Дело № 2-392/2021 (23RS0037-01-2020-007918-63)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 12 января 2021 года
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Чанова Г.М.,
при секретаре Селиховой И.В.,
c участием: представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к КБ "Ренессанс Кредит" (ООО) о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к КБ "Ренессанс Кредит" (ООО) о защите прав потребителя.
В обоснование иска указано, ДД.ММ.ГГГГ. между ООО КБ «Ренессанс Кредит» и ФИО2 был заключен кредитный договор №. В соответствии п/п № индивидуальных условий кредитного договора общая сумма кредита составляет 380 432 (триста восемьдесят тысяч четыреста тридцать два) рубля. П/п 2 индивидуальных условий кредитного договора срок действия кредитного договора до полного исполнения сторонами своих обязательств. Срок кредита в месяцах 60. П/п 4 индивидуальных условий кредитного договора процентная ставка в процентах годовых составляет 20,00%. П/п 18 индивидуальных условий кредитного договора плата за подключение к услуге «SMS-оповещение» на срок до полного погашения кредита составила 1 800 (одна тысяча восемьсот) рублей единовременно. П/п 19 индивидуальных условий кредитного договора плата за подключение Сервис-Пакета «Удобный» составила 3 000 (три тысячи) рублей единовременно. Согласно п. 2.1. кредитного договора банк обязуется предоставить клиенту кредит в размере и на условиях кредитного договора, зачислить предоставленный клиенту кредит на счет. П. 2.1.1. Банк обязуется перечислить со счета часть кредита в размере 73 632 (семьдесят три тысячи шестьсот тридцать два) рубля для оплаты страховой премии страховщику ООО СК «Согласие-Вита» по добровольно заключенному Клиентом договору страхования жизни. П. 2.1.2. кредитного договора предусмотрено, что по желанию клиента банк предоставляет клиенту услугу «SMS-оповещение» сроком до полного погашения кредита. Клиент обязан уплатить банку комиссию за подключение к данной услуге. Банк вправе списать со Счета часть Кредита в размере 1 800 руб. в оплату указанной комиссии в соответствии с условиями настоящего кредитного договора и договора счета. П. 2.1.3. кредитного договора предусмотрено, что по желанию клиента банк предоставляет клиенту услугу Сервис-Пакет «Удобный». Клиент обязан уплатить Банку комиссию за подключение к Сервис-Пакету «Удобный». Банк вправе списать со счета часть кредита в размере 3 000 руб. в оплату указанной комиссии в соответствии с условиями настоящего кредитного договора и договора счета. На предложенных условиях договор страхования жизни заключен в момент заключения кредитного договора. Согласно приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. была внесена сумма 350 159 (триста пятьдесят тысяч сто пятьдесят девять) рублей, задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ была погашена в полном объеме, задолженность по указанному кредитному договору отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ. (день заключения кредитного договора) ФИО2 обратилась в адрес КБ «Ренессанс Кредит» с заявлением, в котором просила отключить от Программы страхования и расторгнуть договор страхования, а также отключить от услуги «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный» и вернуть денежные средства. Заявление принято на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит» за подписью сотрудника банка. Заявление оставлено без рассмотрения. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с претензией о возврате денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный». Претензия принята за подписью сотрудника банка, которая оставлена без рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 повторно обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с претензией о возврате денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный». Претензия принята за подписью сотрудника банка, которая оставлена без рассмотрения.
Правила страхования жизни на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий, утвержденных приказом ООО СК «Согласие-Вита» от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривают период охлаждения, т.е. время, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования, при условии, что на дату отказа от договора не наступало событий, имеющих признаки страхового случая.
В связи с чем истцом заявлены к ответчику требования о взыскании суммы страховой премии, перечисленной в оплату страховой премии в размере 73 632 рубля, денежных средств, оплаченных за подключение к услуге «SMS-оповещение» в размере 1 800 рублей, денежных средств, оплаченных за подключение Сервис-Пакета «Удобный» в размере 3 000 рублей, денежных средств (оплата по завышенным процентам) в размере 12 200 рублей, неустойки (пени) за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК РФ в размере 10 921 рублей, неустойки (пени), предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" в размере 78 432 рубля, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, штрафа, в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, судебных расходов, связанных с оплатой отправленной корреспонденции.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен, представил письменное возражение относительно искового заявления, в котором просит в исковых требованиях отказать, о причинах неявки представителя суд не известил.
Представитель третьего лица в заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен, об уважительности неявки суду не сообщил.
С учетом указанных обстоятельств и положений ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», пункта 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о Защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Согласно ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
Согласно п. 2 ст. 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
В соответствии с п.2 ст. 942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая), о размере страховой суммы, сроке действия договора.
Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования) (п. 1 ст. 943 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. между ООО КБ «Ренессанс Кредит» и ФИО2 был заключен кредитный договор № на общую сумму кредита - 380 432 (триста восемьдесят тысяч четыреста тридцать два) рубля на срок 60 месяцев.
Согласно пп. 18 индивидуальных условий кредитного договора плата за подключение к услуге «SMS-оповещение» на срок до полного погашения кредита составила 1 800 рублей единовременно.
Согласно пп. 19 индивидуальных условий кредитного договора плата за подключение Сервис-Пакета «Удобный» составила 3 000 рублей единовременно.
В соответствии с п. 2.1. кредитного договора банк обязуется предоставить клиенту кредит в размере и на условиях кредитного договора, зачислить предоставленный клиенту кредит на счет.
П. 2.1.1. установлено, что Банк обязуется перечислить со счета часть кредита в размере 73 632 (семьдесят три тысячи шестьсот тридцать два) рубля для оплаты страховой премии страховщику <данные изъяты>» по добровольно заключенному Клиентом договору страхования жизни.
На предложенных условиях договор заключен в момент заключения кредитного договора.
Зачисление денежных средств (страховой премии) на счет Банка также подтверждается представленной выпиской по счету заемщика (истца).
Таким образом, в деле имеются достоверные доказательства удержания указанной суммы страховой премии Банком за счет истца.
П. 2.1.2. кредитного договора предусмотрено, что по желанию клиента банк предоставляет клиенту услугу «SMS-оповещение» сроком до полного погашения кредита. Клиент обязан уплатить банку комиссию за подключение к данной услуге. Банк вправе списать со Счета часть Кредита в размере 1 800 руб. в оплату указанной комиссии в соответствии с условиями настоящего кредитного договора и договора счета.
П. 2.1.3. кредитного договора предусмотрено, что по желанию клиента банк предоставляет клиенту услугу Сервис-Пакет «Удобный». Клиент обязан уплатить Банку комиссию за подключение к Сервис-Пакету «Удобный». Банк вправе списать со счета часть кредита в размере 3 000 руб. в оплату указанной комиссии в соответствии с условиями настоящего кредитного договора и договора счета.
Зачисление денежных средств на счет Банка также подтверждается представленной выпиской по счету заемщика (истца). Таким образом, в деле имеются достоверные доказательства удержания указанных сумм Банком за счет истца.
ДД.ММ.ГГГГ. (день заключения кредитного договора) ФИО2 обратилась в адрес КБ «Ренессанс Кредит» с заявлением, в котором просила отключить от Программы страхования и расторгнуть договор страхования, а также отключить от услуги «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный» и вернуть денежные средства.
Заявление принято на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит» за подписью сотрудника банка. Заявление оставлено без рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с претензией о возврате денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный». Претензия принята за подписью сотрудника банка, которая оставлена без рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 повторно обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с претензией о возврате денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный». Претензия принята за подписью сотрудника банка, которая оставлена без рассмотрения.
Согласно приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 была внесена сумма 350 159 (триста пятьдесят тысяч сто пятьдесят девять) рублей, задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ была погашена в полном объеме, задолженность по указанному кредитному договору отсутствует.
Согласно правилам страхования жизни на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий, утвержденным приказом <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрен период охлаждения, т.е. время, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования, при условии, что на дату отказа от договора не наступало событий, имеющих признаки страхового случая.
Согласно п. 11.2.2. правил страхования жизни на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий, утвержденных приказом №» от ДД.ММ.ГГГГ№, Договор страхования может быть расторгнут в одностороннем порядке: По инициативе (требованию) Страхователя. При этом досрочное прекращение Договора страхования производится на основании письменного заявления Страхователя об отказе от Договора страхования с приложением оригинала Договора страхования, документа, удостоверяющего личность Страхователя (физического лица). Договор считается прекращенным с 00 часов 00 минут дня получения Страховщиком письменного заявления Страхователя об отказе от Договора страхования.
Данное требование было выполнено истцом, что подтверждается представленной в материалы дела копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление принято на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит» за подписью сотрудника банка. Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспаривается.
Согласно п. 11.3. правил страхования, в случае досрочного прекращения Договора страхования на основании п.п. 11.2.2 Правил страхования по письменному заявлению Страхователя об отказе от Договора страхования: 11.3.1. в течение периода охлаждения до даты возникновения обязательств Страховщика по заключенному Договору страхования и после даты возникновения обязательств Страховщика по заключенному Договору страхования, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая, Страхователю в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения письменного заявления об отказе от Договора страхования, уплаченная страховая премия (страховой взнос) возвращается в полном объеме. Если страховая премия (страховой взнос) установлена Договором страхования в иностранной валюте, возврату подлежит оплаченная Страхователем сумма в рублях. Страховая премия по выбору Страхователя возвращается наличными денежными средствами или в безналичном порядке.
Согласно п. 11.4. правил страхования при этом при расторжении Договора страхования по инициативе Страхователя, оригинал Договора страхования Страхователь возвращает Страховщику (с приложением документа, удостоверяющего личность Страхователя - физического лица).
В соответствии с п. 1.17. правил страхования, под Периодом охлаждения понимается - период времени, начинающийся со дня заключения договора страхования, в течение которого Страхователь вправе расторгнуть договор страхования на условиях, изложенных в пункте 11.3 настоящих Правил. По настоящим Правилам период охлаждения установлен продолжительностью 14 (четырнадцать) календарных дней. Договором страхования срок периода охлаждения может быть увеличен. В случае установления законодательством РФ или нормативными актами Банка России иного срока на отказ Страхователя от Договора страхования в период, начинающийся с даты заключения Договора, Страховщик руководствуется указанными нормативно - правовыми актами.
Следовательно, истец обращалась с заявлением о расторжении договора страхования в предусмотренные правилами страхования жизни на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий сроки, утвержденные приказом <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№
Судом установлено, что в день заключения договора ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с заявлением, в котором просила отключить от Программы страхования и расторгнуть договор страхования, а также осуществить возврат денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный».
Заявление принято на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит» за подписью сотрудника банка. К данному заявлению была приложена копия паспорта, оригинал страхового полиса, реквизиты р/<адрес>, ответчик, осознавая последствия полученного заявления, не передал в кратчайшие сроки в <данные изъяты>» заявление истца, оригинал страхового полиса с приложенными документами. Документы, опровергающие выводы суда, ответчиком не представлены.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 958 ГК РФ страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2).
В абзаце 2 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрено, что Банк России вправе определять в своих нормативных актах минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования.
Во исполнение приведенной нормы закона Банком России издано Указание от 20.11.2015 N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования " (Указание), которое было зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2016 N 41072 и вступило в законную силу 02 марта 2016 года.
Из представленных документов следует, что договор страхования в пользу Застрахованного лица ФИО2 заключен между Банком и <данные изъяты>» путем подачи заявления на включение в программу страхования и акцепта, выразившегося путем включения в программу страхования.
В адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» от истца поступило личное заявление «на включение в программу страхования», согласно которому истец выразила собственную волю застраховать свою жизнь от несчастных случаев, и просила включить ее в программу страхования по договору страхования <данные изъяты>».
При этом истец в заявлении на включение в программу добровольного страхования указала, что уведомлена и согласна, что согласие быть Застрахованным по Договору страхования не является обязательным условием для получения каких-либо банковских услуг; подтверждает добровольность включения в программу страхования и т.д.
Договор страхования, заключенный между истцом и <данные изъяты>», вступил в силу с даты подписания ею Заявления на включение в программу страхования и кредитного договора.
При этом, истец не является стороной Договора страхования, а является Застрахованным лицом и Выгодоприобретателем, Банк - Страхователь, <данные изъяты>» - страховщик.
Заявление о включении в программу добровольной финансовой и страховой защиты заемщиков при предоставлении потребительского кредита не содержит сведений о порядке исключения из программы страхования и возврате страховой премии.
Кредитным договором, договором страхования не доведены до сведения потребителя информация о надлежащем оказании услуги, порядке расторжения/исключения из договора страхования.
Согласно представленным в материалы дела копии страхового полиса №, Правилам страхования жизни на случай смерти, либо на случай наступления в жизни Застрахованного определенных событий, таблице страховых сумм, Дополнительным условиям программы страхования «Страхование жизни» вручены условия страхования разъяснены в полном объеме, но не указано, какими именно правилами страхования жизни на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий руководствовались при заключении договора страхования жизни, поскольку представленные правила ответчиком, третьим лицом претерпели ряд изменений, а именно от ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, довод ответчика в возражениях на исковое заявление о том, что банк страховщиком не является и возврат страховой премии не осуществляет, в данном случае не состоятелен ввиду следующего.
В силу ст. 934, 954 ГК РФ обязанность по уплате страховщику страховой премии возложена на страхователя, которым в рамках заключенного договора является адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит».
Получив заявление ДД.ММ.ГГГГ от истца, в котором ФИО2 просила отключить ее от Программы страхования и расторгнуть договор страхования с приложенной копией паспорта, оригиналом страхового полиса, реквизитами р/с, ООО КБ «Ренессанс Кредит» не сообщил в <данные изъяты>» о расторжении договора страхования.
Застрахованное лицо, в данном случае ФИО2 может выразить согласие или отказ быть застрахованным в силу абз. 2 п. 2 ст. 934 ГК РФ, однако не лишена права заявить требования о возврате страховой премии как Банку, так и страховой компании, поскольку как следует из материалов дела, страховая премия была перечислена Банком не за счет собственных средств, а за счет средств истца.
Согласно положениям ст. 452, 453 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Из материалов дела и правовой позиции истца усматривается, что необходимость в продолжении правоотношений по страхованию жизни и здоровья заемщика ФИО2 отпала в период охлаждения, в который потребитель вправе отказаться от договора страхования.
Факт отказа от договора подтвержден представленным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ., которое написано на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит», принят за подписью сотрудника банка с отметкой о его принятии. Следовательно, в силу п. 1 ст. 958 ГК РФ договор страхования прекратил свое действие с момента получения требования о расторжении договора от потребителя - ДД.ММ.ГГГГ.
Истец как потребитель и сторона договора личного страхования вправе требовать возврата части страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование, в силу прямого указания, содержащегося в п. 3 ст. 958 ГК РФ.
Между тем, данное требование потребителя ответчиком в добровольном порядке не исполнено, страховая премия, причитающаяся страхователю, с учетом срока действия договора страхования истцу не возвращена.
С ДД.ММ.ГГГГ договор считается расторгнутым (дата получения заявления истца). Следовательно, размер денежных средств по договору страхования подлежит возврату, сумма которого составляет 73 632 рубля.
Судом установлено, что при получении кредита была произведена: Оплата за SMS-оповещение по кредиту – 1 800 рублей, оплата за Сервис-Пакет «Удобный» - 3 000 рублей, перечисление средств в оплату страховой премии в размере 73 632 рубля. Общая сумма удержаний составила: 78 432 = 1 800 + 3 000 + 73632.
Данная сумма проверена судом и признается арифметически верной. Ответчиком данный расчет не оспорен.
В связи с изложенным, требования истца о взыскании с ответчика страховой премии в размере 73 632 рубля, за SMS-оповещение по кредиту – 1 800 рублей, оплата за Сервис-Пакет «Удобный» - 3 000 рублей подлежат удовлетворению.
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. У Заемщика образовалась сумма, подлежащая возмещению, в связи с неправомерно рассчитанными ежемесячными процентами, удержанными за пользование кредитом.
Так в формуле расчета за пользование кредитом проценты начислялись Банком за подключение к программе страхования. Проценты за пользование кредитом, в результате арифметических расчетов, ежемесячно начислялись в завышенном размере, а Заемщиком оплачены реально. Для выявления суммы ущерба был произведен расчет, где на общую сумму удержаний в размере 78 432 рубля начислялись проценты в размере 20 % годовых. Сумма по процентам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет – 12 200 рублей. Расчет, представленный истцом, проверен судом и является верным. Данный расчет ответчиком не оспорен.
Учитывая размер взысканной суммы, а также отсутствие доказательств со стороны ответчика о несоразмерности, то с ответчика в пользу истца следует взыскать 12 200 рублей.
На основании ст. 31 ФЗ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Размер неустойки составляет 78 432 рубля. Расчет, представленный истцом, проверен судом и является верным.
Учитывая размер взысканной суммы, а также несоразмерность неустойки нарушенному праву, суд полагает возможным снизить неустойку до 7 000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Согласно ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку ответчиком допущены нарушения прав потребителя – отказ в возврате уплаченной страховой премии, истцу был нанесен моральный вред. Соответственно, данное требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда является обоснованным и подлежит удовлетворению.
С учетом установленных обстоятельств, требований разумности и справедливости, степени нравственных страданий, характера нарушенных прав и степени вины ответчика, суд находит разумным взыскание с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Пунктом 6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца товара за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, пятьдесят процентов определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.
Претензии и неоднократные заявления истца по вопросу возврата страховой премии получены ответчиком и оставлены без удовлетворения.
Общая сумма, присужденная судом, составляет 105 632 рубля (73 632 + 1 800 + 3 000 + 12 200 +3000 + 7 000 + 5 000). Поэтому сумма штрафа исчисляется в размере 52 816 рублей (105 632/ 2).
Данная сумма штрафа не оспорена ответчиком, в связи с чем, снижение штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ невозможно. Таким образом, с ответчика в пользу истца также следует взыскать штраф в размере 52 816 рублей.
Также в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию понесенные истцом расходы, связанные с оплатой корреспонденции (направление претензии, искового заявления сторонам).
Факт несения расходов подтвержден письменными доказательствами, представленными в материалы дела.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика. С ответчика надлежит взыскать в доход государства сумму государственной пошлины в размере 3512,64 рублей, пропорционально взысканной в пользу истца денежной суммы, из которой 300 рублей – по требованию о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с ООО КБ «Ренессанс Кредит» в пользу ФИО2 денежные средства в размере 158 900 (сто пятьдесят восемь тысяч девятьсот) рублей 48 копеек, из которых:
- сумма страховой премии в размере в размере 73 632 рубля.
- денежные средства, оплаченные за подключение к услуге «SMS-оповещение» в размере 1 800 рублей;
- денежные средства, оплаченные за подключение Сервис-Пакета «Удобный» в размере 3 000 рублей;
- денежные средства (оплата по завышенным процентам) в размере 12 200 рублей;
-проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3000 рублей;
- неустойка, предусмотренная п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" в размере 7 000 рублей.
- денежная компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
- штраф в размере 52 816 рублей.
- судебные расходы, связанные с отправкой корреспонденции в размере 452,48 рублей.
Взыскать с ООО КБ «Ренессанс Кредит» в доход Российской Федерации государственную пошлину в размере 3512,64 рублей.
Заочное решение со дня его принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в Октябрьский районный суд г.Новороссийска в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения, путём подачи заявления об отмене заочного решения суда. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Октябрьского районного суда
г. Новороссийска Г.М. Чанов
Решение в окончательной форме изготовлено 18.01.2021г.