Гражданское дело № 2-3935/2020 (УИД 50RS0030-01-2020-005858-22)
Р Е Ш Е Н И Е СУ Д А
Именем Российской Федерации
10 ноября 2020 года
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,
при секретаре Звериашвили Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права на выкуп комнаты в коммунальной квартире, возложении обязанности заключить договор купли-продажи комнаты с выплатой компенсации рыночной стоимости комнаты,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права на выкуп комнаты в коммунальной квартире, возложении обязанности заключить договор купли-продажи комнаты с выплатой компенсации рыночной стоимости комнаты.
В обоснование своих исковых требований истец ссылался на следующее. ФИО1 зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>-9, <адрес>. Указанное жилое помещение состоит из трех комнат, площадью 15,6 кв.м., 16,2 кв.м, и 11,1 кв.м., было предоставлено в порядке обмена на основании ордера. В порядке изменения договора найма жилого помещения на основании решения Ногинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были разделены лицевые счета, в результате чего, за истцом ФИО1 и ее дочерью были закреплены комнаты №,2, площадью 31,8 кв.м. За ФИО2 была закреплена комната 11,1 кв.м, которая в последствии была им освобождена и сдана установленным порядком органам военного управления. Решением Ногинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 было признано право собственности на жилое помещение - комнаты №,2, площадью 31,8 кв.м., в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>-9, <адрес>, в порядке приватизации. Таким образом, в настоящий момент собственниками на праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <адрес>-9, <адрес>, являются ФИО1 и Министерство обороны РФ, как собственники жилых комнат и мест общего пользования в коммунальной квартире. При этом, доля в праве собственности Министерства обороны РФ на указанное жилое помещения является незначительной, Министерство обороны РФ интереса в использования доли жилого помещения не проявляет, от права преимущественного выкупа принадлежащих ФИО3 жилых помещений отказывается. В связи с тем, что фактически комната № собственником - Министерством обороны никогда не использовалась, фактически истец пользуется всей квартирой, ФИО1 обратилась в Министерство обороны РФ и Департамент имущественных отношений с заявлением о выкупе спорной комнаты №, площадью 11,1 кв.м, в жилом помещении - коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>-9, <адрес>, с выплатой Министерству обороны РФ компенсации за указанное имущество в размере его рыночной стоимости. В ответ на указанное заявление истцу было сообщено, что продажа жилищного фонда Министерства обороны не представляется возможной. Истец считает, что данный отказ является необоснованным, так как действующее жилищное законодательство, предусматривает возможность выкупа освободившейся комнаты в коммунальной квартире. В соответствии с ч. 1 ст. 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть признаны в установленным порядке малоимущими или нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 2 ст. 59 ЖК РФ, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления. В силу ч. 3 ст. 59 ЖК РФ, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления. В соответствии с ч. 6 ст. 42 ЖК РФ, при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. Положения ст. 246 ГК РФ предусматривают, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (п. 2 ст. 252 ГК РФ). При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности (п. 3 ст. 152 ГК РФ). Выплата участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре допускается с его согласия. В случаях, когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию (п. 4 ст. 252 ГУ РФ). Применение нормы абзаца 2 пункта 4 статьи 252 ГК РФ возможно лишь в случае одновременного наличия всех перечисленных законодателем условий: доля собственника незначительна, в натуре ее выделить нельзя, сособственник не имеет существенного интереса в использовании общего имущества. Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29.12.2008 N 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Таким образом, именно Министерство обороны Российской Федерации, в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации является представителем собственника. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" функции по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, истец просит суд: признать за ФИО1 право на выкуп комнаты №, площадью 11,1 кв.м, в жилом помещении - коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>-9, <адрес>; обязать Министерство обороны РФ, в лице Департамента имущественных отношений МО РФ, заключить с ФИО1 договор купли-продажи комнаты №, площадью 11,1 кв.м, в жилом помещении - коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>-9, <адрес>, с выплатой Министерству обороны РФ компенсации за указанное имущество в размере его рыночной стоимости, составляющей 286400руб.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, ее представитель ФИО4 исковые требования поддержала по доводам иска.Представители ответчиков Министерства обороны РФ и Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в суд не явились, о явке извещены.
Представитель третьего лица – ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29.12.2008 N 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Таким образом, именно Министерство обороны Российской Федерации, в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации является представителем собственника.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" функции по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Истец ФИО1 зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>-9, <адрес> (л.д.20).
Указанное жилое помещение состоит из трех комнат, площадью 15,6 кв.м., 16,2 кв.м, и 11,1 кв.м., было предоставлено в порядке обмена на основании ордера.
В порядке изменения договора найма жилого помещения на основании решения Ногинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-9) были разделены лицевые счета, в результате чего за истцом ФИО1 и ее дочерью были закреплены комната №,2, площадью 31,8 кв.м. За ФИО2 была закреплена комната 11,1 кв.м, которая впоследствии была им освобождена и сдана установленным порядком органам военного управления.
Решением Ногинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 было признано право собственности на жилое помещение - комнаты №,2, площадью 31,8 кв.м., в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>-9, <адрес>, в порядке приватизации (л.д.11-13).
Таким образом, в настоящий момент собственниками на праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <адрес>-9, <адрес>, являются: ФИО1 и Министерство обороны РФ (л.д.14-19).
Указывая, что фактически комната № собственником - Министерством обороны никогда не использовалась, фактически истец пользуется всей квартирой, ФИО1 обратилась в Министерство обороны РФ и Департамент имущественных отношений с заявлением о выкупе спорной комнаты №, площадью 11,1 кв.м, в жилом помещении - коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>-9, <адрес>, с выплатой Министерству обороны РФ компенсации за указанное имущество в размере его рыночной стоимости.
В ответ на указанное заявление истцу было сообщено, что продажа высвобождаемого недвижимого военного имущества осуществляется на открытом аукционе, действие закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного жилищного фонда. В связи с чем, продажа жилого помещения жилищного фонда Минобороны России не представляется возможной (л.д.22).
Истец считает, что данный отказ является необоснованным, так как действующее жилищное законодательство, предусматривает возможность выкупа освободившейся комнаты в коммунальной квартире.
Порядок предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире установлен статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть признаны в установленным порядке малоимущими или нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 59 ЖК РФ, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
В силу ч. 3 ст. 59 ЖК РФ, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
По смыслу части 3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ органа государственной власти в удовлетворении заявления гражданина, претендующего на освободившуюся комнату в коммунальной квартире, может быть оспорен заинтересованным лицом путем предъявления в суд иска о передаче ему такой комнаты по договору.
Проанализировав вышеизложенные нормы права, в том числе и часть 3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истец при отсутствии в коммунальной квартире проживающих граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, вправе претендовать на освободившееся жилое помещение, предоставляемое по договору купли-продажи, в случае если на момент подачи соответствующего заявления она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.
Согласно части 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 названной статьи определено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета депутатов Богородского городского округа Московской области от 25.12.2018 № 129/10 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
Поскольку истец ФИО1 обеспечена общей площадью жилого помещения 31,8кв.м, то есть больше нормы предоставления, то право претендовать на освободившееся жилое помещение по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 59 Жилищного кодекса РФ, у истца не возникло.
Поскольку требования истца заключаются в признании за ней права на выкуп комнаты, в возложении обязанности заключить договор купли-продажи комнаты, которые регулируются специальными нормами Жилищного кодекса РФ, то положения ст. 246 ГК РФ, ст. 252 ГК РФ к возникшим между сторонами правоотношениям не применимы.
В связи с чем, исковые требования ФИО1 к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права на выкуп комнаты в коммунальной квартире, возложении обязанности заключить договор купли-продажи комнаты с выплатой компенсации рыночной стоимости комнаты удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права на выкуп комнаты в коммунальной квартире, возложении обязанности заключить договор купли-продажи комнаты с выплатой компенсации рыночной стоимости комнаты отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Ногинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 12 ноября 2020г.
Судья Полякова Ю.В.