ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-393/18 от 13.12.2018 Варгашинского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-393/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Варгаши

Курганской области «13» декабря 2018 года

Варгашинский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной С.И.,

при секретаре Бариновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Варгашинского района Курганской области о взыскании денежного содержания, процентов за несвоевременное перечисление денежного содержания, денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Варгашинского района Курганской области о взыскании денежного содержания, процентов за несвоевременное перечисление денежного содержания, денежной компенсации морального вреда, указав, что 03.08.2016 он был избран Главой Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области. Решением № 2 от 18.01.2017 Дубровинской сельской думы Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области было утверждено денежное содержание Главе Дубровинского сельсовета, начиная с 01.01.2017 в сумме 24915,06 рублей в месяц, в том числе: должностной оклад - 6502,50 руб., ежемесячная надбавка за выслугу лет – 1857,29 руб., ежемесячная надбавка за особые условия службы – 5350,77 руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности - 4693,00 рублей, денежное вознаграждение в виде премии по итогам работы за месяц (ежемесячно) – 1641,50 руб., материальная помощь (ежемесячно) – 4870,00 руб. Расходы на содержание высшего должностного лица МО на 2017 г. были заложены в бюджет Дубровинского сельсовета, утвержденный решением № 41 от 29.12.2016 Дубровинской сельской Думы в общей сумме 430,65 тыс. руб. В соответствии с соглашением между Администрацией Дубровинского сельсовета и Администрацией Варгашинского района от 03.10.2016 исполнение бюджета Дубровинского сельсовета, осуществление операций со средствами бюджета поселения на лицевом счете, открытом в отделении по Варгашинском району УФК по Курганской области, в том числе в части перечисления денежного содержания Главе Дубровинского сельсовета, было передано Администрации Варгашинского района Курганской области, которая перечисление денежного содержания Главе Дубровинского сельсовета за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 осуществляла в меньшем размере. За указанный период сумма недоплаты составила 86886,92 рублей. Ранее правомочность решений Дубровинской сельской Думы в части самостоятельного определения размера денежного содержания Главе сельсовета проверялась Правительством Курганской области в рамках правовой экспертизы, нарушений не выявлено. Администрация Варгашинского района не вправе была самостоятельно изменять установленный размер денежного содержания Главы Дубровинского сельсовета. В результате неправомерных действий ответчика ему были причинены нравственные страдания, поскольку он переживал, что не может обеспечить себе и членам своей семьи достойного существования, удовлетворить насущные потребности. Своими действиями ответчик нарушил его конституционные права на вознаграждение за труд, положения федеральных законов и законов субъектов РФ, что у него, как у человека, осуществляющего властные полномочия, помимо всего прочего вызвало разочарование в работе системы исполнительной власти Варгашинского района. Просит обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области перечислить ФИО1 86886,92 руб. в счет денежного содержания Главы Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 за счет средств бюджета Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области; взыскать с Администрации Варгашинского района Курганской области за счет средств бюджета Варгашинского района Курганской области в пользу ФИО1 проценты за несвоевременное перечисление денежного содержания в сумме 9140, 57 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 не присутствовал. Покинул зал судебного заседания до начала рассмотрения дела по существу в связи с несогласием рассмотрения его иска судьей Никитиной С.И.

Представитель ответчика Администрации Варгашинского района Курганской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признал и указал, что по имеющейся информации копии решений Дубровинской сельской Думы от 29.12.2016 № 41 и от 18.01.2017 № 2 были направлены в Финансовый отдел Администрации Варгашинского района должностными лицами Администрации Дубровинского сельсовета. Из состоявшихся судебных решений следует, что на указанные выше правовые акты были принесены акты прокурорского реагирования, которые были рассмотрены на заседаниях Дубровинской сельской Думы в феврале 2017 года. По результатам рассмотрения депутатами 20.02.2017 приняты решения № 7 «О денежном содержании Главы Дубровинского сельсовета» и № 6 «О внесении изменений в решение Дубровинской сельской Думы от 29.12.2016 № 41 «О бюджете Дубровинского сельсовета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2018 годов». Указанные решения направлены Главе Дубровинского сельсовета ФИО1 для подписания и опубликования (обнародования). Он отказался их подписывать и опубликовывать. Решением суда от 03.04.2017 на ФИО1 была возложена обязанность подписать и опубликовать (обнародовать) указанные решения от 20.02.2018 № 7 и №6. Апелляционным определением Курганского областного суда от 21.06.2017 решение районного суда оставлено без изменения. Решения Дубровинской сельской Думы от 20.02.2017 № 7 и № 6 Глава Дубровинского сельсовета ФИО1 не подписал и не опубликовал. 20.12.2017 постановлением судьи Варгашинского районного суда ФИО1 был временно отстранен от занимаемой должности. 29.12.2017 указанные решения были подписаны и опубликованы исполняющей полномочия главы Ъ,Ъ,Ъ, Пунктом 4 решения № 7 от 20.02.2017 предусмотрено, что оно вступает в силу после официального обнародования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017. Решением № 7 денежное содержание Главе Дубровинского сельсовета установлено в сумме 16777,59 руб. Пунктом 2 решения решение № 2 от 18.01.2017 признано утратившим силу. Выводы о несоответствии решения Дубровинской сельской думы от 18.01.2017 № 2 законодательству также подтверждены экспертным заключением Правительства Курганской области от 12.04.2017 № 03-06-604эз. Также Администрация Варгашинского района не является главным распорядителем средств бюджета Дубровинского сельсовета. Расходные расписания подписываются руководителем главного распорядителя бюджетных средств (Дубровинского сельсовета)- Главой Дубровинского сельсовета или лицом, исполняющим его полномочия. Администрация района является ненадлежащим ответчиком. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Администрации Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве с доводами истца не согласился и указал, что согласно Уставу Дубровинского сельсовета структуру органов местного самоуправления Дубровинского сельсовета образуют: Дубровинская сельская Дума, Глава Дубровинского сельсовета, Администрация Дубровинского сельсовета, Контрольно-счетный орган Дубровинского сельсовета. По закону полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Решение Дубровинской сельской Думы от 18.01.2017 № 2 «Об установлении денежного содержания Главе Дубровинского сельсовета» признано утратившим силу решением Дубровинской сельской Думы от 20.02.2017 № 7, которое вступило в силу после официального обнародования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017. Выводы о несоответствии решения Думы от 18.01.2017 № 2 подтверждены экспертным заключением Правительства Курганской области от 12.04.2017. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ перечень главных распорядителей средств местного бюджета определяется решением о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Главным распорядителем средств Дубровинского сельсовета является Администрация Дубровинского сельсовета. Администрация Варгашинского района не является главным распорядителем средств Дубровинского сельсовета. Штатное расписание- нормативный организационно-распорядительный документ, с помощью которого оформляется структура, утверждается штатный состав и численность предприятия с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности, которое регламентирует трудовые отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Трудовые отношения не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус. Отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, который складываются, как правило, в сфере наемного труда на основании трудового договора, заключаемого с работодателем. Доказательства причинения истцу морального вреда отсутствуют в силу ст. 67 ГПК РФ. Просил в иске отказать.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 29.07.2016 ФИО1 избран на должность Главы Дубровинского сельсовета (решение Дубровинской сельской Думы от 29.07.2016 № 17).

С 3 августа 2016 г. он вступил в должность Главы Дубровинского сельсовета (распоряжение от 03.08.2016 № 40-к).

Решением Дубровинской сельской Думы МО Дубровинского сельсовета Курганской области № 24 от 20 июня 2018 года Глава Дубровинского сельсовета ФИО1 на основании п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» удален в отставку. Полномочия Главы досрочно прекращены в связи с удалением его в отставку на основании п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» и п.п. 3 п. 1 ст. 31 Устава Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области.

Обращаясь в суд с настоящим иском о взыскании денежного содержания, компенсации за задержку и компенсации морального вреда, истец мотивировал свои требования тем, что ему не было выплачено денежное содержание Главы сельсовета за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере, установленном решением Дубровинской сельской Думы № 2 от 18.01.2017.

Исследовав представленные сторонами и третьим лицом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания с ответчика задолженности по выплате денежного содержания, компенсации за задержку и компенсации морального вреда.

В силу ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ) формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На региональном уровне оплата труда главы муниципального образования регламентируется Законом Курганской области от 30.05.2007 № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области».

Статьей 30 Устава Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области предусмотрено, что Главе Дубровинского сельсовета выплачивается денежное содержание в размере, установленном Дубровинской сельской Думой.

Финансирование расходов, связанных с выплатой денежного содержания Главе Дубровинского сельсовета, осуществляется за счет средств местного бюджета Дубровинского сельсовета.

Решением Дубровинской сельской думы № 2 от 18.01.2017 Главе Дубровинского сельсовета установлено денежное содержание в сумме 24915,06 руб., в том числе: должностной оклад - 6502,50 руб., ежемесячная надбавка за выслугу лет – 1857,29 руб., ежемесячная надбавка за особые условия службы – 5350,77 руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности - 4693,00 рублей, денежное вознаграждение в виде премии по итогам работы за месяц (ежемесячно) – 1641,50 руб., материальная помощь (ежемесячно) – 4870,00 руб. Признано утратившим силу решение Дубровинской сельской Думы от 21.10.2016 № 27-А «Об установлении денежного содержания Главе Дубровинского сельсовета».

Решением Дубровинской сельской думы № 41 от 29.12.2016 утверждены расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования в сумме 430,65 тыс.руб.

Решением Дубровинской сельской Думы № 7 от 20.02.2017 Главе Дубровинского сельсовета установлено денежное содержание в сумме 16777,59 руб., в том числе: должностной оклад - 6502,50 руб., ежемесячная надбавка за выслугу лет – 1950,75 руб., ежемесячная надбавка за особые условия службы – 5614,96 руб., денежное вознаграждение в виде премии по итогам работы за месяц (ежемесячно) – 1625,63 руб., материальная помощь (ежемесячно) – 1083,75 руб. Признаны утратившими силу решение Дубровинской сельской Думы от 15.12.2016 «О внесении изменения в решение Дубровинской сельской Думы от 21.10.2016 № 27-А «Об установлении денежного содержания Главе Дубровинского сельсовета», от 18.01.2017 № 3 «Об установлении денежного содержания Главе Дубровинского сельсовета». Действие решения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.

Решением Дубровинской сельской думы № 6 от 20.02.2017 внесены изменения в решение Дубровинской сельской Думы от 29.12.2016 № 41 «О бюджете Дубровинского сельсовета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»: утверждены расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования в сумме 299,70 тыс.руб.

В связи с бездействием Главы Дубровинского сельсовета ФИО1, вы разившегося в не подписании и не опубликовании решений Дубровинской сельской думы от 20.02.2017 № 7 «О денежном содержании Главы Дубровинского сельсовета» и № 6 «О внесении изменения в решение Дубровинской сельской Думы от 29.12.2016 № 41 «О бюджете Дубровинского сельсовета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Дубровинская сельская Дума обратилась в Варгашинский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением.

Решением суда от 03.04.2017 признано незаконным бездействие Главы Дубровинского сельсовета ФИО1, на него возложена обязанность подписать и опубликовать (обнародовать) указанные решения № 6 и № 7 от 20.02.2017. Решение суда вступило в законную силу 21.06.2017.

Фактически решение суда исполнено 29.12.2017 исполняющей полномочия Главы Дубровинского сельсовета Ъ,Ъ,Ъ,, что подтверждается справкой об обнародовании муниципального нормативного правового акта.

Таким образом, решение Дубровинской сельской Думы № 7 от 20.02.2017, которым признано утратившим силу решение Дубровинской сельской Думы № 2 от 18.01.2017, вступило в силу.

Следовательно, истец просит взыскать задолженность по денежному содержанию, установленному признанным утратившим силу решением Дубровинской сельской Думы № 2 от 18.01.2017.

Поскольку требования истца основаны на положениях недействующего правового акта, которые основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и юридических последствий не порождают, законных оснований для выплаты задолженности по денежному содержанию после отмены данного акта, не имеется.

Денежное содержание, установленное решением Дубровинской сельской Думы № 7 от 20.02.2017, истцу выплачено в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле расчетными листами.

Суд приходит к выводу, что задолженность по денежному содержанию перед ФИО1, как Главой Дубровинского сельсовета, в настоящее время отсутствует.

В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Поскольку судом не установлено факта неправомерной невыплаты истцу денежного содержания в заявленном размере, оснований для взыскания денежной компенсации за ее задержку также не имеется.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, предусмотрена положениями Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 237).

Однако, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ факт нарушения личных неимущественных прав либо посягающих на принадлежащие истцу нематериальные блага, а также нарушения трудовых прав неправомерными действиями (бездействием) работодателя истцом надлежащими и допустимыми доказательствами не подтвержден.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку задолженность по денежному содержанию перед истцом отсутствует, ответчик не обязан компенсировать истцу моральный вред, причиненный его невыплатой, поскольку никаких неправомерных действий или бездействия в отношении истца со стороны администрации муниципального района не допущено.

Также заслуживают внимания доводы ответчика и третьего лица о том, что истцом заявлены требования к ненадлежащему ответчику.

В силу ч. 2 ст. 21 Бюджетного Кодекса РФ перечень главных распорядителей средств местного бюджета определяется решением о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В соответствии с Положением о бюджетном процессе в Дубровинском сельсовета, принятым решением Дубровинской сельской Думой от 22.12.2010 № 45, организация исполнения и исполнение бюджета Дубровинского сельсовета возлагается на Администрацию Дубровинского сельсовета (ст. 21).

По решению Дубровинской сельской Думы от 20.02.2017 № 6 главным распорядителем средств бюджета Дубровинского сельсовета является Администрация Дубровинского сельсовета. К ее полномочиям относится формирование и исполнение бюджета Дубровинского сельсовета (ст. 33 Устава).

Таким образом, Администрация Варгашинского района не является главным распорядителем средств бюджета Дубровинского сельсовета, а исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.

На основании ст. 41 ГПК РФ от истца ходатайств или согласия о замене ненадлежащего ответчика не поступало.

Ссылка истца на Соглашение между Администрацией Дубровинского сельсовета и Администрацией Варгашинского района о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения по формированию и исполнению бюджета поселения от 03.10.2016 о том, что ответчик исполняет бюджет Дубровинского сельсовета, осуществляет операции со средствами бюджета поселения на лицевом счете, в том числе перечисляет денежное содержание Главе Дубровинского сельсовета, суд находит несостоятельной. Поскольку не смотря на передачу части полномочий по решению вопросов местного значения, выплаты в счет денежного содержания Главе Дубровинского сельсовета осуществляются из средств бюджета Дубровинского сельсовета, а их распорядителем является Администрация Дубровинского сельсовета.

Суд не принимает во внимание доводы истца о том, что правомочность решений Дубровинской сельской Думы в части самостоятельного определения размера денежного содержания Главе сельсовета проверялась Правительством Курганской области в рамках правовой экспертизы от 24.03.2017, которой нарушений выявлено не было. Поскольку позднее Экспертным заключением Правительства Курганской области от 12.04.2017 выявлены несоответствие действующему законодательству и нарушения правил юридической техники, а именно: при отсутствии в Дубровинском сельсовете номенклатуры должностей, включающей должность Главы Дубровинского сельсовета, установление надбавки к должностному окладу Главы за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, является несоответствием действующему законодательству.

По информации Правительства Курганской области от 11.12.2018 повторная правовая экспертиза решения Дубровинской сельской Думы № 2 была проведена в соответствии с действующим законодательством на основании ч. 5 ст. 7 Закона Курганской области от 30.10.2008 № 400 «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Курганской области». По ее результатам подготовлено экспертное заключение от 12.04.2017 с учетом доводов, изложенных в протесте прокурора Варгашинского района: об установлении Главе Дубровинского сельсовета ежемесячной надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности, без соблюдения установленных законом процедур.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

С учетом представленных доказательств, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требования ФИО1 к Администрации Варгашинского района Курганской области ввиду их необоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Варгашинского района Курганской области о взыскании денежного содержания, процентов за несвоевременное перечисление денежного содержания, денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья С.И. Никитина