Дело № 2-392/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Абдрахмановой Е.О., Нурдиновой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов прохождения службы по контракту в страховой и общий трудовой стаж, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к ответчику ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное), в обоснование иска указав, что 19.09.2017 в связи с достижением пенсионного возраста она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. К заявлению приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. 25.09.2017 ответчиком принято решение, в соответствии с которым при назначении ей страховой пенсии по старости и в соответствии со ст.8 Закона РФ «О страховых пенсиях» не включен в общий трудовой стаж и страховой стаж: период прохождения военной службы по контракту в органах комитета национальной безопасности Республики Казахстан с 01.01.1994 по 01.07.1999. Считает, что решение в указанной части незаконно и подлежит отмене. Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной службы и иной службы как вида трудовой деятельности. Также в обоснование своих требований ссылается на Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», ч.2 ст.12 Федерального закона «О страховых пенсиях». В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13.03.1992, государства участники СНГ 24 декабря 1993 приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых государств».
Однако при назначении пенсии и вынесении указанного решения ответчиком в стаж не был включен период прохождения военной службы по контракту в органах КНБ Республики Казахстан, продолжительностью с 01.01.1994 по 01.07.1999, что подтверждается справкой, выданной Департаментом комитета национальной безопасности (далее КНБ) Республики Казахстан. Таким образом, из трудового стажа необоснованно был исключен указанный период трудовой деятельности.
Просила признать решение ответчика от 25.09.2017 в части не включения в страховой и общий трудовой стаж периода прохождения службы по контракту в органах комитета национальной безопасности Республики Казахстан с 01.01.1994 по 01.07.1999 незаконным; включить указанный период прохождения службы по контракту в страховой и общий трудовой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости; обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ФИО1 страховой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением с 19.09.2017.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что ей назначили пенсию с 28.09.2017 по достижении возраста 55 лет. При назначении пенсии в ее стаж работы не включили период прохождения службы в органах комитета национальной безопасности Республики Казахстан с 01.01.1994 по 01.07.1999. Она работала в группе правительственной связи Степногорского горотдела – это отдел при Департаменте КНБ Республики Казахстан электромехаником связи. Впоследствии группу правительственной связи переименовали в службу охраны Президента Республики Казахстан. Рабочее место не поменялось, воинское звание осталось прежним «прапорщик». В связи с переименованием она была принята в органы национальной безопасности Республики Казахстан, ее обязанности не изменились. В связи с сокращением отдела она была уволена с военной службы, переехала на постоянное место жительства в Россию. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель истца адвокат Фролов В.В. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, а также в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отзыве указывает, что периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах государств – участников СНГ, в том числе Казахстана, в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются. Полагают, что оснований для включения периода прохождения службы по контракту в органах КНБ Р. Казахстан с 01.01.1994 по 01.07.1999 не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать.
Руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
19.09.2017 в Управление обратилась ФИО1, (ДАТА) г.р., с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) №* от 25.09.2017 ФИО1, (ДАТА) г.р., назначена страховая пенсия с 28.09.2017 по старости.
При назначении ФИО1 страховой пенсии по старости не включен в общий и страховой стаж:
- период нахождения на учете в центре занятости населения с 21.10.1992 по 31.12.1992;
- период прохождения военной службы по контракту с 01.01.1994 по 01.07.1999 в вооруженных силах государств – участников СНГ Казахстана.
С указанным решением в части не включения в общий и страховой стаж периода прохождения военной службы по контракту с 01.01.1994 по 01.07.1999 в вооруженных силах государств – участников СНГ Казахстана ФИО1 не согласна.
Согласно справке, выданной Департаментом комитета национальной безопасности Р.Казахстан ФИО1, (ДАТА) г.р., принята на работу электромехаником группы правительственной связи Степногорского горотдела с 01 января 1993 года.
ФИО1 уволена с работы по ст.31 п. «З» КЗоТ Каз ССР (в связи с призывом на военную службу) с 01.01.1994 с должности электромеханика группы правительственной связи Степногорского горотдела.
ФИО1 принята на действительную военную службу по контракту в органы КНБ РК и назначена электромехаником по 3 т.р. группы правительственной связи Степногорского горотдела с 01.01.1994 с присвоением воинского звания «прапорщик».
Прапорщик ФИО1 откомандирована в распоряжение Службы охраны Президента и исключена из списков личного состава с 01.01.1996.
Прапорщик ФИО1, прибывшая из Службы охраны Президента Республики Казахстан, принята на военную службу в органы национальной безопасности Р.Казахстан, с 01.08.1997.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О всеобщей воинской обязанности и военной службы», статьи 22 п.4 пп.2 (по сокращению штатов) прапорщик ФИО1 уволена с военной службы в запас Вооруженных Сил Республики Казахстан, без права ношения военной формы одежды, с 01.июля 1999 года.
Выслуга лет на 01 июля 1999 года составляет: календарная – 05 лет 06 месяцев 08 дней, льготная 00 лет 09 месяцев 15 дней, всего – 06 лет 03 месяца 23 дня.
Согласно архивной справке Департамента кадров Службы государственной охраны Республики Казахстан следует, что ФИО1 действительно проходила воинскую службу в кадрах Службы охраны Президента Республики Казахстан в период с 01.01.1996 по 01.08.1997.
Указанное также подтверждается записями в трудовой книжке ФИО1
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1) действие Закона распространяется на лиц, указанных в ст. 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 4 Закона РФ N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Во исполнение положений Закона РФ N 4468-1 Советом министров - Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Абзацем 6 пункта 1 названного постановления предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом данного пункта).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение от 13.03.1992).
Согласно преамбуле Соглашения от 13.03.1992 правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
В силу ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 закреплено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Статьей 2 Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств » предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Статьей 4 указанного соглашения органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения (далее - Уполномоченные Органы), выступают министерства внутренних дел Сторон.
Постановлением от 22.09.1993 №941, принятый Советом Министров – Правительства Российской Федерации, регулируются вопросы «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, походившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Согласно ст.1 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2710 «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» органы национальной безопасности Республики Казахстан (далее - органы национальной безопасности) - непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.
В соответствии со ст.7 указанного Закона Единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан составляют Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (далее - Комитет национальной безопасности), его ведомства, территориальные и иные органы национальной безопасности, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие подведомственные организации.
Согласно п.1 ч.1 ст.8 данного Закона Комитет национальной безопасности образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года №2710 «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан»:
1. Территориальные органы Комитета национальной безопасности по областям, городу республиканского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения) создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач на соответствующей территории.
2. Территориальные органы Комитета национальной безопасности по областям, городу республиканского значения и столице Республики являются юридическими лицами, имеют действительные и условные наименования, печати и штампы, счета, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения.
3. В оперативно-служебной деятельности территориальные органы Комитета национальной безопасности независимы от местных представительных и исполнительных органов и их должностных лиц.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд с учетом положений Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан, заключенного 9 января 1993 г., исходит из того, что нормы статьи 11 данного соглашения распространяют свое действие только на сотрудников органов внутренних дел договаривающихся государств. Принимая во внимание, что законодательство Республики Казахстан разграничивает службу в органах внутренних дел и органах национальной безопасности, суд приходит к выводу, что период прохождения службы по контракту в органах комитета национальной безопасности Республики Казахстан с 01.01.1994 по 01.07.1999 не подлежит включению в страховой и общий трудовой стаж.
Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» в статье 64 предусматривает, что право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы: имеющие выслугу на воинской службе.
Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20.06.1997 № 136-1 (утратил силу) в статье 60 предусматривал, что право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной власти Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел
Закрепленное в пункте 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" понятие страхового стажа как учитываемой при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, согласуется с принципами обязательного социального (в том числе пенсионного) страхования (статья 4 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования") и выступает одним из элементов правового механизма реализации права застрахованных лиц на обеспечение по обязательному пенсионному страхованию исходя из особенностей финансирования страховых пенсий.
С учетом указанных обстоятельств и наличия у ФИО1 достаточного страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, для назначения пенсии по законодательству Российской Федерации, в связи с чем ей по достижении возраста 55 лет пенсионным органом 28 сентября 2017 года была назначена пенсия по старости без учета периода прохождения военной службы в вооруженных силах Р.Казахстан, у суда не имеется правовых оснований для включения периода прохождения службы по контракту в органах национальной безопасности Республики Казахстан в период с 01.01.1994 по 01.07.1999 в страховой и общий трудовой стаж.
При этом, суд учитывает, что в 1999 году при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Республики Казахстан ФИО1 не обращалась за назначением ей пенсии за выслугу лет, такая пенсия ей не назначалась.
Кроме того, из пенсионного дела ФИО1 следует, что при расчете ее стажа, учитывались положения Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ, конвертация пенсионных прав, позиция Постановления Конституционного Суда №2-П.
Следовательно, не имеется оснований и для перерасчета назначенной ФИО1 страховой пенсии по старости.
Таким образом, исковые требования ФИО1 о признании решения незаконным, включении периодов прохождения службы по контракту в страховой и общий трудовой стаж, перерасчете пенсии, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов прохождения службы по контракту в страховой и общий трудовой стаж, перерасчете пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, 02.04.2018.
Судья С.В. Тудиярова