ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-393/2012 от 23.10.2012 Кугарчинского районного суда (Республика Башкортостан)

№2-393/2012

Решение

Именем Российской Федерации

село Мраково 23 октября 2012 года

Кугарчинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Туленкова С.Н.

при секретаре Максимовой О.И.

с участием заместителя прокурора Кугарчинского района РБ Шарипова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кугарчинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению природный парк «Мурадымовское ущелье» об устранении нарушений федерального законодательства

установил

Прокурор Кугарчинского района РБ обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению природный парк «Мурадымовское ущелье» указывая, что в результате проверки исполнения природоохранного законодательства установлено, что ГБУ природный парк «Мурадымовское ущелье» взимает плату за въезд и за проход на территорию природного парка, незаконно установило шлагбаумы и препятствует проезду по дороге общего пользования к водному объекту- реке Большой Ик, кроме того организовало на территории природного парка на почве без твердого покрытия стоянку автотранспорта в водоохраной зоне р.Большой Ик.

Истец просит суд обязать ответчика прекратить взымание платы за въезд и проход на территорию природного парка, обеспечить беспрепятственный проезд к реке Большой Ик и демонтировать контрольно пропускной пункт и шлагбаум, ликвидировать организованную стоянку автотранспорта площадью 3000 кв м. на территории природного парка, а также ее последствия.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Кугарчинского района РБ Шарипов А.А. исковые требования поддержал полностью.

Представитель ответчика Садыкова Л.Ф.(доверенность в деле) суду показала, что природным парком не взимается плата за въезд и проход на территорию природного парка, а взимается плата за рекреационные услуги, что регламентировано действующим постановлением Правительства РБ. В части демонтажа контрольно пропускного пункта и шлагбаума также возражает, поскольку без указанных сооружений невозможно исполнить режим особо охраняемой природной территории и запретить проезд автотранспорта на территорию природного парка, как то установлено законом об особо охраняемых природных территориях и положением о природном парке «Мурадымовское ущелье». Демонтаж контрольно пропускного пункта не позволит ответчику исполнять обязанности по охране территории природного парка. В части требований о ликвидации стоянки показала, что действительно стоянка организована в водоохраной зоне р.Большой Ик, на почве, без твердого покрытия, в настоящее время решается вопрос об организации стоянки автотранспорта с твердым покрытием. Просит суд в иске отказать

Представитель министерства природопользования и экологии РБ, привлеченного в качестве третьего лица, просил дело рассмотреть в его отсутствие, отказать в удовлетворении иска прокурора полностью, суду представил письменный отзыв.

Заслушав истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, отзыв третьих лиц, суд считает, что иск прокурора подлежит частичному удовлетворению.

В части исковых требований прокурора об обязании ответчика прекращения взимания платы за въезд и проход на территорию природного парка Мурадымовское ущелье суд полагает требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (№33 ФЗ от 14.03.1995 года) природные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям.

В силу ст.21 приведенного Закона на территории природных парков территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования, конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РБ №167 от 09 августа 2005 года( в ред постановления Правительства РБ от 06 апреля 2012 года, №99) установлены размеры ставок платы за посещение особо охраняемых природный территорий республиканского значения.

Из прейскуранта цен, размещенного на информационном стенде на контрольно пропускном пункте ГБУ природный парк «Мурадымовское ущелье» установлено, что природный парк «Мурадымовское ущелье» взимает плату за пользование рекреационными и прочими предоставляемыми услугами в соответствии с постановлением Правительства РБ №167 от 09 августа 2005 года, размер платы соответствует размерам, утвержденным приведенным выше Постановлением. Таким образом, ответчиком взимание платы за рекреационное благоустройство производится обоснованно в соответствии с принятым Правительством РБ нормативным документом.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана предоставить в суд доказательства в обоснование заявленных требований.

Как установлено в судебном заседании истцом по делу не представлено доказательств, что ответчиком производится взимание платы именно за въезд и проход на территорию природного парка. Напротив из материалов проверки, проведенной прокуратурой района в ГБУ ПП « Мурадымовское ущелье», следует, что ответчиком в числе прочих услуг предоставляются услуги рекреационного благоустройства, за что и взимается плата в размере 30 рублей с человека, плата за услуги в виде пользования охраняемой автомобильной стоянкой в размере 80 рублей в сутки.

Действия ответчика по взиманию платы за пользование рекреационным благоустройством не нарушают какой либо нормы закона и конституционных прав граждан

С учетом изложенного суд полагает требования прокурора в части обязания администрации ГБУ ПП «Мурадымовское ущелье» прекращения взимания платы за въезд и за проход на территорию природного парка не состоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком плата за въезд и проход на территорию парка не взимается.

В части исковых требований об обеспечении беспрепятственного проезда к реке Большой Ик и демонтаже контрольно пропускной пункта и шлагбаума суд приходит к следующему.

Согласно ст. 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (№33 ФЗ от 14.03.1995 года) в границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления

Положением о Природном парке «Мурадымовское ущелье», утвержденным постановлением Правительства РБ №455 от 02.12.2010 года( в ред. от 31.10.2011 года) п.5.2 установлено, что на территории природного парка запрещается движение механических транспортных средств, не связанное с функционированием парка, их стоянка вне специально отведенных мест.

Поскольку сама по себе установка шлагбаума произведена ответчиком с целью исполнения закона и является единственным средством исполнения требования закона о запрете движения автотранспорта на особо охраняемой природной территории, суд полагает, что требование прокурора о беспрепятственном проезде к р.Большой Ик и демонтаже шлагбаума не подлежит удовлетворению. Требование о демонтаже контрольно пропускного пункта также не может быть удовлетворено, поскольку не позволит ответчику осуществлять возложенные законом обязанности по охране и соблюдения режима природного парка.

В части исковых требований прокурора о ликвидации организованную стоянки автотранспорта площадью 3000 кв м. на территории природного парка, а также ее последствия, суд приходит к следующему.

Статьей 65 (ч. 1) Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно статьи 64 ч.4 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны реки Большой Ик ( протяженность 341 км) составляет двести метров.

В силу п.4 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Представитель ответчика, третьи лица не оспаривают, что стоянка автотранспорта в ГУБ природный парк «Мурадымовское ущелье» организована и расположена в водоохраной зоне р.Большой Ик, не оспаривают, что стоянка организована на почве и не имеет твердого покрытия.

Из фототаблицы к справке проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что организованная ГУБ ПП «Мурадымовское ущелье» стоянка автотранспортных средств не имеет твердого покрытия, расположена непосредственно на почвенном покрове.

При таких обстоятельствах суд полагает требования прокурора о ликвидации организованной стоянки автотранспорта площадью 3000 кв м. на территории природного парка, а также ее последствий подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку сама стоянка организована ответчиком с нарушениями норм действующего экологического законодательства, Водного кодекса РФ.

Доводы ответчика, что в случае ликвидации стоянки посетителям природного парка будет негде оставлять автомобили не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сама стоянка не оборудована, не соответствует требованиям экологической безопасности, расположена на почве и с нарушением п.4 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ, а следовательно ее дальнейшее функционирование может повлечь причинение ущерба окружающей среде, неопределенному кругу лиц и она должна быть ликвидирована.

В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета РФ госпошлина в сумме 4000 рублей, поскольку в силу ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Решил

Исковое заявление прокурора Кугарчинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению природный парк «Мурадымовское ущелье» об устранении нарушений федерального законодательства удовлетворить частично

Обязать администрацию государственного бюджетного учреждения природный парк «Мурадымовское ущелье» ликвидировать организованную стоянку автотранспорта на площади 3000 кв. м.( 150м х20м ) расположенную на территории ГБУ природный парк «Мурадымовское ущелье» в водоохраной зоне реки Большой Ик и ее последствия.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения природный парк «Мурадымовское ущелье» госпошлину в доход бюджета РФ в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течении месяца в Верховный суд РБ через районный суд.

Председательствующий Туленков С.Н.