Дело № 2-3931/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2018 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Шамриковой В.Н.,
при секретаре Очкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Расчетно-консультационный центр» Кировской области, АО «Кировские коммунальные системы» о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Расчетно-консультационный центр» Кировской области, АО «Кировские коммунальные системы» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требования указал, что по платежному документу за июнь 2018 г. ответчики в очередной раз направили ему неправильный счет-извещение. В квитанции должны были сделать перерасчет в сторону уменьшения на 23 копейки, но этого сделано не было. Неправильное оформление документов, подлежащих оплате без исправлений, стало для ответчиков уже системой, что причинило истцу моральный вред. Просит взыскать с ответчиков в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб..
В судебном заседании истец ФИО1 обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, заявленные исковые требования поддержал. Дополнительно суду пояснил, что, сам факт оплаты дважды неправильно оформленных квитанций уже состоялся, к этому его принудил ответчик, поскольку исправления в квитанциях не допускаются. По платежным документам за июнь и июль 2018г. имело место нарушение порядка расчета оплаты за коммунальную услугу, что выразилось в необоснованном начислении денежных сумм к оплате, а значит и нарушения прав как потребителя. В квитанции за август распределили 23 копейки только после получении иска из суда. В тот день при оплате квитанций через банкомат, получилось так, что невозможно было точно рассчитать сумму с учетом комиссии, поэтому произошла переплата 23 копейки, которая была переведена на счет АО «ККС». Работник банка сказала, что все ушло на счет АО «ККС», и они должны сделать перерасчет.
Представители ответчика ООО «Расчетно-консультационный центр» Кировской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании требования не признали, просили истцу в иске отказать. В отзыве указали, что каких-либо оснований для перерасчета размера платы истцу не было, соответствующие заявление и документ им не подавались. Переплата в размере 23 копеек возникла по причине перечисления истцом на расчетный счет ООО «РКЦ» денежной суммы в размере 23 копейки. В Правилах отсутствует такое основание для перерасчета размера платы за коммунальные услуги как переплата, внесение платы авансом. Поскольку на момент поступления на расчетный счет ООО «РКЦ» денежной суммы в размере 23 копейки по лицевому счету {Номер изъят} отсутствовали неоплаченные периоды, то указанная сумма автоматически отнесена исполнителем к переплате, о чем имеется указание в счет - квитанции за июнь 2018 г.. Поскольку истец не обращался к исполнителю с заявлением о перерасчёте и не указал за какой период он осуществил предварительную оплату коммунальных услуг, переплата была учтена ответчиком в счет будущих расчетных периодов. Сроки выполнения таких действий законодателем не указаны. Внесением в счет-квитанцию сведений о переплате права истца не нарушены. Считают, что ситуация, намеренно спровоцированная истцом, и не могла причинить ему моральных страданий.
Представитель ответчика АО «Кировские коммунальные системы» ФИО4 в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы ООО «РКЦ», считает, что права потребителя не нарушены, моральный вред возмещению не подлежит.
Выслушав стороны, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В силу ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Согласно пп. «и» п.34 Правил предоставления услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов.
В соответствии с ч.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В отношении многоквартирного дома этот срок может быть изменен договором управления многоквартирным домом.
В силу п.15 ст.155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 произведена оплата за горячую воду, холодную воду и водоотведение за май в размере 391,28 руб. Через АО КБ «Хлынов» 18.06.2018 г. внесено наличными 410 руб., комиссия составила 10 руб., сумма сдачи 8,72 руб..
Отдельно ФИО1 внесено наличными 23 копейки, что подтверждается квитанцией об оплате от 18.06.2018 г. АО КБ «Хлынов».
В платежном документе - счёт – извещении по оплате за горячую воду, холодную воду и водоотведение за июнь 2018 г. на имя ФИО1 указано, что имеется переплата на 28.06.2018 г. в размере 23 копеек.
Истец полагает, что в квитанции за июнь 2018 года ответчики ему должны были произвести перерасчет на 23 копейки. Также ответчики не произвели ему перерасчёт в счёт – извещении по оплате за горячую воду, холодную воду и водоотведение за июль 2018 года.
В соответствии с п.31 Правил предоставления услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 исполнитель обязан производит перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно пп. «ж» п.69 Правил в платежном документе указываются: сведения о размере перерасчета (доначислении или уменьшении) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе с использованием жилым помещением временно проживающими потребителями, предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, помещении не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими правилами, иными основаниями, установленными в настоящих правилах.
Как установлено в судебном заседании переплата в размере 23 копейки возникла по причине перечисления по отдельной как указано выше квитанции на расчетный счет ООО «РКЦ» указанной денежной суммы.
Как указано выше, в Правилах отсутствует такое основание для перерасчета размера платы за коммунальные услуги как переплата, внесение платы авансом.
Истцом соответствующие заявления и документы для осуществления перерасчета размеры платы ответчикам не подавались.
В соответствии с пп.7 п.65 Правил, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
При этом законодатель в отношении внесения предварительной оплаты потребителем указывает, что предварительная оплата коммунальных услуг осуществляется потребителем именно в счет будущих расчетных периодов. В правилах не регламентирован срок учета предварительной оплаты и не конкретизировано, что она производится только в счёт последующего расчётного периода.
В силу пп. «д» п.31 Правил исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальных услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пени) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Как следует из пояснения сторон, истец в ООО «РКЦ» с претензией или заявлением по вопросу учёта (перерасчёта) переплаты (платежа в счёт будущих расчётных периодов) в размере 23 копеек, не обращался, отказ в перерасчёте платы в счёт будущих периодов получен им не был.
В связи с тем, что ФИО1 не обращался к исполнителю и не указал, за какой период он осуществил предварительную оплату коммунальных услуг, переплата была учтена ответчиками сразу после получения его искового заявления.
Вины ответчиков в произошедшей переплате истцом 23 копеек судом не установлена. Внесением в счета - квитанции сведений о переплате права истца не нарушены.
Доказательств, подтверждающих недостатки предоставления услуги, истцом в материалы дела не представлено.
В силу п.155 указанных Правил, если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Требования истца о компенсации морального вреда основаны на положениях статьи 15 Закона «О защите прав потребителей», в силу которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Поскольку суду не было представлено относимых и допустимых доказательств совершения ответчиками виновных действий по выставлению неправильных счетов истцу, несвоевременного произведения перерасчета, суд приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в иске к ООО «Расчетно-консультационный центр» Кировской области, АО «Кировские коммунальные системы» о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.Н.Шамрикова
Решение в окончательной форме изготовлено 01.10.2018 года.
Судья В.Н.Шамрикова