ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-393/16 от 02.06.2016 Бавлинского городского суда (Республика Татарстан)

№ 2-393/16

Решение

именем Российской Федерации

02 июня 2016 года город Бавлы

Бавлинский городской суд Республики Татарстан под председательством судьи Гильмутдиновой М.М.,

при секретаре Стуликовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гимрановой Г.М., Гимранова И.Т., Ханиповой Д.И. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании финансовой помощи в размере <данные изъяты> рублей, в пользу каждого из истцов в размере по <данные изъяты> рублей. В обоснование иска указали, что в апреле 2012 года в Бавлинском районе Республики Татарстан произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В результате стихийного бедствия пострадало имущество истцов, находящееся в доме по адресу: <адрес>. В установленный законом срок истцы обратились в сельский совет Кзыл-Ярского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, за причитающейся финансовой помощью, в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, но получили отказ. Решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ нам было отказано в удовлетворении заявления о включении их в перечень лиц, имеющих право па получение финансовой помощи в связи с произошедшим повреждением имущества. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда было отменено в части и за истцами было признано право на включение в список граждан нуждающихся в получении финансовой помощи. В связи с чем, истцы просят суд взыскать с ответчика финансовую помощь в размере по <данные изъяты> рублей каждому, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей в пользу Гимрановой Г.М. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Истец Гимранова Г.М. и представитель истцов Астафуров В.Г. на судебном заседании на иске настаивали по изложенным в нем основаниям и просили взыскать по <данные изъяты> рублей в пользу каждого.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации на судебное заседание не явился, в своем отзыве указал, что не являются надлежащим ответчиком по делу, поскольку рассматриваемые правоотношения связаны с деятельностью должностных лиц исполкома Бавлинского муниципального района РТ, незаконность их действий не подтверждена судебным актом.

Представители третьих лиц исполкома Бавлинского муниципального района Республики Татарстан и сельского совета Кзыл-Ярского сельского поселения Бавлинского района РТ на судебное заседание не явились.

Суд, выслушав явившихся лиц по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

На основании статьи 2 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Подпунктом «м» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.

В силу пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правил) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Согласно подпунктам «г», «д» пункта 9 вышеуказанных Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью);

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате ЧС территории.

Исходя из пункта 9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 г. № 36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайники, стаканы, чашки, столовые приборы, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), столы, стулья, табуреты, электро-газоплиты, водонагреватель или отопительные котлы АГВ.

Согласно решению Бавлинского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено: установить, что Гимрановы: Г.М., И.Т., Д.И. и несовершеннолетняя Гимрановой А.И. постоянно проживают по адресу: <адрес> с 1999 года. В удовлетворении остальной части иска, о признании за ними право на включение их в список граждан, нуждающихся на получение финансовой помощи, в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, отказать.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований Гимрановых Г.М., И.Т., Д.И. о признании за ними права на включение в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, отменить и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска. Признать право Гимрановых: Г.М., И.Т., Д.И. на включение в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Применительно к части 1 статьи 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

На основании пункта 3 статьи 87 данного кодекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года N 440 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации» установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение реестра расходных обязательств Российской Федерации, является Министерство финансов Российской Федерации.

Следовательно, спорная денежная сумма является расходным обязательством Российской Федерации, а потому у суда имеются основания для удовлетворения иска за счет средств казны Российской Федерации. При этом органом, осуществляющим ведение реестра расходных обязательств Российской Федерации, контроль за расходованием казны, является Министерство финансов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда … суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.

Суд полагает, необходимым взыскать в пользу Гимрановой Г.М. моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей.

В соответствии с положениями ст.ст. 94, 98 ГПК РФ, с ответчика- Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гимрановой Г.М. подлежит взысканию судебные расходы, понесенные на оплату госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и, руководствуюсь статьями 12, 194-198, 321 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гимрановой Г.М. и в пользу несовершеннолетней Гимрановой А.И., Гимранова И.Т., Ханиповой Д.И. сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации в размере по <данные изъяты> рублей в пользу каждого, а также в пользу Гимрановой Г.М. в возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, в счет компенсации морального вреда сумму в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через городской суд, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: