ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-392/2023 от 08.08.2023 Верхотурского районного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0023-01-2023-000428-35

№ 2-392/2023

Мотивированное решение изготовлено 08.08.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новая Ляля 01 августа 2023 года

Верхотурский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Талашмановой И.С.,

при секретаре судебного заседания Вахрушевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новолялинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новолялинского городского округа, Управлению Павдинской территории Новолялинского городского округа, Управлению Лобвинской территории администрации Новолялинского городского округа о возложении обязанности,

при участии представителя истца Пристая В.В., представителя ответчика Старчиковой Ю.С., представителя третьего лица Удинцева П.В.,

установил:

Прокурор Новолялинского района Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Новолялинского городского округа, Управлению Павдинской территории Новолялинского городского округа, Управлению Лобвинской территории администрации Новолялинского городского округа о возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГО Верхотурский, Новолялинского ГО Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России Свердловской области в октябре 2022 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах п. Павда, п. Каменка, п. Старя Ляля, п. Яборково, п. Юрты Новолялинского городского округа. Установлено, что на территории Новолялинского городского округа в п. Павда, п. Каменка, д. Старая Ляля, п. Юрты, п. Яборково отсутствуют подразделения пожарной охраны с дислокацией, обеспечивающей прибытие в нормативные сроки. Данные населенные пункты нуждаются в создании подразделений пожарной охраны, обеспечивающих прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не позднее 20 минут с момента вызова. Пожарные автомобили, а именно: пожарный автомобиль АЦ-40 (131)137А (б/н) (п. Павда), пожарный автомобиль АЦ-30 (53А) 106Б (п. Павда), пожарный автомобиль АЦ-40 (131)137А (б/н) (п. Старая Ляля) и пожарный автомобиль АЦ-30 (66)14б (б/н) (п. Юрты), не стоят на учете в ГИБДД, а также не числятся на балансе администрации Новолялинского городского округа. Однако, исходя из условий, что время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городских поселениях и округах не должно превышать 10 минут, из расчета, что средняя скорость движения пожарных машин в летнее время составляет 40 км/ч, а в зимнее время 30 км/ч, на территории Новолялинского городского округа отсутствуют подразделения пожарной охраны с дислокацией, обеспечивающей прибытие в нормативные сроки к местам вызова в следующих населенных пунктах Новолялинского городского округа: п. Каменка, д.Старая Ляля, д. Яборково, д. Юрты, п. Павда. В связи с этим, 21.10.2022 прокуратурой района в адрес главы Новолялинского городского округа внесено представление об устранении нарушений. Однако, до настоящего времени администрацией Новолялинского городского округа не решен вопрос по созданию и работе подразделения пожарной охраны с дислокацией, обеспечивающей прибытие в нормативные сроки в указанные населенные пункты. Неисполнение требований пожарной безопасности может привести к причинению существенного вреда жизни и здоровью граждан, уничтожению их имущества, а также нанести вред окружающей среде. Согласно информации начальника ОНДиПР ГО Верхотурский, Новолялинский ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 03.05.2023 на территории указанных выше населенных пунктах осуществляют деятельность добровольные пожарные команды, которые не могут справиться с поставленными задачами в полном объеме, что влияет на эффективность тушения пожаров и приводит к тяжелым последствиям. Ближайшая пожарная-спасательная часть расположена на расстоянии 89 км до населенного пункта п. Павда, 63 км до п. Старая Ляля, 67 км до п. Яборково, 76 км до п. Юрты, 64 км до п. Каменка. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 18.03.2021 № 142-ПП «О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации к пожароопасному сезону» населенные пункты: п. Павда, п. Старя Ляля, п. Яборково отнесены к перечню населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на территории Свердловской области. Согласно информации начальника МКУ НГО «ЕДДС», примерное количество постоянно проживающих лиц на территории п. Павда, по состоянию на 01.01.2023 составляет - 354 чел., на территории п. Старая Ляля - 73 чел., п. Яборково - 24, п.Каменка - 30, п. Юрты - 54. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. 08.05.2023 в ходе выезда ОНДиПР ГО Верхотурский, Новолялинского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области в населенные пункты, подверженные угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, в части оборудования минерализованных полос и очистке территории от сухой растительности установлено, что вокруг территории населенного пункта п. Павда сделана противопожарная минерализованная полоса шириной 8 метров, покос сухой травы не осуществлен. Вокруг территории населенного пункта п. Старая Ляля сделана противопожарная минерализованная полоса шириной менее 10 метров (5-7 метров). Вокруг территории населенного пункта п. Яборково сделана противопожарная минерализованная полоса менее 10 метров (6 метров), на территории населенного пункта не осуществляется покос сухой травы. Вокруг территории населенного пункта п. Шайтанка сделана противопожарная минерализованная полоса шириной менее 10 метров (4 метра). Вокруг территории населенного пункта г. Новая Ляля сделана противопожарная минерализованная полоса шириной менее 10 метров (от 6-8 метров). Вокруг территории населенного пункта п. Лобва сделана противопожарная минерализованная полоса шириной менее 10 метров (от 5-9 метров). Круг лиц, чьи права могут быть нарушены вследствие возникновения пожара невозможно установить, поэтому прокурор района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. На основании изложенного просил обязать администрацию Новолялинского городского округа в срок до 01.04.2024 предусмотреть в документах территориального планирования Новолялинского городского округа мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны, обеспечивающей прибытие первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не позднее 20 минут с момента вызова в следующие населенные пункты Новолялинского городского округа: п. Каменка, д. Старая Ляля, д.Яборково, д. Юрты, п. Павда; выполнить вокруг территории населенных пунктов п.Павда, п. Старая Ляля, п. Яборково, п. Шайтанка, г. Новая Ляля, п. Лобва мероприятия по созданию (обновлению) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, а также в населенном пункте п. Павда, п. Яборково осуществить покос сухой травы.

В судебном заседании представитель истца Пристая В.В. отказалась от исковых требований в части требования о возложении обязанности осуществить покос сухой травы в населенных пунктах п. Павда, п. Яборково в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований прокурора в данной части. В остальной части требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений п. 2 требований, а именно, о возложении обязанности на Управление Павдинской территории администрации Новолялинского городского округа выполнить вокруг территории населенных пунктов п. Павда, п. Старая Ляля, п.Яборково, Управление Лобвинской территории администрации Новолялинского городского округа вокруг территории населенного п. Лобва, п. Шайтанка, администрацию Новолялинского городского округа вокруг населенного пункта г.Новая Ляля мероприятия по созданию (обновлению) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Представитель ответчика администрации Новолялинского городского округа направил в суд отзыв на исковое заявление, где указал, что администрация не согласна с частью требований по следующим основаниям. Ссылка в исковом заявлении на ч. 1 ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части требования создания подразделения пожарной охраны не технична. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов определены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Так, согласно ч. 1 ст. 19 указанного Закона № 69-ФЗ к таким полномочиям, в частности, относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Ссылка в иске на ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» безосновательна, поскольку данная норма утратила силу 01.03.2023 в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 276-ФЗ. Также довод искового заявления о решении администрацией Новолялинского городского округа вопроса по созданию подразделения пожарной охраны с дислокацией, обеспечивающей прибытие в нормативные сроки в указанные выше населенные пункты безоснователен и незаконен. Статьями 16 и 18 Закона № 69-ФЗ тушение пожаров в населенных пунктах относится к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровня наряду с полномочиями по созданию подразделений пожарной охраны. Органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены. При этом создание муниципальной пожарной охраны указанными законодательными актами не отнесено ни к первичным мерам пожарной безопасности, ни к полномочиям органов местного самоуправления по решению соответствующего вопроса местного значения. В соответствии с п. 8.1 ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ создание муниципальной пожарной охраны отнесено к правам органов местного самоуправления. Тем самым указанная деятельность не может вменяться им в обязанности. Более того, органы местного самоуправления вправе решать вопросы, установленные ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ лишь при условии соблюдения требований бюджетного законодательства, в частности п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Соответственно, органы местного самоуправления, доля межбюджетных трансфертов в общем объеме собственных доходов которых превышает 20%, вправе устанавливать расходные обязательства исключительно по решению вопросов местного значения и осуществлению переданных им отдельных государственных полномочий и не вправе предусматривать расходы на решение иных вопросов, перечисленных в ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Все указанные в Представлении населенные пункты обеспечены первичными средствами пожаротушения, созданы добровольные пожарные дружины, имеющие на своем вооружении пожарные мотопомпы. Также из текста искового заявления не представляется возможным установить какими нормативными правовыми актами на органы местного самоуправления возложена обязанность по предусмотрению в документах территориального планирования мероприятий по дислокации подразделений пожарной охраны не позднее 20 минут с момента вызова в следующие населенные пункты Новолялинского городского округа: п. Каменка, д.Старая Ляля, д.Яборково, д. Юрты. п. Павда. В части требований искового заявления о создании минерализованных полос вокруг территории населенных пунктов п. Павда, д.Старты Ляля, д.Яборково. п. Шаманка, г. Новая Ляля, п. Лобва поясняет. В соответствии с Решением Новолялинской районной Думы от 29.12.2005 № 154 «Об утверждении Положений территориальных органов администрации Новолялинского городского округа» часть населенных пунктов относится к территориальным органам - Управлениям территорий. В частности, населенные пункты п. Павда, д. Старая Ляля, д. Яборково относятся к Управлению Павдинской территории администрации НГО, населенные пункты п. Шайтанка, п. Лобва относятся к управлению Лобвинской территории администрации НГО. В соответствии с Положением территориальные органы являются юридическими лицами с лицевым счетами, имеют самостоятельный баланс, расчетный счет, печать со своим наименованием и наделены полномочиями по решению вопросов местного значения на подведомственной территории. В соответствии с пп. 2.3.2. Положений к полномочиям управлений территории, в том числе относится обеспечение первичных средств пожарной безопасности. В связи с чем на администрацию Новолялинского городского округа может быть возложена обязанность по обустройству минерализованной полосы только в части населенного пункта города Новая Ляля.

В дополнительных возражениях представитель ответчика в части доводов истца по внесению изменений в документы территориального планирования указал, что действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень документов являющихся документами территориального планирования. В соответствии с ч. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: - схемы территориального планирования муниципальных районов; - генеральные планы поселений; - генеральные планы городских округов. В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству, истцом сделаны ссылки на нормы законодательства, которые, по его мнению, обязывают органы местного самоуправления вносить изменения в документы территориального планирования мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны: - статью 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; - пункт 414 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Однако ссылки на данные нормы не техничны ввиду следующего. Поименованные в абз. 12 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» «планы, схемы и программы развития территории поселений и городских округов» не являются документами территориального планирования. В соответствии с ГрК РФ Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. На картах планируемого размещения соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. В соответствии с п. 20 ст. 1 ГрК РФ объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. К вопросам местного значения в силу Федерального закона №131-ФЗ относиться «осуществление первичных мер пожарной безопасности», которые раскрываются отраслевым законодательством. В соответствии с положениями п. 414 Правил противопожарного режима паспорт населенного пункта и паспорт территории составляются к началу пожароопасного сезона на каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также на территорию организации отдыха детей и их оздоровления, территорию садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, по формам согласно приложениям № 8 и 9. Паспорта населенных пунктов и территория организации отдыха детей также не являются документами территориального планирования. Поскольку перечень документов территориального планирования является закрытым, а законодатель четко определил состав и перечень объектов, считает требование истца в части внесения изменений в документы территориального планирования по предусмотрению дислокации подразделений пожарной охраны не подлежащих удовлетворению.

Представитель ответчика администрации НГО Старчикова Ю.С. в судебном заседании поддержала доводы возражений, суду пояснила, что согласно действующему законодательству у муниципального образования отсутствует обязанность по созданию муниципальных подразделений пожарной охраны, соответственно, также отсутствует обязанность по внесению изменений в документы территориального планирования для определения мест дислокации подразделений пожарной охраны. Обязанность по созданию подразделений пожарной охраны возлагается на региональные либо федеральные органы власти. Органы местного самоуправления могут создавать подразделения пожарной охраны, но только при наличии свободных денежных средств в бюджете муниципального образования. Новолялинский городской округ является высокодотационной территорией, в связи с чем, не имеет для этого финансовой возможности. Относительно требования об оборудовании минерализованных полос и покоса сухой травы представила письмо на имя начальника ОНД и ПР ГО, где указано о выполнении данных требований.

Представитель третьего лица ОНД и ПР ГО Верхотурского, Новолялинского ГО, Сосьвинского ГО, Гаринского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области Удинцев П.В. в судебном заседании требования прокурора поддержал в полном объеме, представил суду справку с фотоматериалами по результатам выезда 27.07.2023-28.07.2023 в населенные пункты подверженные угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров для проверки пожарной безопасности, а именно, оборудование минерализованных полос. В ходе выезда установлено, что вокруг территории населенного пункта п.Павда сделана противопожарная минерализованная полоса шириной 10 метров. В местах, имеющих горную почву, минерализованная полоса выполнена не в полном объеме. Вокруг территории населенного пункта п. Старая Ляля сделана минерализованная полоса шириной от 6 до 10 метров, в настоящее время требует обновления. Вокруг территории населенного пункта п.Яборково сделана минерализованная полоса шириной от 7 до 10 метров. Вокруг населенного пункта п.Шайтанка сделана минерализованная полоса шириной от 7 до 10 метров. Вокруг территории населенного пункта г.Новая Ляля не в полной мере выполнена минерализованная полоса. Вокруг территории населенного пункта п.Лобва сделана минерализованная полоса шириной от 6 до 10 метров, местами имеет зарастание сорной растительностью, требует обновления. Полагал, что требования прокурора в данной части ответчиками не выполнены.

Представители ответчиков Управления Павдинской территории, Управления Лобвинской территории в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.

В этой связи суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В силу пункта 8.1 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абз. 17).

Согласно п.п. 8, 17 ч. 1 ст. 31 Устава Новолялинского городского округа, к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Судом установлено, что прокуратурой района с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГО Верхотурский, Новолялинского ГО Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России Свердловской области в октябре 2022 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах п. Павда, п.Каменка, п. Старя Ляля, п. Яборково, п. Юрты Новолялинского городского округа.

В ходе проверки установлено, что на территории Новолялинского городского округа в п. Павда, п. Каменка, д. Старая Ляля, п. Юрты, п. Яборково отсутствуют подразделения пожарной охраны с дислокацией, обеспечивающей прибытие в нормативные сроки. Данные населенные пункты нуждаются в создании подразделений пожарной охраны, обеспечивающих прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не позднее 20 минут с момента вызова.

Имеющиеся в населенных пунктах пожарные автомобили, а именно: пожарный автомобиль АЦ-40 (131)137А (б/н) (п. Павда), пожарный автомобиль АЦ-30 (53А) 106Б (п. Павда), пожарный автомобиль АЦ-40 (131)137А (б/н) (п. Старая Ляля) и пожарный автомобиль АЦ-30 (66)14б (б/н) (п. Юрты), не стоят на учете в ГИБДД, а также не числятся на балансе администрации Новолялинского городского округа.

21.10.2022 прокуратурой района в адрес главы Новолялинского городского округа внесено представление об устранении нарушений. Однако, до настоящего времени администрацией Новолялинского городского округа не решен вопрос по созданию и работе подразделения пожарной охраны с дислокацией, обеспечивающей прибытие в нормативные сроки в указанные населенные пункты.

Согласно информации начальника ОНДиПР ГО Верхотурский, Новолялинский ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 03.05.2023 на территории указанных выше населенных пунктов осуществляют деятельность добровольные пожарные команды, которые не могут справиться с поставленными задачами в полном объеме, что влияет на эффективность тушения пожаров и приводит к тяжелым последствиям. Ближайшая пожарная-спасательная часть расположена на расстоянии 89 км до населенного пункта п. Павда, 63 км до п. Старая Ляля, 67 км до п. Яборково, 76 км до п. Юрты, 64 км до п. Каменка.

По информации начальника МКУ НГО «ЕДДС», примерное количество постоянно проживающих лиц на территории п. Павда, по состоянию на 01.01.2023 составляет - 354 чел., на территории п. Старая Ляля - 73 чел., п. Яборково - 24, п.Каменка - 30, п. Юрты - 54.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 18.03.2021 № 142-ПП «О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации к пожароопасному сезону» населенные пункты: п. Павда, п.Старя Ляля, п. Яборково отнесены к перечню населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на территории Свердловской области.

Как установлено в судебном заседании, в ходе выезда 27.07.2023-28.07.2023 ОНДиПР ГО Верхотурский, Новолялинского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области в населенные пункты для проверки пожарной безопасности подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, а именно, оборудование минерализованных полос, выявлено, что вокруг территории населенного пункта п.Павда сделана противопожарная минерализованная полоса шириной 10 метров. В местах, имеющих горную почву, минерализованная полоса выполнена не в полном объеме. Вокруг территории населенного пункта п. Старая Ляля сделана минерализованная полоса шириной от 6 до 10 метров, в настоящее время требует обновления. Вокруг территории населенного пункта п.Яборково сделана минерализованная полоса шириной от 7 до 10 метров. Вокруг населенного пункта п.Шайтанка сделана минерализованная полоса шириной от 7 до 10 метров. Вокруг территории населенного пункта г.Новая Ляля не в полной мере выполнена минерализованная полоса. Вокруг территории населенного пункта п.Лобва сделана минерализованная полоса шириной от 6 до 10 метров, местами имеет зарастание сорной растительностью, требует обновления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора в данной части выполнены не в полном объеме, в связи с чем доводы представителя истца суд находит обоснованными, требования в данной части подлежат удовлетворению.

Относительно требования прокурора о возложении обязанности осуществить покос сухой травы в населенных пунктах п. Павда, п. Яборково, представителем истца в судебном заседании заявлен отказ от иска в данной части в связи с его добровольным удовлетворением со стороны ответчиков, и данный отказ принят судом.

Что касается требования истца о возложении обязанности на администрацию Новолялинского городского округа в срок до 01.04.2024 предусмотреть в документах территориального планирования Новолялинского городского округа мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны, обеспечивающей прибытие первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не позднее 20 минут с момента вызова в следующие населенные пункты Новолялинского городского округа: п. Каменка, д. Старая Ляля, д. Яборково, д. Юрты, п. Павда, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора в данной части.

Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодателем распределены полномочия в области пожарной безопасности, в частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти относится, в том числе, создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научных и образовательных организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета (абз. 6 ст. 16); к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абз. 10 ст. 18).

В силу п. 8.1 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание муниципальной пожарной охраны - право, а не обязанность органов местного самоуправления городского, сельского поселения.

Как установлено в судебном заседании, глава Новолялинского городского округа дважды обращался к Министру общественной безопасности Свердловской области, в 2021 и 2023 году, с просьбой рассмотреть вопрос о создании в п.Павда Новолялинского городского округа подразделения противопожарной службы Свердловской области.

В ответе от 06.07.2023 на имя Главы НГО Министр общественной безопасности Свердловской области сообщил, что Стратегией безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 490-ПП, строительство пожарного депо в п.Павда Новолялинского городского округа не предусмотрено. Постановлением Правительства Свердловской области от 05.04.2017 № 229-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2027 года» установлено, что подразделения противопожарной службы Свердловской области создаются в населенных пунктах с численностью населения от 1 000 человек. Учитывая изложенное, у Министерства в настоящее время нет оснований для рассмотрения вопроса о создании подразделения противопожарной службы свердловской области.

Аналогичный ответ был дан Министром в 2021 году.

Как указано в исковом заявлении, по информации начальника МКУ НГО «ЕДДС», примерное количество постоянно проживающих лиц на территории п. Павда, по состоянию на 01.01.2023 составляет - 354 чел., на территории п. Старая Ляля - 73 чел., п.Яборково - 24, п.Каменка - 30, п. Юрты - 54. Соответственно, численность населения в указанных населенных пунктах не соответствует нормативам, установленным в постановлении Правительства Свердловской области от 05.04.2017 № 229-ПП.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что создание муниципальной пожарной охраны является правом органов местного самоуправления городского, сельского поселения, а органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности, Министерством общественной безопасности Свердловской области в период до 2035 года строительство пожарного депо в п.Павда не планируется, суд не находит оснований для возложения обязанности на администрацию Новолялинского городского округа в срок до 01.04.2024 предусмотреть в документах территориального планирования Новолялинского городского округа мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны, обеспечивающей прибытие первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не позднее 20 минут с момента вызова в населенные пункты: п. Каменка, д. Старая Ляля, д. Яборково, д. Юрты, п. Павда.

Исходя из объяснений представителя ответчика администрации НГО, для выполнения данного требования прокурора необходимо внесение изменений в генеральные планы поселений или городского округа, для чего необходимо составление проекта таких изменений и его оформление, обсуждение в комиссиях и проведение публичных слушаний, далее направление на согласование в соответствующие комитеты при Правительстве Свердловской области, их примерное количество - 19, в том числе в Министерство общественной безопасности Свердловской области, которое, учитывая их ответ, может не согласовать данный проект. На указанные мероприятия потребуются значительные затраты из бюджета городского округа, что составит примерно 800 000 руб. Учитывая, что Муниципальное образование Новолялинский городской округ является высокодотационной территорией, с долей дотаций 50,2% (в 2022 году), соответственно, возложение данной обязанности приведет к необоснованному расходованию бюджетных средств, при отсутствии целесообразности в данных мероприятиях.

При указанных обстоятельствах суд находит доводы представителя ответчика обоснованными и заслуживающими внимания, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в данной части судом не усматривается.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Таким образом, в силу прямого указания в законе администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины независимо от процессуального статуса (истец или ответчик) и результата рассмотрения дела в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Новолялинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новолялинского городского округа, Управлению Павдинской территории Новолялинского городского округа, Управлению Лобвинской территории администрации Новолялинского городского округа о возложении обязанности – удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию Новолялинского городского округа выполнить вокруг территории населенного пункта город Новая Ляля мероприятия по созданию (обновлению) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Возложить обязанность на Управление Лобвинской территории администрации Новолялинского городского округа выполнить вокруг территории населенных пунктов п.Лобва, п. Шайтанка мероприятия по созданию (обновлению) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Возложить обязанность на Управление Павдинской территории администрации Новолялинского городского округа выполнить вокруг территории населенных пунктов п.Павда, п. Старая Ляля, п. Яборково мероприятия по созданию (обновлению) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхотурский районный суд Свердловской области.

Председательствующий И.С. Талашманова