Ангарский городской суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ангарский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного судопроизводства материалы гражданского дела №2-3930/2010 по иску прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования город Ангарск о признании недействующими нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Ангарска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования город Ангарск о признании недействующим Постановления мэра Ангарского муниципального образования от 26 сентября 2005 года № 3344 «О принятии положения о порядке принятия решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории Ангарского муниципального образования», о признании недействующим Постановления мэра АМО от 2 февраля 2009 года № 375 «О внесении изменений в Постановление мэра АМО от 26 сентября 2005 года № 3344», указав, что Постановлением мэра Ангарского муниципального образования от 26.09.2005 г. № 3344 принято Положение о порядке принятия решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории Ангарского муниципального образования. Постановление мэра опубликовано в газете «Вся неделя. Ангарск» № 79(563) от 04.10.2005 г., указав, что данные нормативные правовые акты приняты с нарушением требований закона, неуполномоченным лицом. В обоснование исковых требований истец сослался на положения статьи 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Следовательно, органы местного самоуправления муниципального района наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения межпоселенческого характера. Вопрос перевода жилых помещений (нежилых помещений), расположенных на территории города Ангарск, не является вопросом межпоселенческого характера, в отношении которого органы местного самоуправления района уполномочены на принятие решений в силу ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Статьи 14 и 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяют вопросы местного значения соответственно поселения и муниципального района, которые они вправе решать. Жилищные вопросы отнесены к вопросам местного значения только поселения: согласно п. 6 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ поселение обязано решать вопросы обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организации строительства и содержания жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства. Таким образом, в границах поселений, входящих в состав Ангарского района, жилищные вопросы, к которым относится и перевод жилых помещений в нежилые, в отношении объектов, находящихся на территории поселения, должны решать органы местного самоуправления соответствующих поселений, а не района. И с учетом требований градостроительного законодательства принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и о переводе нежилого помещения в жилое помещение, расположенных на территории города Ангарска является компетенцией органов местного самоуправления города Ангарска. На территории города Ангарска также действует Положение о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Ангарска, утвержденное постановлением главы города Ангарска от 27.04.2009 г. № 479-г.. Однако действие оспариваемого Положения не ограничено межселенными территориями АМО, что позволяет его применять органам местного самоуправления района в отношении помещений, расположенных в границах поселения «город Ангарск». Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, т.е. с нарушением полномочий органа местного самоуправления другого муниципального образования, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения (подпункт «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96).
Незаконное дублирование полномочий органами местного самоуправления района нарушают права граждан, проживающих на территории г. Ангарска, на получение решения уполномоченного органа местного самоуправления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение в установленном законом порядке. Учитывая разграничение полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в решении вопросов местного значения по критерию территориального разделения, оспариваемые Постановления приняты мэром АМО превышением установленных законом полномочий, на основании чего прокурор города Ангарска просит признать их недействующими.
В судебном заседании представитель заявителя - старший помощник прокурора города Ангарска Лейдерман Н.Л., действуя на основании прав по должности, исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель администрации города Ангарска Прасолов Р.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, заявленные прокурором города Ангарска, требования поддержал, пояснил суду, что на основании п.20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.5 ч.1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, статьи 14 Жилищнго кодекса РФ именно к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые, определение порядка получения документов. Оспариваемыми постановления мэр АМО возложил районную администрацию функции, которые не относятся к вопросам местного значения муниципального района. Поэтому просит признать недействующими оспариваемые постановления мэра АМО.
Представитель заинтересованного лица - администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился , о времени и месте его извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд не располагает сведениями о том, что неявка представителя администрации АМО имела место по уважительной причине.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, по делу может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Представитель истца, представитель администрации города Ангарска не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя администрации АМО в порядке заочного судопроизводства. Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителя администрации города Ангарска, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора города Ангарска в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования город Ангарск о признании недействующими Постановления мэра Ангарского муниципального образования от 26 сентября 2005 года № 3344 «О принятии положения о порядке принятия решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории Ангарского муниципального образования» и Постановления мэра АМО от 2 сентября 2009 года № 375 «О внесении изменений в Постановление мэра АМО от 26 сентября 2005 года № 3344» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ в суде могут быть оспорены нормативные правовые акты, если они нарушают компетенцию органа местного самоуправления.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Как следует из материалов дела, Постановлением мэра Ангарского муниципального образования от 26.09.2005 г. № 3344 принято Положение о порядке принятия решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории Ангарского муниципального образования. Постановление мэра опубликовано в газете «Вся неделя. Ангарск» № 79(563) от 04.10.2005 г.. Постановлением мэра АМО от 02.02.2009 г. № 375 «О внесении изменений в Постановление мэра АМО от 26.09.2005 г. № 3344» указанное положение изложено в новой редакции. Данное постановление также было опубликовано в газете «Ангарские ведомости» № 4 (277) от 05.02.2009 года.
Ангарское муниципальное образование образовано в соответствии с Законом Иркутской области от 17.01.1997 №1-оз «Об установлении границ Ангарского муниципального образования». Законом Иркутской области от 16.12.2004 №105-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» Ангарское муниципальное образование наделено статусом муниципального района .
Мэр Ангарского муниципального образования, являясь на основании п.1 статьи 35 Устава Ангарского муниципального образования, его высшим должностным лицом, наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории АМО. Как глава муниципального образования, он согласно ч.1 статьи 35 Устава АМО подписывает и обнародует в порядке, установленным Уставом, нормативные правовые акты, принятые районной Думой (подпункт 2), издает в пределах своих полномочий правовые акты (подпункт 3), обеспечивает осуществление органами местного самоуправления АМО полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданным органам местного самоуправления (подпункт 9).
Правовые акты мэра АМО входят в систему муниципальных правовых актов АМО согласно п.1 статьи 47 Устава АМО; правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в силу п.3 статьи 47 Устава АМО и могут быть отменены судом (п.4 статьи 47).
Таким образом, оспариваемые постановления являются нормативными правовыми актами, поскольку изданы в установленном порядке уполномоченным должностным лицом, в них установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для определенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, связанных с разрешением вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение установлен статьей 23 Жилищного кодекса РФ, при этом Жилищный кодекс РФ не определяет вид муниципального образования, органы местного самоуправления которого принимают решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий.
Как установлено статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Следовательно, органы местного самоуправления муниципального района наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Вопрос перевода жилых помещений (нежилых помещений), расположенных на территории города Ангарска, не является вопросом межпоселенческого характера, в отношении которого органы местного самоуправления района уполномочены на принятие решений в силу статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Вопросы местного значения поселения и муниципального района, которые они вправе решать, определены статьями 14 и 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяют. Так, жилищные вопросы отнесены к вопросам местного значения только поселения: согласно пункту 6 части 1 статьи 14 этого Закона именно поселение обязано решать вопросы обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства.
Пунктом 20 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к вопросам местного значения поселения утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, выдачу разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
Следовательно, в границах поселений, входящих в состав Ангарского муниципального района, жилищные вопросы, к которым относится и перевод жилых помещений в нежилые, в отношении объектов, находящихся на территории поселения, должны решать органы местного самоуправления соответствующих поселений, а не района.
Этот вывод подтверждается статьей 26 Жилищного кодекса РФ, согласно которой для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган местного самоуправления, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Это означает, что если жилое помещение находится в городе Ангарске, то собственник с заявлением о переводе его в нежилое помещение обращается в администрацию города Ангарска, а если в поселке Мегет, то - в администрацию Мегетского муниципального образования и т.д..
Статьей 22 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Таким образом, назначение объекта капитального строительства (отдельных его частей) и пределы его использования, в том числе, в результате перепланировки, переустройства, ограничены видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. Градостроительные регламенты входят в состав Правил землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий. Соответственно, принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и о переводе нежилого помещения в жилое помещение, расположенных на территории города Ангарска с учетом требований градостроительного законодательства также является компетенцией органов местного самоуправления города Ангарска. А на территории города Ангарска действует Положение о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Ангарска, утвержденное постановлением главы города Ангарска от 27.04.2009 г. № 479-г.
Из текста оспариваемого Положения следует, что его действие не ограничено межселенными территориями АМО, что позволяет его применять органам местного самоуправления района в отношении помещений, расположенных в границах поселения «город Ангарск».
Суд не может не согласиться с доводами прокурора города Ангарска о том, что принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, т.е. с нарушением полномочий органа местного самоуправления другого муниципального образования, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения (подпункт «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96).
Незаконное дублирование полномочий органами местного самоуправления района нарушают права граждан, проживающих на территории города Ангарска, на получение решения уполномоченного органа местного самоуправления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение в установленном законом порядке.
Это подтверждается представленными прокурором города Ангарска в качестве примера постановлением мэра АМО от 05.08.2010г. № 1668-па о переводе в нежилое жилого помещения, расположенного по адресу: г.Ангарск, ***, и постановлением главы города Ангарска от 01.07.2010г. № 1049-г о переводе в нежилое жилого помещения, расположенного по адресу: г.Ангарск, ***.
Таким образом, одновременно на территории муниципального района и поселения действуют нормативные правовые акты, регулирующие одни и те же вопросы. Тогда как 31 декабря 2008 года на основании Закона Иркутской области от 17.12.08 №110-оз «О внесении изменения в Закон Иркутской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между Ангарским муниципальным образованием и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями» весь жилой фонд был передан городу Ангарску на основании передаточного акта, равно как и жилой фонд других поселений (Мегетского, Савватеевского, Одинского) – в собственность этим поселениям.
Таким образом, учитывая разграничение полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в решении вопросов местного значения по критерию территориального разделения, суд приходит к выводу о том, что Постановление мэра АМО от 26.09.2005г. № 3344 «О принятии положения о порядке принятия решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории Ангарского муниципального образования» и Постановление мэра АМО от 02.02.2009 г. № 375 «О внесении изменений в Постановление мэра АМО от 26.09.2005г. № 3344» приняты мэром Ангарского муниципального образования с нарушением требований закона, с нарушением установленных законом полномочий, то есть неуполномоченным лицом.
Как указано в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007г. №48 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. Постановления от10.06.2010 №13), если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт признается недействующим полностью.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт. В определении о подготовке дела к судебному разбирательству было указано, какие обстоятельства имеют значение для дела, на ответчика судом возложена обязанность представить указанные доказательства.
Копию заявления прокурора города Ангарска, определение судьи о подготовке дела к судебному разбирательству ответчик получил, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления, его представитель участвуя в подготовке, не представил отзыва на иск, возражений по существу заявленных требований заинтересованным лицом так и не было представлено.
Учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций, суд признает его недействующим полностью со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь 194, 198, 199, 235, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «город Ангарск» о признании недействующими нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим постановление мэра Ангарского муниципального образования от 26 сентября 2005 года № 3344 «О принятии положения о порядке принятия решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории Ангарского муниципального образования».
Признать недействующим постановление мэра Ангарского муниципального образования от 2 февраля 2009 года № 375 «О внесении изменений в постановление мэра Ангарского муниципального образования от 26 сентября 2005 года № 3344».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение будет составлено 30 декабря 2010 года.
СУДЬЯ: Черткова С.А.