиков Оричевского почтамта УФПС Кировской области, АО «Почта России» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к почтамту Оричи о возмещении материального ущерба,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к почтамту Оричи о возмещении материального ущерба.

Свои исковые требования мотивирует тем, что 19.07.2019 года ему поступил звонок от юриста «Росгосстрах» с предъявлением требований о возмещении в порядке регресса денежной суммы в размере 58 196 рублей, в противном случае «Росгосстрах» будет вынужден подать в суд, на данный момент уже составлена и выслана в его адрес досудебная претензия. Юрист объяснила, что 04.02.2019 года ему было выслано уведомление о том, что он обязан предоставить транспортное средство на осмотр в течение 5 рабочих дней после получения данного уведомления (письма). Так же она пояснила, что 09.02.2019 года почтовым отделением «Оричи» поставлена отметка о неудачном вручении данного уведомления (письма) по адресу. На момент звонка от «Росгосстрах» он находился в отпуске в <адрес> и должен был уезжать в <адрес>. Он пояснил, что никакого уведомления не получал и в почтовом ящике данного уведомления не было. Поскольку юрист не могла ему предоставить по телефону уведомление, ему посоветовали обратиться в Центр урегулирования убытков по адресу <адрес> стр. 3. По этой причине ему пришлось отменить поездку в <адрес> и ехать по указанному адресу. 20.07.2019 г. он прибыл в Центр урегулирования убытков, где ему предоставили копию уведомления (письма), которое было направленно ранее, а точнее 04.02.2019 года. Денежную сумму в указанном размере (58 196 рублей) он был обязан выплатить, поскольку со стороны «Росгосстрах» уведомление, которое являлось требованием о предоставлении транспортного средства для проведения осмотра в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", было выслано. 22.07.2019 года им был сделан звонок юристу «Росгосстрах» для урегулирования спора, в результате разговора сумма была снижена до 46 500 рублей. 29.07.2019 года данная денежная сумма была уплачена, вместе с комиссией сумма составила 47 895 рублей. В этот же день от юриста «Росгосстрах» был получен трек-номер (14577032064438) уведомления (письма), и она пояснила, что уведомление было отправлено заказным письмом и причины неудачного вручения не указаны. Из-за халатного отношения сотрудников отделения почты «Оричи» ему пришлось выплачивать указанную ранее денежную сумму, поскольку уведомление ему так и не было доставлено.

29.07.2019 года был сделан звонок на Почту России по номеру 8-800- 200-58-88 и была составлена и принята жалоба на почтовое отделение «Оричи», по телефону оператор пояснила, что если адресата не было дома, то почтальон должен был оставить указанное письмо (уведомление) в почтовом (абонентском) ящике, что сделано не было. Ответ на жалобу должен был поступить в течение 30 дней.

31.07.2019 года жалоба на почтовое отделение «Оричи» направлена в УФПС Кировской области, позднее жалоба перенаправлена Оричи Почтамт.

По истечению 30 дней жалоба Оричевским отделением почты не рассмотрена и ответ не пришел, что означает отказ от добровольного выполнения его требований. 03.09.2019 года составлена еще одна жалоба на бездействие и не рассмотрение предыдущего обращения. И снова данную жалобу пообещали рассмотреть в течение 30 дней.

Считает, что ждать еще один месяц не целесообразно, так как руководство почтового отделения «Оричи» бездействует и целенаправленно затягивает сроки.

Указывает, что действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, которые заключаются в следующем: отмена поездки в <адрес>, что являлось очень значимым для него, так же пришлось ехать практически в центр <адрес> в нервном состоянии, поскольку не знал, что делать в дальнейшем и каким образом выплачивать крупную сумму денег. Неоднократные разговоры с юристом, составление жалоб на Оричевское отделение почты, требовало немалых усилий. Причиненный моральный вред оценивает в сумме 10 000 рублей. За отказ от добровольного выполнения требований с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50% от взысканной судом суммы в мою пользу.

Просит суд: взыскать с ответчика уплаченную им сумму в размере 47 895 рублей; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в соответствии со статьей 151 ГК РФ в размере 10 000 рублей; взыскать с ответчика штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований; взыскать с ответчика штраф за нарушение сроков рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал, дав пояснения аналогичные изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что не направил страховщику в течение 5 рабочих дней с даты ДТП бланк извещения о ДТП.

Представитель ответчиков Оричевского почтамта УФПС Кировской области, АО «Почта России» по доверенности ФИО2, в судебном заседании, не признавая заявленных требований, пояснила, что заказное письмо адресом: <адрес> на имя ФИО1 поступило в отделение почтовой связи Оричи 612080 09.02.2019. Почтальоном доставлялось почтовое отправление - 09.02.2019, не вручено по причине «отсутствие адресата по указанному адресу в момент доставки». Извещение на получение регистрируемого почтового отправления опущено в абонентский почтовый ящик адресата - 09.02.2019. Данный факт подтверждается накладной ф. 16-дп от 09.02.2019. Заказное письмо возвращено по обратному адресу отправителю по причине «Истек срок хранения» 12.03.2019г.

На основании Порядка п. 10.1.1. «Общий порядок вручения РПО адресату (уполномоченному представителю) при предъявлении документа, удостоверяющего личность». «При вручении РПО адресату (уполномоченному представителю) по предъявлению документа, удостоверяющего личность, почтовый работник: сверяет данные об адресате, указанные на РПО (заказном уведомлении о вручении), с данными документа, удостоверяющего личность; при отсутствии у адресата (уполномоченного представителя) извещения ф. 22 формирует извещение». Таким образом, адресат при предъявлении документа, удостоверяющего личность, может в ОПС уточнять о поступлении почтовых отправлений на его имя не дожидаясь извещения. А затем в ОПС оформляется извещение и вручается почтовое отправление.

Претензии, жалоб, обращений от ФИО1 относительно ненадлежащего оказания услуг почтовой связи по доставке заказного письма и извещения на его получение в Оричевский почтамт, ОПС Оричи не поступало. В Оричевский почтамт от К. по данному почтовому отправлению поступило два обращения через информационную систему обращений и по средствам телефонной связи на горячую линию без подтверждения действовать как уполномоченного представителя адресата ФИО1

В результате вышеизложенного нарушений порядка доставки почтового отправления и извещения на его получение, а также не предоставление ответов на жалобы ФИО1 в Оричевском почтамте не установлено.

Привлеченный судом к участию в деле представитель соответчика УФПС Кировской области (л.д. 54-58), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель по доверенности ФИО3 указала, что вины ответчика не имеется, поэтому просит в иске отказать, дело рассмотреть без участия представителя. (л.д.100-102)

Заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 28.01.2019 произошло дорожно-транспортное происшествие (далее по тексту-ДТП) с участием автомобиля <данные изъяты>, имеющего государственный регистрационный знак , под управление водителя З., и автомобиля <данные изъяты> имеющего государственный регистрационный знак , находившегося под управлением истца ФИО1 ДТП оформлено водителями без участия уполномоченных сотрудников полиции в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40-ФЗ (далее - Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

04.02.2019 ПАО СК «Росгосстрах» направило ФИО1 заказным письмом извещение о необходимости предоставления в течение 5 рабочих дней после получения настоящего письма транспортного средства, находившегося под его управлением в момент ДТП. В этом письме ему разъяснены положения Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", устанавливающих право страховщика регрессного требования к лицу, причинившему вред, в случае непредоставления транспортного средства до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП. (л.д.10)

Свидетель В. почтальон Оричевского почтамта, суду пояснила, что заказное письмо, поступившее на имя ФИО1, носила по адресу: <адрес> 09.02.2019, так как дома никого не было, то заказное письмо сдала на почтамт, а извещение в тот же день, 09.02.2019 г., отпустила в почтовый ящик.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором заказное письмо, направленное ФИО1 из <адрес> поступило в отделение почтовой связи Оричи 09.02.2019, неудачная попытка вручения-09.02.2019, 12.03.2019 возвращено отправителю из-за истечения срока хранения. (л.д.28-30)

В соответствии с накладной от 09.02.2019 почтальон 2 класса В. регистрируемое почтовое отправление с почтовым идентификатором возвратила в отделение почтовой связи Оричи 09.02.2019, так как адресата нет дома, извещение оставлено. (л.д.22)

Из досудебной претензии от 25.06.2019г. следует, что на основании ст. 14 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", согласно которой к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если: указанное лицо в течение 5 рабочих дней с даты ДТП не направило страховщику бланк извещения о ДТП (при оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции), ПАО СК «Росгосстрах» предложило ФИО1 уплатить 58196 рублей. (л.д.12)

29.07.2019г. ФИО1 добровольно уплачена ПАО СК «Росгосстрах» сумма по регрессному требованию 46500 рублей и комиссия 1395 рублей, всего 47895 рублей. (л.д.11)

В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.05.2019 г., к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, в силу прямой нормы закона страховщик имеет право регресса к лицу, причинившему вред при управлении транспортным средством, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

В судебном заседании установлено, что 28.01.2019 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля <данные изъяты>, имеющего государственный регистрационный знак , и автомобиля <данные изъяты>, имеющего государственный регистрационный знак , находившегося под управлением истца ФИО1 Водителями транспортных средств, причастных к произошедшему ДТП, в том числе истцом ФИО1, явившимся виновником данного происшествия, оформлены документы о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. В результате ДТП автомобилю <данные изъяты> причинены механические повреждения. Поскольку на момент ДТП гражданская ответственность истца была застрахована ПАО СК «Росгосстрах» (договор ), ПАО СК «Росгосстрах» выплатило потерпевшему страховое возмещение в размере 58196 рублей.

Довод истца о том, что поскольку он до истечения 15 календарных дней со дня ДТП не представил по требованию страховщика ПАО СК «Росгосстрах» транспортное средство для проведения осмотра, у ПАО СК «Росгосстрах» возникло право регрессного требования к причинившему вред лицу-ФИО1 в связи с чем ФИО1 добровольно уплачена ПАО СК «Росгосстрах» сумма по регрессному требованию 47895 рублей, которую он просит взыскать с Оричевского почтамта УФПС Кировской области, поскольку требование ПАО СК «Росгосстрах» о необходимости предоставить транспортное средство для осмотра страховщику им (ФИО1) по почте получено не было, суд отклоняет в силу следующего.

Действительно, в соответствии с пп. "з" п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40-ФЗ к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы.

Однако, досудебная претензия от 25.06.2019г. предъявлена ПАО СК «Росгосстрах» ФИО1 по иному основанию - пп. "ж" п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в редакции, действовавшей до 01.05.2019 г. - не направление ФИО1 страховщику в течение 5 рабочих дней с даты ДТП бланка извещения о ДТП.

Таким образом, ФИО1 с досудебной претензией ПАО СК «Росгосстрах» согласился, о чем свидетельствует добровольная уплата денежных средств в порядке регресса по тому основанию, что он не направил страховщику в течение 5 рабочих дней с даты ДТП бланка извещения о ДТП.

Причинной связи между неполучением заказного письма ФИО1, направленного в его адрес ПАО СК «Росгосстрах» от 04.02.2019 г. о предоставлении транспортного средства ФИО1 для осмотра страховщику, и добровольной выплатой им денежных средств в размере 47895 рублей страховщику суд не усматривает.

Довод истца о том, что из-за халатного отношения сотрудников почты ему пришлось выплачивать указанную денежную сумму суд отклоняет, поскольку виновных действий работника почты В. суд не усматривает. Нарушения почтальоном В. Правил оказания услуг почтовой связи, Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений суд не находит. Кроме того, как пояснил сам истец в судебном заседании, его почтовый ящик на ключ не закрывается. Поэтому сам истец не обеспечил сохранность вложенных почтовых отправлений и извещений.

Оснований для взыскания с Оричевского почтамта, УФПС Кировской области, АО «Почта России» материального ущерба в размере 47895 рублей не имеется.

Обращения в адрес АО «Почта России» на некорректное доставление корреспонденции были направлены К. (л.д. 13, 31), на что Оричевским почтамтом ей даны письменные ответы. (л.д.33,34)

От истца ФИО1 в адрес ответчика никаких обращений не поступало.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда, штрафа за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований, штрафа за нарушение сроков рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 5.59 КоАП РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Почтамту Оричи, УФПС Кировской области, АО «Почта России» о взыскании материального ущерба в размере 47 895 рублей, компенсации морального вреда, штрафа за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований, штрафа за нарушение сроков рассмотрения жалобы, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Оричевский районный суд.

Председательствующий Капустей И.С.

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2019 г.