ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-392/19 от 31.07.2019 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-392/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2019 года город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Степуленко О.Б.,

при секретаре Голубевой А.И.,

с участием представителя ответчика МУП г. Ржева "Содействие" ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к муниципальному унитарному предприятию города Ржева «Содействие», Товариществу собственников жилья «Краностроителей 19» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к МУП города Ржева «Содействие», ТСЖ «Краностроителей 19» о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что истцы, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 являются собственниками жилых помещений в доме № 19 по ул. Краностроителей, что подтверждается выписками о праве собственности (Приложения №№ 1-3). Решением внеочередного общего собрания собственников помещений <адрес> в форме очно-заочного голосования и оформленным протоколом от 04.02.2018 г. (Приложение № 4) изменен способ управления домом на Товарищество собственников жилья «Краностроителей 19» (далее - Товарищество) с 01.05.2018 г., а договор управления с прежней управляющей организацией - Муниципальным унитарным предприятием г. Ржева «Содействие» (далее - Предприятие) был расторгнут. Таким образом, с мая 2018 г. Предприятие прекратило, а Товарищество начало осуществлять управление домом № 19 по ул. Краностроителей. Вместе с тем, до настоящего времени на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru, сведения о существовании вышеизложенных фактов не отражены, что является нарушением прав собственников на достоверную информацию, как потребителей коммунальных услуг. В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово- хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом. Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, её предоставлении, размещении и распространении регламентированы Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ). Пунктом 2 ч.3 ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают, в том числе, порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе. Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утвержден Приказом Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015, в соответствии с которым сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации (далее - многоквартирные дома), а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), включают: адрес многоквартирного дома; номер и дата договора управления многоквартирным домом; дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом; дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом; дата расторжения договора управления многоквартирным домом; основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом. В системе также подлежат размещению: электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы; электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом; электронный образ документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления многоквартирным домом либо соответствующий документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещаются электронные образы решений (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили изменения условий договора управления многоквартирным домом, приняли решение о прекращении действия или расторжении такого договора. Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 г. определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единый информационный ресурс (www.dom.gosuslugi.ru) в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства состоит из открытой части, где размещена общедоступная информация, и закрытой части (Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 г. № 80-р «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года»). Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 г. утвержден состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В разделе 10 данного приказа указано какая информация подлежит размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом. Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что на Товариществе лежит обязанность разместить сведения о себе в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru. Вместе с тем, следует учесть следующее. Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Тверской области, утверждённым постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2013 года № 77-пп, инспекция ведет реестр лицензий Тверской области. Исходя из положений части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, в реестре лицензий субъекта РФ содержатся сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок). Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2 Порядка). Согласно пп. «г» п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;

в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).

Таким образом, в отсутствие заявления лицензиата инспекция не вправе исключить многоквартирный дом из реестра лицензий. В соответствии с частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Согласно части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Отказ от исполнения договора регламентирован статьей 450.1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором». Согласно п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила №416) в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Исходя из положений вышеуказанных норм, договор управления считается расторгнутым с момента получения управляющей организацией от уполномоченного общим собранием лица уведомления о расторжении (отказе от исполнения) договора управления с приложением копии протокола общего собрания собственников, на котором было принято решение об отказе от исполнения договора управления и его расторжении. Таким образом, в случае расторжения договора управления многоквартирным домом, управляющая организация, с которой расторгнут договор, обязана разместить сведения о расторжении договора на сайте www.dom.gosuslugi.ru и подать заявление в государственную жилищную инспекцию об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий. Несоблюдение Предприятием вышеуказанных требований является препятствием для исполнения Товариществом своих обязанностей перед собственниками помещений дома по размещению упомянутых ранее сведений. Для исполнения вышеуказанной обязанности установлен срок - 5 рабочих дней с момента прекращения договора управления (ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса РФ). В соответствии с ч.ч. 1, 8, 9 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются, в том числе, на основе принципов открытости, прозрачности и общедоступности информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности ее размещения в системе; бесплатности размещения в системе информации, которая подлежит обязательному размещению в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также доступа к такой информации и подключения к системе. Наличие в системе ГИС ЖКХ недостоверной информации, препятствует полноте, достоверности, актуальности сведений, подлежащих обязательному раскрытию в ГИС ЖКХ и, как следствие, не позволяет реализовать, установленное перечисленным выше законодательством, право неограниченного круга заинтересованных лиц на получение таких сведений, вводит потребителей в заблуждение относительно организации, управляющей многоквартирным домом и предоставляющей соответствующие услуги. Право потребителя на достоверную информацию закреплено Законом РФ от 07 02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также подпунктом «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354. В соответствии с ч. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма, а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ). Просят признать незаконным бездействие МУП г. Ржева «Содействие», выразившееся в неразмещении на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с 11.05.2018 г. информации о расторжении договора управления домом № 19 по ул. Краностроителей в г. Ржеве, а также в не направлении указанных сведений в орган государственного жилищного надзора Тверской области. Обязать МУП г. Ржева «Содействие» обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением об исключении многоквартирного дома по адресу <...> из реестра лицензий Тверской области и разместить соответствующую информацию о расторжении договора на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru. Обязать ТСЖ «Краностроителей 19» разместить на сайте https://dom.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию относительно многоквартирного дома по адресу: <...>, предусмотренную пп.пп. 1.1.2; 1.6; 1.9; 1.10; 1.10.1; пп 1.10.3; пп.1.11; пп. 1.12; пп. 1.16; пп. 1.20; пп. 2.1.8; пп. 2.1.12; пп. 2.1.13; пп. 2.1.14; пп. 2.1.15.1; пп. 2.1.15.2; пп. 2.1.15.3; пп. 2.1.16; пп. 2.1.19; пп. 2.1.20; пп. 2.2; пп. 2.3; пп. 2.4; пп. 2.5; пп. 2.6; пп. 2.7; пп. 2.8; пп. 2.9; пп. 2.11; пп. 2.12; пп. 2.14; пп. 17 Раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, ранее суду представили заявление, в котором просили рассматривать дело в их отсутствие.

Ответчик ТСЖ «Краностроителей 19», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, не просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, уважительных причин не явки своего представителя суду не представил.

Представитель ответчика МУП г.Ржева «Содействие» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что все зависящие действия от них они предприняли, в сентябре 2018 года в ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области отправили документы в рамках внесения изменений в реестр лицензий Тверской области, а именно об исключении из реестра сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тверская область, <адрес>, но Главным управлением было отказано. ТСЖ не размещает информацию на сайте.

Третье лицо - Главное управление «Государственная жилищная инспекция Тверской области» в судебное заседание своего представителя не представили, никаких ходатайств не прислали, в суд прислали сообщение из которого следует, что 21.09.2018 года в Главное управление поступили документы от МУП г. Ржева «Содействие», в рамках внесения изменений в реестр лицензий Тверской области, а именно об исключении из реестра сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>. 15.03.2019 года товариществом собственников жилья «Краностроителей, 19» представлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области относительно исключения данного многоквартирного дома, как дома, находящегося в управлении МУП г. Ржева «Содействие». По результатам рассмотрения данных заявлений Главным управлением было отказано во внесении изменений.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителя ответчика, изучив представленные суду материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 04 февраля 2018 года на общем собрании собственников многоквартирного дома № 9 по улице Краностроителей, проходившего в форме очно - заочного голосования от 04 февраля 2018 года, было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом – Товариществом собственников жилья "Краностроителей 19", с утверждением даты начала осуществления управления домом с 01 мая 2018 года, что подтверждается выпиской из протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений от 04 февраля 2018 года.

Фактическое предоставление коммунальных услуг и содержание многоквартирного дома осуществляется ТСЖ "Краностроителей 19", что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика МУП г. Ржева "Содействие" ФИО1

Согласно акта приема-передачи технической документации от 27 апреля 2018 года, МУП города Ржева "Содействие" в лице директора ФИО5 передала, а ТСЖ "Краностроителей 19" в лице председателя правления ФИО6 принял оригинал технического паспорта многоквартирного дома по адресу: <...>, копию Акта периодического осмотра узла учета тепловой энергии у Потребителя.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово- хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, её предоставлении, размещении и распространении регламентированы Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ).

Пунктом 2 ч.3 ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают, в том числе, порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.

Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утвержден Приказом Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015, в соответствии с которым сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации (далее - многоквартирные дома), а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), включают: адрес многоквартирного дома; номер и дата договора управления многоквартирным домом; дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом; дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом; дата расторжения договора управления многоквартирным домом; основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.

В системе также подлежат размещению: электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы; электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом; электронный образ документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления многоквартирным домом либо соответствующий документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещаются электронные образы решений (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили изменения условий договора управления многоквартирным домом, приняли решение о прекращении действия или расторжении такого договора.

Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 г. определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единый информационный ресурс (www.dom.gosuslugi.ru) в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства состоит из открытой части, где размещена общедоступная информация, и закрытой части (Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 г. № 80-р «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года»).

Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 г. утвержден состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В разделе 10 данного приказа указано какая информация подлежит размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что на Товариществе лежит обязанность разместить сведения о себе в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

14 марта 2019 года в ГУ "Государственная жилищная инспекция" Тверской области обратилось ТСЖ "Краностроителей 19" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области.

29 марта 2019 года ГУ "Государственная жилищная инспекция "Тверской области отказано ТСЖ "Краностроителей 19" во внесении изменений в реестр лицензий Тверской области, а именно в исключении из реестра сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, возвращено заявление и документы на основании п.п. "а" п. 9 Порядка в связи с несоответствием документов требованиям, установленным п.п. "а" п. 3 Порядка, п.п. "г" п. 5 Порядка.

В связи с чем, заявленные требования к ТСЖ "Краностроителей 19" подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Тверской области, утверждённым постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2013 года № 77-пп, инспекция ведет реестр лицензий Тверской области.

Исходя из положений части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, в реестре лицензий субъекта РФ содержатся сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).

Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2 Порядка).

Согласно пп. «г» п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;

в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).

Таким образом, в отсутствие заявления лицензиата инспекция не вправе исключить многоквартирный дом из реестра лицензий.

В соответствии с частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Отказ от исполнения договора регламентирован статьей 450.1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором».

Согласно п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила №416) в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.

Исходя из положений вышеуказанных норм, договор управления считается расторгнутым с момента получения управляющей организацией от уполномоченного общим собранием лица уведомления о расторжении (отказе от исполнения) договора управления с приложением копии протокола общего собрания собственников, на котором было принято решение об отказе от исполнения договора управления и его расторжении.

Таким образом, в случае расторжения договора управления многоквартирным домом, управляющая организация, с которой расторгнут договор, обязана разместить сведения о расторжении договора на сайте www.dom.gosuslugi.ru и подать заявление в государственную жилищную инспекцию об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий.

Как следует из приказа Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 03 октября 2018 года № 2594-л, МУП "Содействие" обратилось в ГУ "ГЖИ" с заявлением об исключении из реестра сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>. МУП "Содействие" во внесении изменений в реестр лицензий Тверской области отказано и возвращено заявлением с документами на основании п.п. "а" п. 9 Порядка в связи с несоответствием заявления требованиям, установленным п.п. "г" п. 5 Порядка.

Согласно пояснений представителя ответчика МУП "Содействие" ФИО1, данных в ходе судебного заседания, заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области и документы были возвращены, поскольку Товарищество не разместило электронный образ протокола общего собрания собственников о смене способа управления как основания расторжения договора управления с МУП г. Ржева "Содействие".

Данное обстоятельство подтверждается письмом ГУ "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 01 апреля 2019 года, направленным в адрес представителя правления ТСЖ "Краностроителей 19", из которого следует, что Главное управление возвратило заявление с приложенными к нему документами и обращает внимание, что отсутствуют обязательные приложения к протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 04 февраля 2018 года № 1, предусмотренные п.п. "а" п. 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 937/пр; требование о размещении указанной в заявлении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) в соответствии с ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации не выполнено: не размещен электронный образ протокола общего собрания собственников о смене способа управления как основания расторжения договора управления с МУП г. Ржева "Содействие".

Судом установлено, что Товарищество в нарушение п. 2 Состава сведений не разместило на сайте: электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы; электронный образ документа о расторжении договора управления многоквартирным домом. Данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании представитель ответчика ФИО1 и не представлено доказательств обратного ответчиком ТСЖ "Краностроителей 19".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несоблюдение Товариществом требований п. 2 Состава сведений является препятствием для исполнения МУП города Ржева "Содействия" своих обязательств перед собственниками помещений дома по размещению сведений о расторжении договора управления многоквартирным домом, в связи с чем, заявленные требования к управляющей компании удовлетворению не подлежат.

При подаче искового заявления истцы в силу п. 3 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика ТСЖ "Краностроителей 19" в доход местного бюджета судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, состоящие из государственной пошлины, от уплаты которой истцы освобождены, в размере 900 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить частично.

Обязать Товарищество собственников жилья "Краностроителей 19" разместить сайте https://dom.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию относительно многоквартирного дома по адресу: <...>, предусмотренную пп.пп. 1.1.2; 1.6; 1.9; 1.10; 1.10.1; пп 1.10.3; пп.1.11; пп. 1.12; пп. 1.16; пп. 1.20; пп. 2.1.8; пп. 2.1.12; пп. 2.1.13; пп. 2.1.14; пп. 2.1.15.1; пп. 2.1.15.2; пп. 2.1.15.3; пп. 2.1.16; пп. 2.1.19; пп. 2.1.20; пп. 2.2; пп. 2.3; пп. 2.4; пп. 2.5; пп. 2.6; пп. 2.7; пп. 2.8; пп. 2.9; пп. 2.11; пп. 2.12; пп. 2.14; пп. 17 Раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к МУП города Ржева "Содействие" отказать.

Взыскать с Товарищества собственников жилья "Краностроителей 19" (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 691401001) государственную пошлину в доход муниципального образования "Города Ржев Тверской области" в размере 900 (девятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.Б. Степуленко

Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2019 года.