ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-393/20 от 28.01.2020 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-393/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 28 января 2020 года

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Согдановой Е.Е.,

при секретаре Козловой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Элиста» о признании бездействий незаконными,

у с т а н о в и л:

Ставропольский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности и о противодействии терроризму на объектах транспортной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что АО «Аэропорт Элиста» не принимаются необходимые меры для обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры - Аэропорта Элиста по состоянию на 06.12.2019 г. охрана периметра аэропорта Элиста не осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, договор на осуществление такой охраны АО «Аэропорт Элиста» не заключён. 30.11.2018 г. Ставропольской транспортной прокуратурой в адрес АО «Аэропорт Элиста» вносилось представление об устранении нарушений законодательства, в части обеспечения охраны периметра аэропорта Элиста, по результатам рассмотрения представления, нарушения закона Обществом не устранены. Выявленные нарушения требований законодательства об авиационной безопасности и обеспечении антитеррористической защищенности Аэропорта Элиста создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что не отвечает интересам государства и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого гражданина на жизнь и здоровье. Просит признать бездействия АО «Аэропорт Элиста» в части необеспечения охраной границ территории (периметра) аэропорта Элиста, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, незаконными; возложить обязанность на ответчика обеспечить охрану границ территории периметра) аэропортов подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, заключив соответствующий договор в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Измайлов Р.В. исковые требования уточнил, изложив пункт 2 в следующей редакции: возложить обязанность на АО «Аэропорт Элиста» обеспечить охрану границ территории (периметра) аэропорта Элиста подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, заключив соответствующий договор в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика АО «Аэропорт Элиста» Лиджиева Ж.Э-Г., Шпакова Т.И., Цадыков В.В. исковые требования не признали. Полагают, что Аэропорт Элиста имеет право заключить договор на охрану с любым из ведомств. В настоящее время рассматривают различные варианты с кем заключить договор на охрану, в том числе с войсками национальной гвардии либо ведомственной охраной Министерства транспорта РФ. Аэропорт не бездействует, а активно занимается проработкой данной обязанности. В связи с тяжелым финансовым положением сопоставляют и рассматривают все поступившие предложения по охране. Кроме того, решением суда от 20.06.2019г. на аэропорт уже возложена обязанность обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости аэропорта и привлечь для защиты объекта подразделения транспортной безопасности в соответствии с ФЗ № 16 «О транспортной безопасности».

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений п. 11 Концепции противодействии терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры, мест массового пребывания людей.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, являются одними из основных принципов противодействия терроризму.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 20, ст. 42 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь.

Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Статья 83 Воздушного кодекса РФ определяет, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

В силу пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 г. № 42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности (пункт 1).

Согласно пунктам 3 и 4 указанных Правил организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется в отношении в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «Аэропорт Элиста» является действующим юридическим лицом, действующим на основании Устава в редакции от 26.01.2015 г.

АО «Аэропорт Элиста» обеспечивает авиационную безопасность в соответствии с Сертификатом оператора аэродрома гражданской авиации ФАВТ.ОА-047 от 24.01.2017г., при этом указанный сертификат действителен при соблюдении требований федеральных авиационных правил до дня его аннулирования.

В перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 928-р, аэропорт Элиста не входит.

Ставропольской транспортной прокуратурой проведена проверка законодательства об авиационной безопасности в отношении АО «Аэропорт Элиста», а именно в части исполнения правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры. Прокурором выявлены нарушения требований воздушного законодательства, установлено, что охрана аэродрома гражданской авиации аэропорта Элисты осуществляется сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ, сотрудники сил обеспечения безопасности, персонал АО «Аэропорт Элиста» непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности – сотрудники САБ АО «Аэропорт Элиста», не подготовлен и не аттестован в соответствии с законодательством РФ.

В результате выявленных нарушений в сфере обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте 30.11.2018 г. АО «Аэропорт Элиста» выдано предписание для устранения данных нарушений.

Во исполнение указанного предписания 30.01.2019 г. АО «Аэропорт Элиста» сообщило о принимаемых мерах по отысканию средств на организацию охраны периметра аэропорта силами ФГУП УВО Минтранса РФ.

Проанализировав положения вышеназванных норм права, суд приходит к выводу, что ответчиком не исполняются требования федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в аэропортах в части обеспечения охраны границ территории аэропорта Элиста подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, что создает предпосылки для актов незаконного вмешательства, и, как следствие, причинение вреда жизни, здоровью, законным интересам граждан.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика указывает, что в настоящее время разрешается вопрос о заключении договора на охрану аэропорта с одним из ведомств, предусмотренных Правилами охраны аэропортов.

В подтверждение данных обстоятельств суду представлены: справка-расчет сопоставления коммерческих предложений по охране границ международного аэропорта Элиста от 17.01.2020 г., коммерческие предложения ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РК» от 30.12.2019 г., ФГУП «Управления ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» от 16.01.2020 г., ФГУП «Охрана» Росгвардии филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Калмыкия от 13.12.2019 г., извещение ООО «Аэропорт Емельяново» о проведении закупки у единственного поставщика ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Красноярскому краю» и проект договора по оказанию охранных услуг.

Данные доводы являются несостоятельными, поскольку действующим законодательством в сфере авиационной безопасности императивно установлено, что охрана периметра аэропортов, не подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.

Вместе с тем, ответчик вправе привлекать к охране периметра аэропорта на договорной основе и войска национальной гвардии, однако это не освобождает его от обязанности обеспечивать охрану в соответствии с требованиями закона, то есть, с привлечением соответствующих подразделений ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Вопреки утверждениям ответчика, не являясь абсолютными, свобода договора может быть ограничена федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции РФ).

Гражданский кодекс РФ в пункте 4 статьи 3 предусматривает право Правительства РФ принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации. Граждане и юридические лица согласно Гражданскому кодексу РФ свободны в заключении договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421).

Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

Обеспечение авиационной безопасности имеет специальное правовое регулирование, в соответствии с которым ограничен субъектный состав, осуществляющий охрану аэропортов (статья 84 Воздушного кодекса РФ). В приведенном положении Правил поименован (конкретизирован) субъектный состав участников правоотношений, связанных с охраной аэропорта, в силу прямого указания пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса РФ.

Ссылка представителя ответчика на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20.06.2019 г. по иску Ставропольского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Элиста» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности необоснованна и значения для разрешения настоящего иска не имеет, поскольку предметы споров не совпадают.

Ссылка на отсутствие финансовой возможности организовать охрану границ территории аэропорта Элиста в соответствии с действующим законодательством не может являться основанием для освобождения ответчика от соблюдения законодательства в сфере авиационной безопасности. Более того, обязанность по обеспечению охраны периметра аэропорта возложена на ответчика, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли (п. 4.1 Устава, л.д. 17).

При таких обстоятельствах, АО «Аэропорт Элиста», будучи юридическим лицом в силу закона ответственным за транспортную безопасность, обязано реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства. В связи с изложенным сул считает необходимым возложить на АО «Аэропорт Элиста» обязанность организовать охрану границ территории аэропорта подразделением ФГУП «УВО Минтранса России», заключив с ним соответствующий договор в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Ставропольского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на акционерное общество «Аэропорт Элиста» обязанность организовать охрану границ территории аэропорта Элиста подразделением ФГУП «УВО Минтранса России», заключив с ним соответствующий договор в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Е. Согданова

Решение в окончательной форме изготовлено 3 февраля 2020 года.