Дело № 2-392/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олекминск 7 июля 2015 года
Олекминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:
председательствующего судьи: Седалищева Г.А.,
пре секретаре: Борисовой Г.Н.,
с участием прокурора Олекминского района младшего советника юстиции Шульженко М.А.,
ответчика: главы администрации МО «Олекминский наслег» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Олекминского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц о приведении в соответствии с требованиями федерального законодательства и признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда статей Устава МО «Олекминский наслег»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Олекминского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о приведении в соответствие в требованиями федерального законодательства и признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда статей Устава МО «Олекминский наслег».
В ходе судебного разбирательства прокурор Олекминского района Шульженко М.А. поддержал заявление в полном объеме. При этом пояснил, что прокуратурой выявлено нарушение законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Так, подпункты 1, 21,32,36 и 37 ст.5, п.3 ст.14, п/п.3 п.3 ст.15, п.4 ст.18,29,38,40, 53 и 54 Устава до настоящего времени противоречат требованиям действующего законодательства. Ответчиком не своевременно не принимаются меры по внесению изменений и дополнений в Устав, в связи с чем, Устав противоречит действующему законодательству, а потому подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства. Бездействием ответчика нарушаются права и свободы граждан, проживающих на территории муниципального образования. Поэтому просит суд обязать ответчика привести в соответствие с требованиями федерального законодательства, признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпункты 1, 21,32,36 и 37 ст.5, п.3 ст.14, п/п.3 п.3 ст.15, п.4 ст.18,29,38,40, 53 и 54 Устава МО «Олекминский наслег».
Представитель ответчика глава администрации МО «Олекминский наслег» ФИО1 в ходе судебного разбирательства признала исковое заявление. При этом пояснил, что сессия состоялась 6 июня 2015 года. Были какие-то ошибки. Все требуемые изменения в Устав внесли. Отправляем в министерство юстиции 28 июля нарочным.
Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( Далее ФЗ № 131 ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации ( указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти ), конституции ( уставы ), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Устав МО «Олекминский наслег» зарегистрирован в МЮ РФ по РС(Я) с учетом внесенных федеральными законами изменений и дополнений.
В соответствии с п.3 ст.1 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 165 от 23 июня 2014 года ( вступил в законную силу 5 июля 2014 года ) п.1 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 изложен в следующей редакции: «1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;».
Между тем, п/п.1 п.1 ст.5 Устава «вопросы местного значения сельского поселения» изложен без учета внесенного ФЗ № 165 указанной выше редакции, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( п.1 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 ).
В соответствии с п.14 ст.2 ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 136 от 27 мая 2014 года ( изменения должны были быть внесены до 1 января 2015 года ), пунктом 14 ФЗ № 136 в ч.2 ст.27 ФЗ № 131 исключены слова «В поселениях».
Между тем, п.3 ст.14 Устава «территориальное общественное самоуправление» изложена без учета внесенного ФЗ № 136 изменения, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( ч.2 ст.27 ФЗ № 131 ).
В соответствии со статьей 16 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 171 от 23 июня 2014 года (вступил в законную силу 1 марта 2015 года ) п.3 ч.3 ст.28 ФЗ № 131 после слов «проекты планировки территорий и проекты межевания территорий» дополнен словами «за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации,».
Между тем, п/п.3 п.3 ст.15 Устава «публичные слушания» изложена без учета внесенного ФЗ № 171 дополнения, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства (п.3 ч.3 ст.28 ФЗ № 131).
В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 290 от 4 октября 2014 года ( вступил в законную силу 17 октября 2014 года ) ст.36 дополнена частями 8.1 и 8.2 следующего содержания: «8.1. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу» и «8.2. В случае, если избранный из состава представительного органа муниципального образования глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании из своего состава главы муниципального образования до вступления решения суда в законную силу», а также ст.74.1 ФЗ № 131 дополнена частью 17 следующего содержания: «17. Глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения. Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления».
Между тем, ст.29 Устава «глава наслега» и ст.54 «удаление главы наслега в отставку» изложены без учета внесенных ФЗ № 290 дополнений, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( частей 8.1 и 8.2 ст.36 и ч.17 ст.74.1 ФЗ № 131 ).
В соответствии со ст.2 ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 8 от 3 февраля 2015 года ( вступил в законную силу 7 марта 2015 года ) внесены изменения: 1 ) в абзаце семнадцатом ч.1 ст.2 слова "либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан" заменен словами ", либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан"; 2 ) ч.4 ст.25 после слова "выборных" дополнен словом "должностных"; 3 ) ч.4 ст.31 дополнен словами "в соответствии с законом субъекта Российской Федерации"; 4 ) абзац третий ч.2 ст.34 дополнен словами ", глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя"; 5 ) в статье 36: а ) в ч.2: в п.1 слова "либо представительным органом муниципального образования из своего состава" заменить словами ", либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса"; п.3 изложен в следующей редакции: "3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются;"; дополнен пунктом 5 следующего содержания: "5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию."; б ) дополнен частью 2.1 следующего содержания: "2.1. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением. В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации ( руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации )."; в ) в ч.3 слова "пунктами 2 - 4" заменены словами "пунктами 2 и 4"; г ) в абзаце втором ч.3.1 слова "из состава представительного органа" заменены словами "представительным органом"; д ) в ч.8.2 слова "из состава представительного органа" заменены словами "представительным органом"; е ) ч.9 признана утратившей силу; 6 ) в ч.3 ст.43 слова "избранный на муниципальных выборах" исключены, слова "входит в состав" заменены словами "исполняет полномочия председателя"; 7 ) в ч.5 ст.44 слова "избранный на муниципальных выборах" исключены, слова "входит в состав" заменены словами "исполняет полномочия председателя"; 8 ) ст.73 дополнена частью 4 следующего содержания: "4. Депутаты представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 настоящей статьи, вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд. Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня его подачи.".
Между тем, п.4 ст.18 Устава «Опрос граждан» изложен без учета внесенного ФЗ № 8 дополнения, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( ч.4 ст.31 ФЗ № 131 ). Статья 29 Устава «глава наслега», ст.38 Устава «принятие Устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений», ст.40 Устава «правовые акты наслежного совета», ст.53 Устава «ответственность главы наслега перед государством», изложены без учета внесенных ФЗ № 8 изменений, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( ст.31 и 36 ФЗ № 131 ).
В соответствии с частями 1,2 и 3 ст.2 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 234 от 21 июля 2014 года ( вступил в законную силу 1 апреля 2015 года ) в п.2 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 слова «осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения» заменены словами «осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения».
Между тем, п/п.21 п.1 ст.5 Устава «вопросы местного значения сельского поселения» изложен без учета внесенных ФЗ № 234 изменений, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( п.2 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 ).
В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 499 от 31 декабря 2014 года ( вступил в законную силу 1 апреля 2015 года ) в п.20 ч.1 ст.14 слова «, в том числе путем выкупа,», в п.15 ч.1 ст.15 слова «, в том числе путем выкупа,», в п.26 ч.1 ст.16 слова «, в том числе путем выкупа,» исключены.
Между тем, п/п.21 п.1 ст.5 Устава «вопросы местного значения сельского поселения» изложен без учета внесенных ФЗ № 499 изменений, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( п.20 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 ).
В соответствии с ч.2 ст.35 ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля ( надзора ) и муниципального контроля» № 307 от 14 октября 2014 года ( вступил в законную силу 15 ноября 2014 года ) признаны утратившими силу п.36 ч.1 ст.14, п.31 ч.1 ст.15 и п.40 ч.1 ст.16 ФЗ № 131.
Между тем, п/п.36 п.1 ст.5 Устава «вопросы местного значения сельского поселения» до настоящего времени не признан утратившим силу, т.е. осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны не исключено из полномочий муниципального образования, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( п.36 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 ).
В соответствии со ст.2 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» № 70 от 2 апреля 2014 года ( вступил в законную силу 2 июля 2014 года ) п.33 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 изложен в следующей редакции «оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин».
Между тем, п/п.32 п.1 ст.5 Устава «вопросы местного значения сельского поселения» изложен без учета внесенного ФЗ № 70 указанной выше редакции, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( п.33 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 ).
В соответствии с Законом РС(Я) 1367-З № 291-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» и на основании ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6 октября 2003 года, закреплены за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросы местного значения, предусмотренные п/п.4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22-24, 26, 27, 31, 33.1-34, 36-38 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Между тем, ст.5 Устава «вопросы местного значения сельского поселения» изложена без учета внесенного Законом РС(Я) 1367-З № 291-V изменений, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( п/п.4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22-24, 26, 27, 31, 33.1-34, 36-38 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 ФЗ № 131 ).
При этом суд обращает внимание на то, что Устав это основной нормативный правовой акт муниципального образования. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Устав определяет деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления, поэтому его соответствие закону в значительной степени гарантирует законность действий выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Устав систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности органов местной власти. Это означает, что все положения Устава муниципального образования должны строго соответствовать нормам действующего на территории Российской Федерации законодательства.
Более того, согласно ч.4 ст.7 ФЗ № 131 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, ФЗ № 131, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям ( уставам ), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Изменения и дополнения в ФЗ № 131 вступили в законную силу. В течение продолжительного периода времени ответчик не предпринимал мер по своевременному приведению Устава муниципального образования в соответствие с требованиями действующего законодательства. Внесение изменений и дополнений в Устав муниципального образования ко дню вынесения судебного решения не является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления прокурора, поскольку изменения и дополнения в Устав муниципального образования не зарегистрированы регистрирующим органом.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому бремя доказывания о невозможности своевременного приведения Устава муниципального образование в соответствие с требованиями федерального законодательства лежит на ответчике. В ходе судебного разбирательства доказательств невозможности своевременного приведения Устава муниципального образования в соответствие с требованиями федерального законодательства ответчиком не представлено.
Бездействие ответчика по своевременному приведению Устава муниципального образования в соответствие с требованиями федерального законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан, проживающих в муниципальном образовании, в защиту прав которых прокурор обратился в суд в силу предоставленных ему законом полномочий.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора Олекминского района подлежит безусловному удовлетворению.
Федеральным и региональным законодательством сроки приведения в соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления не установлены. Поэтому в соответствии с ч.3 ст.11 ГПК РФ ( по аналогии закона ) на основании ч.2 ст.3 ФЗ «Об общих принципах законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», необходимо обязать ответчика привести Устав муниципального образования в соответствие с требованиями действующего законодательства в течение 3 ( трех ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, в соответствии ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Олекминского района удовлетворить:
обязать наслежный Совет депутатов МО «Олекминский наслег» в течение 3 ( трех ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с ч.1, 3 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункты 1, 21, 32 и 36 п.1 ст.5 Устава МО «Олекминский наслег»;
обязать наслежный Совет депутатов МО «Олекминский наслег» в течение 3 ( трех ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с п/п.4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22-24, 26, 27, 31, 33.1-34, 36-38 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.5 Устава МО «Олекминский наслег»;
с п.3 ч.3 ст.28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п/п.3 п.3 ст.15 Устава МО «Олекминский наслег»;
обязать наслежный Совет депутатов МО «Олекминский наслег» в течение 3 ( трех ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с ч.2 ст.27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п.3 ст.14 Устава МО «Олекминский наслег»;
обязать наслежный Совет депутатов МО «Олекминский наслег» в течение 3 ( трех ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с ч.4 ст.31, 36, ч.3 ст.43, ч.5 ст.44, ч.4 ст.73 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ст.18, 29, 38, 40 и 53 Устава МО «Олекминский наслег»;
обязать наслежный Совет депутатов МО «Олекминский наслег» в течение 3 ( трех ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с частями 8.1 и 8.2 ст.36 и ч.17 ст.74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьи 29 и 54 Устава МО «Олекминский наслег»;
признать противоречащим ст.36 ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля ( надзора ) и муниципального контроля» № 307 от 14 октября 2014 года, недействующим и не подлежащим применению п/п.36 п.1 ст.5 Устава МО «Олекминский наслег».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) через Олекминский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий судья: п/п
Копия верна:
Судья Олекминского районного суда
Республики Саха (Якутия): Г.А.Седалищев