ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3937/13 от 05.12.2013 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-3937/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2013 года г. Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего САВИНКОВА А.А.

при секретаре Сергиенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Алтайском крае к МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» о признании незаконным действий и возложении обязанности произвести определенные действия

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратилось в суд с вышеуказанным иском к ответчику.

В обоснование своих требований указывают, что ответчик МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района», осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных жилых домов.

МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» при осуществлении своей деятельности отказывает потребителям опломбировать приборы учета горячего и холодного водоснабжения без взимания платы.

Согласно условиям договора управления многоквартирным домом (между управляющей компанией и собственником помещений) от 07.12.2007 по <адрес> (далее - договор) и информации на сайте http://gkh-altay.ru общество приняло на себя обязательства по содержанию данного помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 1.2 Договора Управляющая компания – организация, уполномоченная Общим собранием собственников многоквартирного дома на выполнение функций по управлению таким домом и предоставлению коммунальных услуг.

Общество, являясь управляющей компанией при обращении собственников помещений многоквартирных домов по вопросу приемки в эксплуатацию индивидуальных приборов учета ввода их в эксплуатацию (опломбировка приборов учета), информирует потребителей о том, что ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (опломбировка индивидуальных приборов учета) осуществляется за плату отдельно от оплаты оказываемых обществом услуг.

-- 2 --

В соответствии с действующим законодательством оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Таким образом, обязанность исполнителя принять и ввести установленные потребителем индивидуальные приборы учета вытекает из требований закона и обусловлена решением последнего использовать при расчетах за коммунальные услуги показания таких приборов.

Экономические основания для взимания с граждан платы за осуществление опломбирования приборов учета воды, как самостоятельной услуги у Общества отсутствуют, поскольку пломбирование прибора учета является неотъемлемой частью введения в эксплуатацию такого прибора.

Требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.

Управляющая компания МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» является компанией предоставляющей коммунальные услуги потребителям, а именно услуги холодного и горячего водоснабжения.

Потребители заключают договоры управления с МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района», таким образом, именно ответчик должен опломбировать приборы учета холодного и горячего водоснабжения.

В связи с вышеизложенным, указанные действия МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» ущемляют права, и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды по сравнению с условиями, предусмотренными Правилами N 354.

Следовательно, МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» незаконно отказывает потребителям опломбировать приборы учета горячего и холодного водоснабжения без взимания платы.

Представитель истца в суде иск поддержал полностью по основаниям, указанным в нем.

-- 3 --

Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, на предыдущем судебном заседании иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав представители истца, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района», осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных жилых домов.

МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» при осуществлении своей деятельности отказывает потребителям опломбировать приборы учета горячего и холодного водоснабжения без взимания платы.

Согласно условиям договора управления многоквартирным домом (между управляющей компанией и собственником помещений) от 07.12.2007 по <адрес> (далее - договор) и информации на сайте http://gkh-altay.ru общество приняло на себя обязательства по содержанию данного помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 1.2 Договора Управляющая компания – организация, уполномоченная Общим собранием собственников многоквартирного дома на выполнение функций по управлению таким домом и предоставлению коммунальных услуг.

Общество, являясь управляющей компанией при обращении собственников помещений многоквартирных домов по вопросу приемки в эксплуатацию индивидуальных приборов учета ввода их в эксплуатацию (опломбировка приборов учета), информирует потребителей о том, что ввод в эксплуатации индивидуальных приборов учета (опломбировка индивидуальных приборов учета осуществляется за плату отдельно от оплаты оказываемых обществом услуг.

В соответствии с действующим законодательством оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

-- 4 --

Таким образом, обязанность исполнителя принять и ввести установленные потребителем индивидуальные приборы учета вытекает из требований закона и обусловлена решением последнего использовать при расчетах за коммунальные услуги показания таких приборов.

Экономические основания для взимания с граждан платы за осуществление опломбирования приборов учета воды, как самостоятельной услуги у Общества отсутствуют, поскольку пломбирование прибора учета является неотъемлемой частью введения в эксплуатацию такого прибора.

Требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.

Управляющая компания МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» является компанией предоставляющей коммунальные услуги потребителям, а именно услуги холодного и горячего водоснабжения.

Потребители заключают договоры управления с МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района», таким образом, именно ответчик должен опломбировать приборы учета холодного и горячего водоснабжения.

В связи с вышеизложенным, указанные действия МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» ущемляют права, и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды по сравнению с условиями, предусмотренными Правилами N 354.

Следовательно, МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» незаконно отказывает потребителям опломбировать приборы учета горячего и холодного водоснабжения без взимания платы.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить их ввод в эксплуатацию: 1. общедомовых приборов учета воды, тепловой и электрической энергии в многоквартирном доме; 2. индивидуальных приборов учета (общих - для коммунальной квартиры) воды и электрической энергии.

В случае, если потребитель осуществляет установку прибора учета посредством заключения договора с управляющей компанией, то их взаимоотношения регулируются согласно Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 года N 149. Данный порядок возлагает на управляющие компании, в рамках договоров на установку (замену) и на эксплуатацию, осуществлять

-- 5 --

проверку наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. При этом, действия по опломбированию приборов учета не являются самостоятельной услугой.

Работы по приемке в эксплуатацию индивидуальных узлов учета холодного и горячего водоснабжения, а также прибора учета электроэнергии (опломбирование) были произведены ответчиком и стоимость выполненных работ составила 650 руб. Денежные средства были уплачены ООО "ЖЭК-42".

Ответчик является управляющей организацией (в смысле п. 3 ч. 2 ст. 161, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, притом, что к сфере таких интересов, безусловно, относится возможность исчисления платы за коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета (п. 3 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 155, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе, за предоставление коммунальных услуг.

Именно на ответчике, как на управляющей организации, лежит обязанность по предоставлению истцу коммунальных услуг и обеспечению соблюдения прав жителей дома на оплату с учетом индивидуального прибора учета, а следовательно, и обязанность по бесплатному опломбированию приборов учета воды в квартире истца.

Данный вывод соответствует и норме п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которой приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержденный Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 года N 149, не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Суд критически относится к доводам ответчика о том, что им не предоставляется данная услуга.

Судом установлено, что ответчиком и ООО «ЖЭК-42» заключен договор

-- 6 --

подряда на осуществление данных услуг, за которые ООО «ЖЭК-42» берет плату, а ответчик направляет граждан к ним для установки приборов, которые по закону должны устанавливать они.

Таким образом, отказ ответчика без установленных законом оснований в бесплатном опломбировании приборов учета, вынудило, фактически, жильцов дома к необходимости обращения в другую организацию, которая предоставила услугу за плату.

Данные обстоятельства подтверждаются обращением потребителя ФИО1 о взимании платы за данные услуги, смета на ввод и эксплуатацию приборов учета, квитанции об оплате данных услуг.

При этом действующим законодательством не предусмотрено обязанность ответчика доводить до потребителя решение суда, поэтому в данном требовании следует отказать.

В соответствии со ст. ст. 98, 103 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, с ответчика в местный бюджет следует взыскать государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек, т.к. истец от неё освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения и взиманию платы с потребителей за опломбирование индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения.

Возложить на МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района» прекратить действия в отношении неопределенного круга лиц потребителей выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения и взиманию платы с потребителей за опломбирование индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с МУП «Управляющая компания ПЖЭТ № 2 Октябрьского района»в доход бюджета городского округа – г.Барнаул АК государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение месяца  .

Мотивированное решение суда составлено – 10.12.2013 года.

СУДЬЯ :