ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3935/18 от 12.11.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-3935/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,

при секретаре судебного заседания Алекберовой К.А.,

с участием: истца Заборских Г.В., его представителя Мицкевич Е.Л.,

представителя соответчика министерства строительства Хабаровского края Саловых Ю.О.,

представителя соответчика министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края Гладкова Е.С.,

представителя третьего лица Правительства Хабаровского края Пасечника А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заборских Геннадия Владимировича к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, к министерству строительства Хабаровского края, к Краевому государственному казенному учреждению «Фонд имущества Хабаровского края», к министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Истец Заборских Г.В. обратился в суд к министерству ЖКХ Хабаровского края с исковым заявлением об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, в обосновании искового заявления указал, что истец по решению Индустриального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ признан членом семьи собственника пострадавшего от наводнения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Однако жилое помещение истцу на сегодняшний день не предоставлено. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с иском к администрации г.Хабаровска, КГКУ «Центр социальной поддержки населения города Хабаровска» о признании права на предоставление жилого помещения и обязании предоставления жилого помещения. Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было признано право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения на состав семьи один человек в соответствии с Порядком предоставления мер в форме предоставления жилых помещений гражданам признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского каря в <данные изъяты>. В <данные изъяты> получил уведомление из КГКУ «Центр социальной поддержки населения г.Хабаровска» от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения. В уведомлении истца извещают, что он включен в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде приобретения жилого помещения общей площадью 33 кв.м. В <данные изъяты> истец получил сообщение из КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что данному учреждению поступили списки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в <данные изъяты> на предоставление жилого помещения взамен утраченного путем приобретения на вторичном рынке. Истца уведомили, что он включен в данный список с целью предоставления жилого помещения путем приобретения на вторичном рынке жилья общей площадью 33 кв.м., стоимостью 990 000 рублей, но приобретение благоустроенного жилого помещения не предоставляется возможным. Истец на сегодняшний день, несмотря на признанное право, не обеспечен жильем. Просит обязать ответчика министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить истцу жилое помещение вне очереди, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 33 кв.м.

В процессе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика министерство строительства Хабаровского края предоставить истцу жилое помещение вне очереди, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 33 кв.м. Далее истец уточнил исковые требования, просил обязать соответствующего ответчика предоставить ему жилое помещение вне очереди, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 33 кв.м.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: министерство строительства Хабаровского края, Краевое государственное казенное учреждение «Фонд имущества Хабаровского края», министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования привлечены: Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску», администрация г.Хабаровска, Правительство Хабаровского края.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил обязать соответствующего ответчика предоставить ему жилое помещение вне очереди, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 33 кв.м.

Представитель истца Мицкевич Е.Л. исковые требования поддержала, просила обязать соответствующего ответчика предоставить истцу жилое помещение вне очереди, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 33 кв.м.

Представитель соответчика министерства строительства Хабаровского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что министерство строительства Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком по делу, просила в удовлетворении исковых требованиях отказать, предоставила отзыв на исковое заявление, который поддержала.

Представитель соответчика министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, предоставил отзыв на исковое заявление, который поддержал, просил в удовлетворении исковых требованиях отказать.

Представитель третьего лица Правительства Хабаровского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, предоставил возражения на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Представитель ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не явился, извещался своевременно надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ко дню судебного заседания предоставил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Представитель соответчика КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края» в судебное заседание не явился, извещался своевременно надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ко дню судебного заседания предоставил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Представитель третьего лица КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» в судебное заседание не явился, извещался своевременно надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ко дню судебного заседания предоставил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Представитель третьего лица администрации г.Хабаровска в судебное заседание не явился, извещался своевременно надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ко дню судебного заседания предоставил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, неявка которых не препятствует рассмотрению дела по существу.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, отзывы на исковое заявление, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 указано Закона).

В соответствии с под п. «а» ст. 8 указанного Федерального закона, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и Федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

Подпунктом «д» пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. приняло постановление № 923 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы», которым в том числе были утверждены Правила предоставления из Федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

Согласно пунктам 4, 5 указанных Правил, предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище на 2011 - 2015 годы» на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к данной программе.

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном Порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.

К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> регулируются Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в <данные изъяты> (Приложение к Государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 г. № 347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр».

Указанным Порядком предусмотрено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, принадлежавшие им на праве собственности, либо жилые помещения, находившиеся в краевой государственной собственности, предоставленные по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с актом обследования жилого помещения межведомственной комиссией органа местного самоуправления (краевой межведомственной комиссией) и решением органа местного самоуправления (распоряжением Правительства края) о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным; постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ (по делу ) Заборских Геннадий Владимирович ДД.ММ.ГГГГ рождения признан членом семьи собственника жилого помещения – ФИО2ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ (по делу ) за истцом Заборских Г.В. признано право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей площади жилого помещения на состав один человек в соответствии с Порядком предоставления меры социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в <данные изъяты>.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Заборских Г.В. включен в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры поддержки в виде приобретения жилого помещения общей площадью 33 кв.м.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ заявление Заборских Г.В удовлетворено. Изменен способ исполнения решения Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ путем признания за Заборских Г.В. права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей жилого помещения на состав семьи один человек, путем строительства. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Центрального районного суда г. Хабаровска отменено, в удовлетворении заявления Заборских Г.В. об изменении способа исполнения решения Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска Заборских Г.В. к министерству строительства Хабаровского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску» о признания права на предоставление жилого помещения путем его строительства, обязании предоставить жилье путем его строительства вне очереди отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца без удовлетворения.

Уведомлением Краевого государственного казенного учреждения «Фонд имущества Хабаровского края» от ДД.ММ.ГГГГ сообщает Заборских Г.В., что поступили списки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в <данные изъяты>, Заборских Г.В. включен в данный список с целью предоставления жилого помещения путем приобретения на вторичном рынке жилья общей площадью 33 кв.м. стоимостью 990 000 рублей, также сообщают, что в результате предварительного исследования рынка жилья в г.Хабаровске, приобретение благоустроенного жилого помещения общей площадью 33 кв.м. по цене 990 000 рублей не представляется возможным.

Согласно приложению № 4 к Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах. С 2015 года финансирование данных мероприятий не производилось.

Действующая в настоящее время Федеральная целевая программа «Жилище на 2015 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, перечисление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки не предусматривает.

Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий постановлением от 12 октября 2013 г. № 923 внесло изменения в федеральную целевую программу «Жилище на 2011 - 2015 годы». Данная программа была дополнена приложением № 11(1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище на 2011 - 2015 годы» на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к данной программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 359)).

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в <данные изъяты> на территории Хабаровского края, - находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта – Хабаровского края. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693, Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 № 347-пр утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в <данные изъяты>, в том числе на основании судебных решений вступивших в законную силу.

В целях реализации права граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, были внесены изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 № 347-пр Государственная программа была дополнена приложениями №№ 15-17 установившими порядок реализации мер социальной поддержки указанной выше категории граждан. Приложением № 15 к Государственной программе утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе на основании судебных решений вступивших в законную силу.

Как уже установлено материалами дела, решением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу за Заборских Г.В. признано право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей площади жилого помещения на состав семьи один человек в соответствии с Порядком.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Заборских Г.В. включен в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры поддержки в виде приобретения жилого помещения общей площадью 33 кв.м.

В силу ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Требования в части внеочередного предоставления жилого помещения не соответствуют положениям Порядка, который не предусматривал предоставление жилого помещения исходя из очередности обращения граждан за предоставлением мер социальной поддержки, а устанавливал необходимость составления списков пострадавших граждан и списков на получение мер социальной поддержки, включение граждан в которые не может быть расценено как очередное либо внеочередное предоставление жилья.

Порядок приобретения жилых помещений в пользу граждан осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта производятся с учетом стоимости 1 кв. м. не более 30 тыс. руб. на основании Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичная стоимость 1 кв. м. жилого помещения указана в п.8 Правил предоставления из Федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в <данные изъяты> (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 359), в силу которой, размеры трансфертов из федерального бюджета на цели предоставления жилых помещений пострадавшим гражданам исчислялись из стоимости 1 кв. м. общей жилой площади жилого помещения, установленной субъектом РФ, но не более 30 тыс. руб. за 1 кв.м.

Несмотря на то обстоятельство, что Порядок признан утратившим силу Постановлением Правительства Хабаровского края от 08.12.2016 № 452-пр, предоставление жилого помещения истцу возможно только исходя из указанной выше суммы, так как правовым основанием для признания за истцом права на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения послужил именно Порядок.

Более того, препятствием в реализации права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения обусловлены не очередностью предоставления жилых помещений в соответствии с формируемыми списками, а отсутствием на территории города Хабаровска жилых помещений соответствующей ценовой категории.

Кроме того, следует учитывать, что органы исполнительной власти Хабаровского края как субъекты бюджетных отношений обязаны соблюдать требования Бюджетного кодекса РФ. Принципами бюджетной системы, в том числе на уровне субъекта РФ, определены эффективность использования бюджетных средств, а также их целевой характер.

В связи с прекращения действия с 01.01.2015 нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Хабаровского края), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, у суда нет оснований и для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения.

Аналогичная позиция содержится и в Указе Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693, а также утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 Федеральной целевой программой «Жилище на 2011 - 2015 годы», в которых не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в данном случае Хабаровского края) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

При этом следует учитывать, что согласно приложению № 4 к Федеральной целевой программе «Жилище на 2011-2015 годы» финансирования мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и в 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время Федеральной целевой программой «Жилище на 2015-2020 годы» финансирование мероприятий по такому направлению не предусмотрено.

Учитывая изложенное, заявленные требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Заборских Геннадия Владимировича к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, к министерству строительства Хабаровского края, к краевому государственному казенному учреждению «Фонд имущества Хабаровского края», к министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 19.11.2018.

Судья Л.П. Мальцева