Дело № 2-392/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Сочи 17 февраля 2017 г.
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Казимировой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Мейроян М.А.,
с участием представителя прокуратуры в лице помощника прокурора Центрального района г. Сочи Барахович С.В.,
ответчика А.И.,
представителя ответчика в лице адвоката В.Г., действующего на основании удостоверения . от (.) и ордера . от (.),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи в защиту прав неопределенного круга лиц к А.И. о признании бездействия по непринятию мер к сохранению части здания объекта культурного наследия незаконным и обязании к восстановлению части здания объекта культурного наследия,
установил:
Прокурор Центрального района города Сочи в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к А.И. о признании бездействия по непринятию мер к сохранению части здания объекта культурного наследия незаконным и обязании к восстановлению части здания объекта культурного наследия.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка статьи, размещенной в средствах массовой информации «Члены общества изобретателей в г. Сочи просят власти спасти объект культурного наследия».
Установлено, что на основании решения исполнительного комитета Сочинского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от (.). «О внесении изменений в п. 1 решения горисполкома от (.). «О передаче помещений первого этажа по Курортному проспекту . и (), занимаемых городским отделом статистики в г. Сочи городскому клубу самодеятельного технического творчества горсовета ВОИР и бухгалтерской школе Госкомстата РСФСР», в соответствии с договором о передаче муниципального имущества на баланс от (.) городскому Совету ВОИР передано на праве оперативного управления муниципальное имущество - первый этаж здания, расположенного по адресу: <...> на время функционирования данной организации и без исключения из муниципальной собственности города Сочи.
Установлено, что часть здания, а именно нежилые помещения первого этажа литера А1 .а, 2а, 3а, второго этажа литера А ., 46а, 46б общей площадью 439,1 кв., принадлежало ОАО «Благоустройство» на основании плана приватизации ., утвержденного председателем комитета по управлению муниципальным имуществом г. Сочи от (.), акта оценки стоимости зданий и сооружений на (.), утвержденного председателем комитета по управлению муниципальным имуществом г. Сочи от (.), зарегистрированном в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (.), о чем произведена запись регистрации 23-01.50-(.)-546, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АА . от (.).
Указанные помещения на основании договора купли-продажи б/н от (.) проданы А.И.
В результате пожара, произошедшего (.) в здании по Курортному проспекту, 56 и его тушения, пострадало имущество, принадлежащее на праве собственности А.С.
Согласно пункту 88 приложения к Закону Краснодарского края от (.).-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края», помещение - Общественный клуб конца XIX века, лит. А, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, Курортный проспект, 56/10, является памятником истории и культуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от (.).- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Согласно ч. 2 указанной статьи, собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
На основании п. 11 ст. 47.6 Закона .-Ф3, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско- правового договора.
(.) в адрес А.И. направлено информационное письмо о проведении противоаварийных работ в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в свою очередь мер, направленных на восстановление объекта культурного наследия, не принято.
В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие А.И. по не принятию мер к сохранению части здания, а именно нежилых помещений первого этажа литера А1 .а, 2а, 3а, второго этажа литера А ., 46а, 46б общей площадью 439,1 кв. объекта культурного наследия - помещения Общественного клуба конца XIX века, лит. А, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, Курортный проспект, 56/10 в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Обязать А.И. принять меры к восстановлению части здания, а именно нежилых помещений первого этажа литера А1 .а, 2а, 3а, второго этажа литера А ., 46а, 466 общей площадью 439,1 кв. объекта культурного наследия - помещения Общественного клуба конца XIX века, лит. А, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, Курортный проспект, 56/10.
В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела помощник прокурора Центрального района города Сочи Барахович С.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик А.И. исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований прокурора полностью отказать.
Представитель ответчика адвокат В.Г. исковые требования также не признал, при этом суду пояснил, что объектом культурного значения является лишь литер А, а не все объекты, указанные в иске прокурора. С А.И., как с собственником части помещений объекта культурного наследия должно было быть оформлено охранное свидетельство, охранное свидетельство ей не выдавалось. Охранное свидетельство имеется только у Сочинской городской общественной организации ВОИР.
О статусе помещений как объектов культурного наследия в момент приобретения права собственности на них А.И. не уведомлялась.
Здание объекта культурного наследия, в том числе и помещения, принадлежащие А.И., повреждены в результате пожара, который произошел (.). Согласно акту о пожаре от (.) и заключению пожарного эксперта, причиной пожара является поджог, то есть деяние, предусмотренное Особенной частью УК РФ.
От преступного посягательства объекты культурного наследия обязано защищать государство, а не собственник помещений.
А.И. является потерпевшей от преступного посягательства, а законами РФ, в том числе УПК И ГК РФ не предусмотрена возможность и обязанность потерпевшего от преступления возмещать вред от этого же преступного посягательства.
Кроме того, Федеральным законом № 73-ФЗ предусмотрена определенная процедура выполнения ремонтных работ объекта культурного наследия. Так как А.И. является собственником помещений в здании объекта, она сама заинтересована в восстановлении принадлежащих ей помещений. Но проводить ремонтные работы без соблюдения предусмотренной законом процедуры и без соответствующего разрешения на проведение работ она самостоятельно не имеет права. Для установления технической возможности ремонта необходимо провести строительно-техническую экспертизу, чтобы определить, не затронуты ли конструктивные характеристики надежности и безопасности объекта и возможно ли вообще восстановление здания после пожара, а также подготовить проектную документацию.
Считает, что инициатива в проведении необходимой реконструкции объекта должна исходить от собственника основных помещений, несущих конструкций, владельца земельного участка объекта.
Считает также, что в том виде, в котором прокурором заявлены исковые требования, они не соответствуют закону и не могут быть удовлетворены. В связи с чем, просил суд в удовлетворении исковых требований прокурора полностью отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще и своевременно.
В представленном в суд отзыве начальник управления просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
В своем отзыве на иск начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края ссылается на то, что здание, расположенное в г. Сочи, Центральный район, Курортный проспект, 56/10, лит. А является объектом культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.» и состоит на государственной охране на основании закона Краснодарского края от (.).-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края».
Из средств массовой информации управлению стало известно о возгорании памятника. В целях выяснения обстоятельств произошедшего, управлением была получена информация о собственниках объекта культурного наследия, объеме причиненного вреда, составлен акт технического состояния.
Статьей 47.3 Федерального закона от (.).-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Принимая во внимание, что объект культурного наследия находится в долевой собственности муниципального образования город Сочи и гражданки А.И. и требует принятия безотлагательных мер по предотвращению дальнейшего разрушения, управление поддерживает исковые требования.
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив отзыв третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав в судебном заседании материалы дела и оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, решением исполнительного комитета Сочинского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от (.). «О внесении изменений в п. 1 решения горисполкома от (.). «О передаче помещений первого этажа по Курортному проспекту . и (), занимаемых городским отделом статистики в г. Сочи городскому клубу самодеятельного технического творчества горсовета ВОИР и бухгалтерской школе Госкомстата РСФСР», в соответствии с договором о передаче муниципального имущества на баланс от (.) городскому Совету ВОИР передано на праве оперативного управления муниципальное имущество - первый этаж здания, расположенного по адресу: <...> на время функционирования данной организации и без исключения из муниципальной собственности города Сочи.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (.) серия (), в отношении нежилых помещений первого этажа, литера - А, общей площадью 330,6 кв.м., расположенных по Курортному проспекту, (), зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Сочи за номером 23-23- 50/049/2007-487.
В соответствии с пунктом 88 приложения к Закону Краснодарского края от (.).-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края», помещение - Общественный клуб конца XIX века, лит. А, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, Курортный проспект, 56/10, является памятником истории и культуры.
Таким образом, на основании указанного Закона объект культурного наследия принят на государственную охрану.
Согласно преамбуле Федерального закона от (.) N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Прокуратурой Центрального района города Сочи во время проверки установлено, что часть здания, а именно нежилые помещения первого этажа литера А1 .а, 2а, 3а, второго этажа литера А ., 46а, 46б общей площадью 439,1 кв., принадлежало ОАО «Благоустройство» на основании плана приватизации ., утвержденного председателем комитета по управлению муниципальным имуществом г. Сочи от (.), акта оценки стоимости зданий и сооружений на (.), утвержденного председателем комитета по управлению муниципальным имуществом г. Сочи от (.), зарегистрированном в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (.), о чем произведена запись регистрации 23-01.50-(.)-546, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серия 23-АА . от (.).
Указанные нежилые помещения на основании договора купли-продажи от (.) проданы А.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным (.), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (.) сделана запись регистрации ..
В результате пожара, произошедшего (.) в здании по Курортному проспекту, 56 и его тушения, пострадало имущество, принадлежащее на праве собственности А.С., а также муниципальное имущество.
Из акта осмотра объекта культурного наследия «Общественный клуб, конец XIX в.» от (.), проведенного специалистом-экспертом отдела экономической и правовой деятельности и государственного реестра и ведущим консультантом отдела памятников архитектуры, истории и монументального искусства следует, что здание объекта культурного наследия сильно пострадало во время пожара и нуждается в проведении первоочередных консервационных работ и полного комплекса ремонтно-реставрационных работ в соответствии с требованиями Федерального закона от (.).-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона от (.).- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на которую ссылается прокурор Центрального района г. Сочи в исковом заявлении, а также представитель третьего лица, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Между тем, согласно заключению эксперта . от (.) ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Краснодарскому краю», причиной пожара послужило искусственно инициированное загорание горючих материалов с использованием интенсификаторов горения.
Таким образом, из заключения эксперта следует, что повреждение объекта культурного наследия причинено в результате поджога, то есть противоправных действий неустановленного лица, а не в результате бездействия ответчика А.И. по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия, предусматривающих обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия, либо бездействия ответчика А.И. по обеспечению сохранности объекта, а также по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Доказательств, подтверждающих бездействие ответчика по не принятию мер к сохранению части здания, в результате которого был причинен вред объекту культурного наследия, не установлено и таких доказательств истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания незаконным бездействия А.И. по не принятию мер к сохранению части здания, а именно нежилых помещений первого этажа литера А1 .а, 2а, 3а, второго этажа литера А ., 46а, 46б общей площадью 439,1 кв. объекта культурного наследия - помещения Общественного клуба конца XIX века, лит. А, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, Курортный проспект, 56/10 в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Более того, согласно статьи 47.1 Федерального закона от (.) N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Тогда как в свидетельстве о государственной регистрации права собственности А.И. на нежилые помещения первого этажа литер А .а, 2а, 3а, второго этажа литер А ., 46а, 46б, общей площадью 439.1 кв.м по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, () проспект, (), существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрированы.
В соответствие со статьей 47.6 Федерального закона от (.) N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Охранным обязательством устанавливаются, в том числе, требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от (.) N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства.
Как следует из ответа администрации Центрального внутригородского района города Сочи . от (.), земельный участок, на котором расположено здание по адресу: <...> (), находится в постоянном (бессрочном) пользовании у Сочинской городской общественной организации ВОИР.
Сочинская городская общественная организация ВОИР согласно п. 4 охранного обязательства, выданного (.) обязуется своевременно производить ремонтно-реставрационные работы по памятнику истории и культуры, каковым является данное здание (Общественный клуб конца XIX века) за свой счет.
Как следует из объяснений представителя ответчика, охранное обязательство ответчику А.И. не вручалось, ограничение (обременение) прав собственника части помещений объекта культурного наследия в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.
Доказательств, подтверждающих обратное, истец суду не представил.
С учетом изложенного, оснований для обязания ответчика А.И. принять меры к восстановлению части здания, а именно нежилых помещений первого этажа литер А1 .а, 2а, 3а, второго этажа литер А ., 46а, 466 общей площадью 439,1 кв. объекта культурного наследия - помещения Общественного клуба конца XIX века, лит. А, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, Курортный проспект, 56/10, не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района города Сочи в защиту прав неопределенного круга лиц к А.И. о признании бездействия по непринятию мер к сохранению части здания объекта культурного наследия незаконным и обязании к восстановлению части здания объекта культурного наследия полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ()вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда в соответствии со статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации составлено (.).
Судья Центрального
районного суда г. Сочи Г.В. Казимирова