ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-393/2014 от 02.06.2014 Лабинского районного суда (Краснодарский край)

 №2-393/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Лабинск             02 июня 2014 года

 Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Горюшина Л.А.,

 при секретаре Юшиной С.В.,

 с участием представителя заявителя – ст.помощника Лабинского межрайонного прокурора Шуваева С.В,

 представителя заинтересованного лица специалиста 1 категории администрации Первосинюхинского сельского поселения ФИО1 (по доверенности),

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района, выразившегося в не разработке и не принятии документов территориального планирования сельского поселения, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения (в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ),

 УСТАНОВИЛ:

 Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия главы Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района, выразившегося в не разработке и не принятии документов территориального планирования сельского поселения, и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения (в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ).

 В обоснование своих требований заявитель указывает, что глава Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района ФИО2 допустил бездействие, выразившееся в не принятии документов территориального планирования Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района (правил землепользования и застройки). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Решением Совета Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района № 139/48 от 29.12.2012г. утвержден генеральный план Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий сельских поселений. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что главой Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района ФИО2 до настоящего времени, меры к принятию правил землепользования и застройки на территории Первосинюхинского сельского поселения не приняты, в бюджет поселения средства на указанные цели были заложены только в 2014 году.

 На основании изложенного, заявитель просит суд признать незаконным бездействие главы Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района ФИО2, выразившееся в не принятии мер к утверждению правил землепользования и застройки Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района; обязать главу Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района ФИО2 устранить выявленные нарушения законодательства: обеспечить принятие и утверждение правил землепользования и застройки в установленном градостроительным законодательством порядке.

 В судебном заседании представитель Лабинской межрайонной прокуратуры ст.помощник прокурора Шуваев С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

 Представитель заинтересованного лица в судебном заседании признала заявленные требования, пояснила суду, что в настоящий момент правила землепользования и застройки Первосинюхинского сельского поселения не утверждены, но разработаны и находятся на стадии публичных слушаний, которые назначены на 30 июня 2014 года. Данная ситуация сложилась с недостаточным финансированием. В декабре 2013 года при принятии бюджета на 2014 год были заложены деньги для разработки и принятия правил землепользования и застройки. Так же в декабре 2013 года ими был заключен договор с ООО «Проектная компания» на разработку и изготовление проекта ПЗЗ, разработка ПЗЗ осуществлялась на протяжении пяти месяцев. Несвоевременность заключения договора на разработку ПЗЗ было обусловлено отсутствием денежных средств в бюджете поселения. Данные работы по разработке ПЗЗ осуществлялись за счет денежных средств заложенных в бюджет поселения.

 Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В ходе прокурорской проверки исполнения градостроительного законодательства установлено, что администрацией Первосинюхинского сельского поселения муниципального образования Лабинский район не соблюдаются требования законодательства, а именно не утверждены Правила землепользования и застройки относительно территории всего сельского поселения.

 Пунктом 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.

 Градостроительное зонирование в соответствии с п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой «зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов». Значение зонирования территорий в целом и градостроительного зонирования в частности заключается в том, что на основании зонирования в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается разрешенное использование, которое имеет большое значение при определении правового режима земель.

 Согласно ч.3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими таких решений и реализации таких решений.

 В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил землепользования и застройки.

 Согласно ч.1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий сельских поселений.

 В соответствии с ч.1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

 В соответствии с ч.4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

 Согласно ст. 14 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ) с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки представление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.

 Главой 4 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен достаточно длительный по времени порядок разработки, согласования и утверждения проекта правил землепользования и застройки.

 Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» картография – это специфическая область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главой частью которых являются картографические изображения.

 Статьями 10, 14, 19 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что схемы территориального планирования Российской федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных районов содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения соответственно и иные виды карт. То есть картографическая часть схем территориального планирования является объектом картографической деятельности.

 В соответствии с подп. 42 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, являются лицензируемым видом деятельности.

 Обеспечение картографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований входит в Перечень картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, включенных в состав лицензируемого вида деятельности, являющийся приложением к Положению о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденному Постановлением Правительства российской Федерации от 07.12.2011 № 1016.

 В соответствии с ч.4 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

 Организациям, осуществляющим разработку документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, в части создания картографических материалов и документов, необходимо иметь наличие лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 Как следует из положений п. 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на территориях сельских поселений с 01.06.2014 не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

 Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

 Градостроительная деятельность и использование земель в поселениях осуществляются в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления нормативными правовыми актами.

 Нормативный правовой акт должен содержать правовые нормы, устанавливающие разрешенное использование территорий поселения, которые делятся на территориальные зоны определенного вида. В связи с этим правила разрабатываются как составной документ, включающий перечень территориальных зон (подзон), градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в градостроительных целях, и карту зонирования, определяющую границы территориальных зон.
В связи с реформированием земельных правоотношений вопрос о принятии органами местного самоуправления правил землепользования и застройки становится особенно актуальным, поскольку юридическое закрепление целевого назначения земель поселений и разрешенного использования земель определяется именно этим правовым актом. Более того, код территориальной зоны, установленный правилами, является обязательным атрибутом правоустанавливающих документов на пользование земельным участком. Любые решения местной власти, касающиеся использования земель поселений, не опирающиеся на положения правил, являются незаконными.

 Основная цель принятия правил землепользования и застройки заключается в юридическом закреплении разрешенного использования земельных участков.

 Таким образом, бездействием главы Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района ФИО2 нарушаются права неопределенного круга лиц в части предоставления земельных участков.

 В связи с изложенными обстоятельствами суд находит заявленные требования Лабинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ суд,

 РЕШИЛ:

 Признать незаконным бездействие главы Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района ФИО2, выразившееся в не принятии мер к утверждению правил землепользования и застройки Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района.

 Обязать главу Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района ФИО2 устранить выявленные нарушения законодательства, путем принятия и утверждения правил землепользования и застройки в установленном градостроительным законодательством порядке.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Лабинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.