УИД №
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2022 года город Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Могильной О.В.,
при секретаре судебного заседания Прониной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Воскресенского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Воскресенск Московской области об обязании устранить нарушения требований законодательства, регулирующего содержание защитных сооружений гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Воскресенский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Администрации городского округа Воскресенск Московской области, в котором просит обязать администрацию городского округа Воскресенск Московской области в течение года с момента вынесения решения судом устранить нарушения в области гражданской обороны, а именно: установить фильтровентиляционную систему, провести капитальный ремонт помещений, восстановить оборудование, восстановить герметичность, восстановить исправность противовзрывных устройств помещений защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>; установить нары в помещении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, обозначить табличками размещение укрываемых в помещениях защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Воскресенской городской прокуратурой в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о гражданской обороне проведена проверка в части надлежащего содержания органами местного самоуправления защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в муниципальной собственности.
Проведенной проверкой установлено, что в муниципальной собственности находится защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, в отношении которого ответчиком не исполняются требования законодательства о гражданской обороне.
Ненадлежащее содержание защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), расположенного по адресу: <адрес>, установлено в результате осмотра <дата> данного сооружения сотрудниками Воскресенской городской прокуратуры при участии заместителя начальника ОНД и ПР по г.о. Воскресенск Московской области Воробьева Я.В., старшего эксперта по делам ГО ЧС управления ТБ и ГЗ администрации г.о. Воскресенск Московской области Поповича А.Ф.
Согласно акту проверки от 05.02.2021 ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес>, не готово к использованию по предназначению (ФЗ от <дата> №28-ФЗ, ПП РФ от <дата>№, от <дата>, Приказ МЧС России от <дата>№); фильтровентиляционная система в ЗС ГО отсутствует (п.п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№, п. 10.2.1, п. <дата> СП 88.13330.2014 "СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны"); не проводится ремонт строительных конструкций ЗС ГО (п.5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№); не обеспечена герметичность ЗС ГО (п.п.<дата>, <дата>,3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№); противовзрывные устройства находятся в неисправном состоянии (п.п. <дата>, <дата> Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№); не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п.п. 1.7, 1.8. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№); не соответствуют установленным требованиям места размещения укрываемых (места не обозначены табличками, отсутствуют нары) (п.п. 6.4.1, 6.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№.
По результатам проверки в адрес главы городского округа <адрес><дата> прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес> от <дата> должностное лицо, виновное в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, заместитель главы администрации г.о. <адрес>ФИО6 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны).
Не смотря на ранее принятые к ответчику меры, защитное сооружение в настоящее время не соответствует требованиям законодательства о гражданской обороне в части эксплуатации и содержания объекта гражданской обороны, что подтверждается актом проверки от <дата>, фототаблицей к акту проверки.
Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по приведению в готовность к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Старший помощник прокурора Кислова Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Воскресенск Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен /л.д.50,53/. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Воскресенского городского прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круг лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу требований ч. 1 ст. 9 выше указанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статьей 6 Закона установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1.3 Правил в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской оборон, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Согласно п. 1.7 Правил готовность и использование защитных сооружений гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
В силу п. 1.8 Правил в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:
по обеспечению сохранности и готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
по обеспечению эффективного использования помещений защитных сооружений гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитных сооружений гражданской обороны к использованию по прямому назначению;
по обеспечению беспрепятственного доступа в защитные сооружения гражданской обороны и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с п. 3.4.4 Правил при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного значения городского округа относится, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере гражданской обороны определены также в Федеральном законе от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
В соответствии с ч. 2 ст. 8 вышеназванного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
Частями 3 и 4 ст. 11 Федерального закона «О гражданской обороне» определено, что руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления. Руководители органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Судом установлено, что Воскресенской городской прокуратурой в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о гражданской обороне проведена проверка в части надлежащего содержания органами местного самоуправления защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в муниципальной собственности.
В муниципальной собственности находится защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> /л.д. 12, 13-14/.
Ненадлежащее содержание защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), расположенного по адресу: <адрес>, установлено в результате осмотра <дата> данного сооружения сотрудниками Воскресенской городской прокуратуры при участии заместителя начальника ОНД и ПР по г.о. Воскресенск Московской области Воробьева Я.В., старшего эксперта по делам ГО ЧС управления ТБ и ГЗ администрации г.о. Воскресенск Московской области ФИО5 /л.д. 15-17/.
Согласно акту проверки от <дата> ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес>, не готово к использованию по предназначению (ФЗ от <дата> №28-ФЗ, ПП РФ от <дата>№, от <дата>, Приказ МЧС России от <дата>№); фильтровентиляционная система в ЗС ГО отсутствует (п.п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№, п. 10.2.1, п. <дата> СП 88.13330.2014 "СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны"); не проводится ремонт строительных конструкций ЗС ГО (п.5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№); не обеспечена герметичность ЗС ГО (п.п.<дата>, <дата>,3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№); противовзрывные устройства находятся в неисправном состоянии (п.п. <дата>, <дата> Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№); не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п.п. 1.7, 1.8. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№); не соответствуют установленным требованиям места размещения укрываемых (места не обозначены табличками, отсутствуют нары) (п.п. 6.4.1, 6.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от <дата>№ /л.д. 15-17/.
По результатам проверки в адрес главы городского округа Воскресенск Московской области 16.02.2021 прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне /л.д. 30-35/.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес> от <дата> должностное лицо, виновное в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, заместитель главы администрации г.о. <адрес>ФИО6 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны) /л.д. 26-29/.
Не смотря на ранее принятые к ответчику меры, защитное сооружение в настоящее время не соответствует требованиям законодательства о гражданской обороне в части эксплуатации и содержания объекта гражданской обороны, что подтверждается актом проверки от <дата> /л.д. 42/, фототаблицей к акту проверки /л.д.43-45/.
Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по приведению в готовность к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой подлежит применению в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Воскресенского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства, регулирующего содержание защитных сооружений гражданской обороны подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воскресенского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Воскресенск Московской области об обязании устранить нарушения требований законодательства, регулирующего содержание защитных сооружений гражданской обороны – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Воскресенск Московской области в течение года с момента вынесения решения судом устранить нарушения в области гражданской обороны, а именно: установить фильтровентиляционную систему, провести капитальный ремонт помещений, восстановить оборудование, восстановить герметичность, восстановить исправность противовзрывных устройств помещений защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>; установить нары в помещении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, обозначить табличками размещение укрываемых в помещениях защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Воскресенский городской суд <адрес> в течение одного месяца.
Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>