Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3931/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Шмаковой Т.С.,
с участием истца Трофимова В.В.,
представителя ответчика Сологуб А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
03 мая 2011 года гражданское дело по иску Трофимова В.В. к ОГИБДД УВД по г.Сыктывкару, УВД по г.Сыктывкару о возложении обязанности произвести регистрационные действия,
установил:
Трофимов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ОГИБДД УВД по г.Сыктывкару о возложении обязанности произвести регистрационные действия с автомашиной ....
В обоснование исковых требований Трофимов В.В. указал, что в декабре 2005 года в г.... он приобрел автомобиль ..., стоимостью ... руб. В 2006 году автомобиль был поставлен на учет в г.Сыктывкаре. В октябре 2010 года на станции «...» истец произвел замену двигателя автомобиля, после чего обратился в ГИБДД УВД по г.Сыктывкару для проведения регистрационных действий. Однако при осмотре автомашины было выявлено изменение маркировочного обозначения кузова; возбуждено уголовное дело. В настоящее время автомобиль находится на стоянке во дворе дома, истец не может его использовать по назначению.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено УВД по г.Сыктывкару.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель УВД по г.Сыктывкару с иском не согласилась, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, уголовное дело , суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в собственности Трофимова В.В. находится автомобиль ..., который был поставлен на регистрационный учет в РЭО ГИБДД УВД по г.Сыктывкару; выдан государственный регистрационный знак ....
12.11.2010 г. истец обратился в ГИБДД УВД по г.Сыктывкару с заявлением о регистрации замены ДВС транспортного средства.
При осмотре транспортного средства инспектором по розыску РЭО ГИБДД УВД по г.Сыктывкару было установлено, что маркировочное обозначение идентификационного номера кузова подвергалось изменению.
Из справки об исследовании специалиста ... следует, что маркировочное обозначение номера кузова автомобиля ... подвергалось изменению ...
Постановлением дознавателя ОД МОБ УВД по г.Сыктывкару в отношении неустановленного лица было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.326 УК РФ.
В производстве регистрационных действий с автомашиной истцу было отказано.
Постановлением автомашина была признана и приобщена к уголовному делу в качестве вещественного доказательства; в дальнейшем возвращена владельцу Трофимову В.В. для хранения до вступления приговора суда в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела.
29.12.2010 г. дознание по уголовному делу приостановлено, ОУР УВД по г.Сыктывкару поручено установление лица, совершившего преступление.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч.1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч.3).
По смыслу данной статьи во взаимосвязи со ст.ст. 8, 17 (ч.3), 34, 55 (ч.3), 56 (ч.3), 57 и 71 (п.«в») Конституции РФ, право частной собственности в своем конкретном содержании, включая определение оснований и порядка его возникновения, а также объем его охраны, регулируется законом и может быть им ограничено. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, в том числе с ее ст.55 (ч.3), устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанным конституционным положениям корреспондируют правовые нормы, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод: каждое физическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; никто не может быть лишен своего имущества кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами (статья 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 г.).
Согласно п.1 Положения «О государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. №711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно пп.«з» п.12 Положения госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
В соответствии с п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Приказом МВД России от 24.11.2008 г. №1001 были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
В соответствии с п.3 указанных Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Аналогичная норма закреплена и в п.33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 г. №1001.
При обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.3 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ №15 от 17.02.1994 г. установлено, что наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются при представлении мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором.
В рассматриваемом случае обнаружены признаки изменения идентификационного номера кузова автомобиля, что в соответствии с Правилами является основанием к отказу в совершении регистрационных действий.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм, законных оснований для совершения регистрационных действий с автомобилем не имеется, соответственно, истцу правомерно было отказано в совершении регистрационных действий с указанным транспортным средством.
То обстоятельство, что ранее автомобиль состоял на регистрационном учете, не является основанием к совершению регистрационных действий в настоящее время.
Положения ст.302 Гражданского кодекса РФ о добросовестном приобретателе в данном случае неприменимы, поскольку права Трофимова В.В. как владельца автомобиля ответчиками по настоящему делу не оспариваются.
При этом признание лица добросовестным приобретателем – это способ защиты прав этого лица от притязаний собственника данного имущества, каковым УВД по г.Сыктывкару и ОГИБДД УВД по г.Сыктывкару не являются.
По смыслу ст.302 Гражданского кодекса РФ добросовестный приобретатель – это не статус лица в отношениях с неопределенным кругом лиц по поводу какого-либо имущества, в частности, отношениях с органами милиции, а обстоятельство, которое может быть установлено при разрешении конкретного спора между собственником этого имущества и лицом, им владеющим. Такового спора, как следует из дела, в данном случае не имеется, отношения заявителя и органов милиции носят не гражданско-правовой, а административно-правовой характер.
ОГИБДД УВД по г.Сыктывкару и УВД по г.Сыктывкару участником правоотношений между собственником и приобретателем имущества не являются.
Факт приобретения Трофимовым В.В. права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности уполномоченных государственных органов произвести с ним регистрационные действия.
По указанным основаниям истцу следует отказать в удовлетворении требований о возложении обязанности совершить регистрационные действия с автомобилем.
Изложенное не лишает истца права на обращение в суд к продавцу автомобиля с соответствующими требованиями об оспаривании сделки по его приобретению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Трофимову В.В. в удовлетворении исковых требований к ОГИБДД УВД по г.Сыктывкару, УВД по г.Сыктывкару о возложении обязанности произвести регистрационные действия с автомобилем ....
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник