ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-392/2017 от 05.10.2017 Аткарского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2-392/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2017 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Толкуновой М.В.,

при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,

с участием прокурора Аткарской межрайонной прокуратуры Кузнецова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарск 05 октября 2017 года гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Аткарского межрайонного прокурора, предъявленного в интересах субъекта Российской Федерации к Администрации Аткарского муниципального района Саратовской области о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства,

установил:

Исполняющий обязанности Аткарского межрайонного прокурора обратился в Аткарский городской суд Саратовской области с иском, предъявленным в интересах субъекта Российской Федерации к Администрации Аткарского муниципального района Саратовской области о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства.

Исковые требования обоснованы прокурором тем, что Аткарской межрайонной прокуратурой на основании п. 2.4 решения межведомственного совещания прокуратуры Саратовской области от 30.05.2017 года «Об исполнении законодательства об охране объектов культурного наследия» проведена проверка исполнения указанного законодательства. Установлено, что на территории Аткарского муниципального района Саратовской области имеется объект культурного наследия, внесенный в реестр объектов культурного наследия регионального значения согласно постановлению администрации Саратовской области от 21.07.1993 года № 201 «О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области», а именно здание уездного собрания 1902 года постройки, расположенное по адресу: <...>, на которое распространяются положении Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры народов РФ» (далее – закон). Согласно ч. 1 ст. 33 данного закона, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Вместе с тем, проведенным осмотром здания, расположенного по адресу: <...>, включенного в реестр объектов культурного наследия регионального значения, установлено, что на фасаде указанного здания расположена система кондиционирования в виде вентиляционного блока, размещенного на кронштейнах, прикрепленных к стене. В силу ч. 1 ст. 40 Закона, приспособление объекта культурного наследия для своевременного использования является одним из видов сохранения объекта культурного наследия. Согласно ст. 44 Закона, приспособление объекта культурного наследия для своевременного использования – научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для своевременного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрации представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия. В соответствии с п. 4 ст. 35 Закона, проектировании и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия – в соответствии с законами субъектов РФ. Согласно ст. 45 Закона, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленного пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия – в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Саратовской области от 4 ноября 2003 года № 69-ЗСО «Об охране и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, находящихся на территории Саратовской области» региональный орган охраны объектов культурного наследия в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области осуществляет выдачу письменного разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с законодательством. Однако, согласование или получение разрешения на установку системны кондиционирования на фасаде здания, расположенном по адресу: <...>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, администрацией Аткарского муниципального района Саратовской области не получено, задание на установку системы кондиционирования не выдавалось. Эксплуатация системы кондиционирования без разрешения уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия может привести к повреждению фасада, его разрушению и иным неблагоприятным последствиям, что в значительной степени нарушает требования действующего федерального и регионального законодательства по охране объектов культурного наследия, а также приводит к уничтожению объекта культурного наследия и причиняет вред интересам РФ, субъекта РФ в лице Саратовской области. Межрайонной прокуратурой по данному факту 21.06.2017 года за № 407-2017 в адрес главы Аткарского муниципального района Саратовской области вынесено представление. Из ответа администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от 07.07.2017 года следует, что в адрес Министерства культуры Саратовской области направлен запрос на получение разрешения на установку системы кондиционирования на фасаде здания, расположенного по адресу: <...>, однако до настоящего времени указанное разрешение не получено. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов субъекта РФ. Просит обязать администрацию Аткарского муниципального района Саратовской области устранить нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия по адресу: <...> до 1 декабря 2017 года.

В судебном заседании процессуальный истец - прокурор Кузнецов Н.А. исковые требования поддержал в полном объеме, при этом приведя доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнив, что просит обязать администрацию Аткарского муниципального района Саратовской области устранить нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия по адресу: <...> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – администрации Аткарского муниципального района Саратовской области, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав объяснения процессуального истца, исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения гражданского дела установил следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. 1 ст. 40 того же Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ч. 1 ст. 45 вышеназванного Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона Саратовской области от 4 ноября 2003 г. № 69-ЗСО «Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области», работы по сохранению объектов культурного наследия федерального, регионального значения, а также выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на конкретный вид работ, выдаваемых уполномоченным органом, в соответствии с согласованной проектной документацией.

В судебном заседании установлено, что Аткарской межрайонной прокуратурой на основании п. 2.4 решения межведомственного совещания прокуратуры Саратовской области от 30.05.2017 года «Об исполнении законодательства об охране объектов культурного наследия» проведена проверка исполнения указанного законодательства, в результате которой, установлено, что на территории Аткарского муниципального района Саратовской области имеется объект культурного наследия, внесенный в реестр объектов культурного наследия регионального значения согласно постановления администрации Саратовской области от 21.07.1993 года № 201 «О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области», а именно здание уездного собрания 1902 года постройки, расположенное по адресу: <...> (л.д.18-19).

Поскольку в ходе проведенного осмотра было установлено, что на фасаде указанного здания расположена система кондиционирования в виде вентиляционного блока, размещенного на кронштейнах, прикрепленных к стене здания, в адрес главы администрации Аткарского муниципального района Саратовской области 21.06.2017 года вынесено представление о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона (л.д.4-5).

Между тем, как следует из ответа администрации Аткарского муниципального района Саратовской области согласование или получение разрешения на установку системы кондиционирования на фасаде здания, расположенном по адресу: <...>, являющего объектом культурного наследия регионального значения администрацией Аткарского муниципального района Саратовской области не получено, задание на установку системы кондиционирования не выдавалось, в адрес Министерства культуры Саратовской области направлен запрос на получение разрешения на установку системы кондиционирования на фасаде здания, являющегося объектом культурного наследия – дом № 64 по улице Советская, г. Аткарск Саратовской области (л.д.6).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Поскольку установка и дальнейшая эксплуатация системы кондиционирования, установленная на здании администрации Аткарского муниципального района Саратовской области, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, осуществлялась и осуществляется без разрешения уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия, что, по мнению суда, может привести к повреждению фасада, его разрушению и иным неблагоприятным последствиям, что в значительной степени нарушает требования действующего федерального и регионального законодательств по охране объектов культурного наследия, причиняя вред интересам субъекта Российской Федерации в лице Саратовской области, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования исполняющего обязанности Аткарского межрайонного прокурора удовлетворить.

Возложить на администрацию Аткарского муниципального района Саратовской области обязанность демонтировать выносной блок системы кондиционирования воздуха, установленного на фасаде здания, расположенного по адресу: <...> в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда путем принесения апелляционного представления прокурором, подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме (составление мотивированного решения).

Председательствующий судья: М.В. Толкунова

Мотивированное решение составлено 10 октября 2017 года.

Председательствующий судья: М.В. Толкунова