Дело № 2-393/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка,
Пермский край 16 мая 2018 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи О.А. Мень,
при секретаре Желудковой С.А.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Администрации Трушниковского сельского поселения к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о прекращении права собственности и о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о прекращении права собственности и о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, заявленный иск мотивирован следующими доводами, что Администрацией Чернушинского района Пермской области было приняты постановления от 23 марта 1992 года <№> «О передаче бесплатно земельных участков в собственность и установлении дифференцированной средней нормы бесплатной передачи земли», от 30 июня 1994 года <№> «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей /паев/», <№> от 13 декабря 1994 года «Об утверждении количества земельных паев, передаваемых бесплатно по сельскохозяйственным предприятиям района» в соответствии с которым гражданам, работающим в колхозе «Красный боец» и проживающим на территории Трушниковского сельского совета, на праве общей долевой собственности был предоставлен земельный участок в <адрес>, площадью <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, местоположение установлено относительно в границах колхоза «Красный Боец» без выдела в натуре, адрес: <адрес>. Земельный участок находится на территории Трушниковского сельского поселения <адрес>. На основании постановления от <ДД.ММ.ГГГГ><№> «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей /паев/», выдано свидетельство: <ФИО>2, <ДД.ММ.ГГГГ> рождения, <№><№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, умершего <ДД.ММ.ГГГГ>. Согласно ст.12 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести её в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить её другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Согласно ст.12.1 Закона об обороте земель невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными. В соответствии с п.1 ст.12 Закона об обороте земель совершаются без выделения земельного участка в счет земельной доли. Закон об обороте земель также предоставляет право органу местного самоуправления в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю продать её (без выделения в участок) сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности (п.4 ст.12 Закона об обороте). Процедура обязательного выделения земельного участка в счет невостребованных земельных долей для последующей подачи заявления о признании права собственности субъекта РФ или муниципального образования на этот земельный участок, отменена с 1 июля 2011 года (ФЗ от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»). В соответствии с требованием Закона об обороте список невостребованных земельных долей опубликован в газете «Маяк Приуралья» <№> (108001) от 15.09.2011, а также опубликовано извещение о проведении общего собрания в газете «Маяк Приуралья» <№> (10817) от 10.11.2011. Газета «Маяк Приуралья» в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 23.11.2007 № 293-п «О реализации Закона Пермской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области» является официальным средством массовой информации Чернушинского района для опубликования информационных сообщений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории района. На основании п. 7 ст. 12 закона об обороте земель список невостребованных долей был утвержден решением общего собрания 28.12.2001. Ответчик, наследники умершего не представляли в Администрацию Трушниковского сельского поселения в письменной форме возражения относительно включения их в список невостребованных долей. В соответствии с п.8 ст.12.1 Закона об обороте орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом об обороте порядке невостребованными. Истец просит суд прекратить право собственности на земельную долю <ФИО>2, <№> от 25.07.1994, площадью <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым <№>, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: в <адрес>, признанной невостребованной общим собранием участников долевой собственности 28.12.2011; признать право муниципальной собственности за МО «Трушниковское сельское поселение» Чернушинского муниципального района Пермского края на земельную долю ранее принадлежащую на праве собственности <ФИО>2, <№> от 25.07.1994, площадью <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым <№>, расположенный по адресу: в <адрес>, признанной невостребованной общим собранием участников долевой собственности 28.12.2011.
Определением Чернушинского районного суда от 23.04.2018 по делу в качестве ответчика привлечен ФИО1
Представители истца администрации Трушниковского сельского поселения, ответчика Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, представители третьих лиц УИО Администрации Чернушинского муниципального района, Управления Росреестра по Пермскому краю Чернушинский отдел в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены, заявлений и ходатайств об отложении дела в суд не поступало.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании суду пояснил, что с исковыми требованиями согласен.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
Согласно п.4 ст. 12 Закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли. Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования. В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии не нарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Согласно ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Согласно п. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
На основании материалов дела судом установлено, что согласно постановлению от 13 декабря 1994 года <№> «Об утверждении количества земельных паев, передаваемых бесплатно по сельскохозяйственным предприятиям района», гражданам, работающим в колхозе «Красный Боец» и проживающим на территории Трушниковского сельского совета, на праве общей долевой собственности был предоставлен земельный участок в границах колхоз «красный боец», площадью <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, местоположение установлено относительно в границах колхоза «красный бое» без выдела в натуре, адрес: <адрес>. Земельный участок находится на территории Трушниковского сельского поселения Чернушинского района Пермского края.
Согласно постановлению от 30 июня 1994 года <№> «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей /паев/» <ФИО>2, <ДД.ММ.ГГГГ> рождения, выдано свидетельство на земельную долю по свидетельству <№> от 25.07.1994, площадью <данные изъяты>.
Список невостребованных земельных долей опубликован в газете «Маяк Приуралья» <№> (10801) от 15.09.2011, извещение о проведении общего собрания в газете «Маяк Приуралья» <№> (10817) от 10.11.2011. Газета «Маяк Приуралья», в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 23.11.2007 № 293-п «О реализации Закона Пермской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области» является официальным средством массовой информации Чернушинского района для опубликования информационных сообщений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории района.
Согласно Протоколу Общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты>., находящийся в долевой собственности, с кадастровым <№> от 28.12.2011, собрание признано неправомочным.
Список невостребованных земельных долей, в том числе невостребованных долей собственников, которые не распорядились ими в течение трех или более лет подряд, а также долей собственников, в отношении которых имелись сведения о их смерти, утвержден Постановлением главы администрации Трушниковского сельского поселения от 18.01.2012 <№>.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах Управления Росреестра по Пермскому краю от 15.03.2018 о земельном участке земельный участок с кадастровым <№>, информация о зарегистрированных правах <ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на спорный объект недвижимости отсутствует. (л.д.34-32)
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ принят 22.07.1997 года, опубликован 30.07.1997 года. Вступил в законную силу через шесть месяцев со дня опубликования. Чернушинский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю приступил к проведению государственной регистрации с мая 1999 года.
В соответствии со ст. 6 закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу положений правовых норм п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Вышеуказанная норма устанавливает юридическую действительность государственного кадастрового учета или государственного технического учета объектов недвижимости, осуществленных в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года или в переходный период его применения от 01.10.2010.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и порядке, которые установлены органом нормативно – правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 3). Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
Из анализа указанных норм следует, что они не ограничивают перечень правоустанавливающих или право подтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственной недвижимости, эти сведении могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательстве порядке.
Согласно справки отдела ЗАГС Администрации Чернушинского района от <ДД.ММ.ГГГГ><ФИО>2 родился <ДД.ММ.ГГГГ> в <адрес>, умер <ДД.ММ.ГГГГ>.
В соответствии с наследственным делом, к имуществу <ФИО>2, умершего <ДД.ММ.ГГГГ>, единственным наследником, принявшим наследство является ФИО1.
На основании анализа представленных документов суд считает, что определенная законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедура признания земельных долей невостребованными администрацией Трушниковского сельского поселения была соблюдена.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, ответчик ФИО1 возражения по делу не представили.
Администрацией Трушниковского сельского поселения представлены доказательства подтверждающие, что собственник <ФИО>2 и его наследник ФИО1 земельной долей в течение трех лет не распорядились, с заявлением о признании и о регистрации права собственности на земельные доли не обращались. Доказательств, опровергающих доводы истца, суду не представлены.
В соответствии с п. 7, 8 ст. 12.1 Закона об обороте земель с даты утверждения списка невостребованных земельных долей постановлением администрации, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными и орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом порядке невостребованными.
Установив вышеуказанные обстоятельства, на основании ст.12.1 Закона об обороте земель суд удовлетворяет исковые требования Администрации Трушниковского сельского поселения в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Прекратить право собственности на земельную долю <ФИО>2 по свидетельству <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, площадью <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым <№>, расположенный по адресу: в <адрес>, признанной невостребованной.
Признать право муниципальной собственности за МО «Трушниковского сельское поселение» Чернушинского муниципального района <адрес> на земельную долю, ранее принадлежащую на праве собственности <ФИО>2 на основании свидетельства <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, площадью <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровым <№>, расположенный по адресу: в <адрес>, признанной невостребованной.
Решение является основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд, в течение одного месяца, с момента оглашения.
Судья подпись О.А. Мень