Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2016 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Перфиловой М.А., при секретаре Ермоленко Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-393/16 по иску Солонко В.Е. к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Железногорская районная больница» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Солонко В.Е. обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Железногорская районная больница» (далее - ОГБУЗ «ЖРБ») о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, в обосновании которого указала, что состоит в трудовых отношениях с ОГБУЗ «Железногорская ЦРБ» и выполняет обязанности по должности ***. Согласно условиям трудового договора, ей установлен должностной оклад в размере *** рублей в месяц, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (районный коэффициент, внутреннее совместительство, северная надбавка, оплата персонального коэффициента). В соответствии с условиями п.7.1 трудового договора на оклад начисляется районный коэффициент в размере 60% и процентная надбавка в размере 50% за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В зависимости от количества отработанных нею часов, заработная плата по основному месту работы (без подработок) составляет до *** рублей. Федеральным законом от 01 декабря 2014 года № 408-ФЗ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установлен с 01 января 2015 года в сумме 5965 рублей в месяц, Федеральным законом от 14 декабря 2015 года №376-ФЗ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установлен с 01 января 2016 года в сумме 6204 рубля. Следовательно, с учётом районного коэффициента и северной надбавки за полный период отработанного времени ее заработная плата должна составлять с 01 января 2015 года не менее 12 526 рублей 50 копеек, а с 01 января 2016 года не менее 13 028 рублей 40 копеек. Выплачивая заработную плату в меньшем размере, ответчик, тем самым, лишил ее права на установленную законом заработную плату, что в силу ст. 4 Трудового кодекса РФ относится к принудительному труду. Согласно расчёту за спорный период с *** по *** ею недополучено заработной платы в размере ***. Незаконными действиями ответчика, выразившимися в невыплате в полном размере заработной платы, определённой трудовым договором, а также действующим законодательством, регулирующим оплату труда работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, был причинён моральный вред размер которого оценивает в *** рублей. Просит взыскать с ответчика - ОГБУЗ «ЖРБ» в свою пользу недополученную заработную плату за период с *** по *** в сумме ***, компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
Истец Солонко В.Е. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем в материалах гражданского дела имеется соответствующее заявление.
Представитель ОГБУЗ «ЖРБ» Валевич М.И., действующий на основании доверенности от ***, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве против удовлетворения исковых требований о взыскании недополученной заработной платы в пользу истца Солонко В.Е. в размере *** не возражал. Требования о компенсации морального вреда считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Министерства здравоохранения Иркутской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Как усматривается из представленных суду письменных доказательств и подтверждается трудовым договором ***-в от ***, Солонко В.Е. была принята в ОГБУЗ «Железногорская ЦРБ» в *** на 1,0 ставку на период отсутствия основного работника.
При этом в силу п.7.1. указанного трудового договора Солонко В.Е. был установлен должностной оклад в размере *** рублей, 60% надбавки районного коэффициента, 50% надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, *** повышающего коэффициента по ПКГ.
Согласно дополнительному соглашению от *** об изменении условий трудового договора ***-в от ***, работник Солонко В.Е. с *** была переведена на 1 ставку *** постоянно.
Период, учитываемый истцом при предъявлении настоящих исковых требований о взыскании недополученной заработной платы, ограничен месяцами: ***
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от № 408-ФЗ от 01 декабря 2014 года), с 01 января 2015 года минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 5965 рублей.
При этом Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 14 декабря 2015 года № 376-ФЗ), с 01 января 2015 года минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 6 204 рублей в месяц.
Частью 3 ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Из данного Перечня, а также из «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.
Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.
Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.
Согласно ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом в ст. 146, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для работников, осуществляющих свою деятельность в местности с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку. В связи с чем, требования ч.3 ст.133 ТК РФ работодателем, осуществляющим свою деятельность на территории с особыми климатическими условиями, подлежат исполнению с обязательным учетом дополнительно к ним требований ст. 146,148,315,316,317 ТК РФ.
В соответствии со ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст.315,316,317 ТК РФ.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, законодатель, уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.
В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в т.ч. во всех районах Иркутской области с различными климатическими условиями, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
Кроме того, согласно ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
При этом, как следует из содержания ст.129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, в том числе требований норм ст.ст.146,148, 315,316,317 ТК РФ, суд приходит к выводу, что исходя из размера действующего в 2015 года минимального размера оплаты труда - 5965 рублей, с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца в ноябре, декабре 2015 года не может быть менее 12 526 рублей 50 копеек.
При этом, исходя из размера действующего в 2016 года минимального размера оплаты труда - 6204 рубля, с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца в январе 2016 года не может быть менее 13 028 рублей 40 копеек
Следовательно, доводы истца о том, что ответчик заработную плату выплачивает ей не в полном объеме, поскольку в размер минимального размера оплаты труда включает северную надбавку и районный коэффициент, обоснованы.
Так, из представленных суду расчетных листков за *** 2015 года, *** 2016 года следует, что истец в спорный период времени исполняла свои должностные обязанности по профессии ***, и ее заработная плата в указанный период состояла из должностного оклада, северной надбавки, районного коэффициента, доплаты.
Таким образом, требования Солонко В.Е. о взыскании с ОГБУЗ «ЖРБ» в ее пользу недоначисленной и невыплаченной оплаты обоснованны и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о размере подлежащих удовлетворению исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы, проверив расчет, представленный истцом и признанный представителем ответчика, учитывая вышеизложенное, а также фактически отработанное истцом в спорный период время, суд исходит из следующего:
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Таким образом, не доначисленная истцу заработная плата за *** 2015 года, *** 2016 года составляет ***, которая и подлежит взысканию с ответчика.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
С учетом выводов суда о неправомерности действий работодателя (ответчика) в части порядка начисления Солонко В.Е. заработной платы, суд находит исковые требования о компенсации морального вреда обоснованными.
Вместе с тем, разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию в пользу истицы компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, а также тот факт, что каких-либо доказательств в подтверждение обоснованности заявленной суммы компенсации морального вреда - *** рублей и ее соразмерности фактически причиненным ей неправомерными действиями работодателя в связи с нарушением порядка начисления заработной платы моральным страданиям, истицей суду не представлено. При таких обстоятельствах, руководствуясь также, в соответствии со ст.1101 ГК РФ, требованиями разумности и справедливости, и учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, положенные в основу вышеприведенных выводов, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу Солонко В.Е. *** рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Солонко В.Е. к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Железногорская районная больница» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Железногорская районная больница» в пользу Солонко В.Е. недополученную заработную плату за *** 2015 года, *** 2016 года в размере ***, компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в размере *** рублей - отказать.
Взыскать с Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Железногорская районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий М.А. Перфилова