дело № 2-393/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 22 мая 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Благовещенского района Амурской области к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с иском к ФИО1, указав, что ФИО1 является участником программы по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года» и ей в соответствии с условиями программы предоставлены средства в размере 1 216 024 рубля. При подаче заявления для участия в программе с ответчиком был заключен трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жильем члена молодой семьи (молодого специалиста), имеющего собственные и (или) земные средства в размере части стоимости приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств государственной поддержки между администрацией Благовещенского района, КФХ «Колос» и ФИО2, согласно п. 2.3.2 которого ФИО2 обязался отработать у работодателя не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволен с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ в сельской местности трудоустроена ФИО1 Однако ФИО2 не исполнены условия федеральной программы - п. 45 Типового положения - приложения <номер> к программе, обязывающие члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты. Кроме того, ФИО2 не трудоустроился в течение 6 месяцев с момента увольнения в иную организацию в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности. Просит суд взыскать с ФИО1 в пользу администрации Благовещенского района сумму социальной выплаты в размере 1 216 024 рубля.
Представитель истца администрации Благовещенского района Амурской области ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В письменном отзыве на иск представитель третьего лица министерства сельского хозяйства Амурской области указал, что между министерством сельского хозяйства Амурской области и администрацией Благовещенского района заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, предметом которого является предоставление в 2015 году бюджету Благовещенского района из областного бюджета субсидий на осуществление мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе и на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. В соответствии с п.п. 2.2.8, ДД.ММ.ГГГГ Соглашения, администрация обеспечивает целевое и эффективное использование средств субсидии, а также осуществляет контроль за их целевым использованием, в том числе выявляет основания для отказа в перечислении средств или для возврата предоставленной социальной выплаты в случае не соблюдения условий для ее получения.
В письменном ходатайстве представитель третьего лица Финансового управления администрации Благовещенского район указал, что требования администрации Благовещенского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебное заседание не явились: ответчик ФИО1, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщила; третье лицо ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражая против удовлетворения заявленных требований; представители третьих лиц – министерства сельского хозяйства Амурской области, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, министерства финансов Амурской области, Финансового управления администрации Благовещенского района, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 598 от 15.07.2013 утверждена федеральная программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Основными целями Программы являются, в числе прочего, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Основными задачами Программы являются, в частности, удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Программой предусмотрено финансирование улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Приложением № 4 к федеральной целевой программе установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В силу п. 12 Приложения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, выдача которого осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между министерством сельского хозяйства Амурской области и администрацией Благовещенского района Амурской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в соответствии с условиями которого министерство направляет району денежные средства, выделяемые из федерального, областного бюджетов на софинансирование мероприятий программ в форме субсидий, а администрация использует субсидии в установленном законом порядке, п. ДД.ММ.ГГГГ которого на администрацию Благовещенского района Амурской области возложены обязанности по осуществлению контроля за целевым использованием социальных выплат, в частности выявление оснований для возврата предоставленной социальной выплаты в случаях несоблюдения условий для предоставления социальных выплат.
ФИО1 совместно с членами семьи – супругом ФИО2 и детьми Б.С.А. и Б.Д.А. включена в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», с условиями программы была ознакомлена и обязалась их выполнять, что подтверждается распиской-уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 министерством сельского хозяйства <адрес> выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 1 216 024 рубля, из которых 663 081 рубль – средства федерального бюджета, 526 612 рублей – средства субъекта РФ, 26 331 рубль – средства местного бюджета. Указанные денежные средства были перечислены ФИО1 платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 41 Типового положения, предоставление и использование социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 18 и 21 - 32 настоящего Типового положения.
В случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты (п. 42).
Существенными условиями договора, указанного в пункте 42 настоящего Типового положения, являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта (п. 43).
Пунктом 45 Положения предусмотрено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 настоящего Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 настоящего Типового положения.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Благовещенского района, КФХ «Колос» и ФИО2 (участник) был заключен трехсторонний договор в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» об обеспечении жильем члена молодой семьи (молодого специалиста), имеющего собственные и (или) заемные средства в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств государственной поддержки.
По условиям указанного договора участник принял на себя обязательства отработать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет (п. 2.5.3.); в случае досрочного расторжения трудового договора член молодой семьи (молодой специалист) обязан в срок, не превышающий 6 месяцев, заключить трудовой договор с другим работодателем или организовал иную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности (п. 2.6.2.).
Пунктом 2.2.2. договора предусмотрено право администрации истребовать в судебном порядке от участника средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательств, предусмотренных в п. 2.5.2., 2.5.3., 2.5.7., 2.5.9. настоящего договора; п. 2.6.2 предусмотрено право участника на средства социальной выплаты в случае досрочного расторжения трудового договора, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Согласно приказу Главы КФХ «Колос» от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, ФИО2 уволен с должности тракториста с ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ст. 77 ТК РФ, то есть до истечения 5 лет с момента предоставления социальной выплаты.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 трудоустроена в сельской местности. Указанное обстоятельство подтверждено копией трудовой книжки ФИО1, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме ФИО1 в КФХ «Колос» в должности сторожа охранника с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО1 трудоустроена в агропромышленном комплексе в сельской местности ДД.ММ.ГГГГ, по истечении 6 месяцев после увольнения ФИО2 из агропромышленного комплекса в сельской местности, что является нарушением условий федеральной целевой программы. Вместе с тем, эти обстоятельства не являются безусловным основанием для возложения на ответчика обязанности по возврату социальной выплаты.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Благовещенского района (орган МСУ), КФХ «Колос» (работодатель) и ФИО1 (участник) заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодых семей (молодых специалистов), п.1.1 которого установлены права и обязанности сторон в рамках реализации мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности, госпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Амурской области № 447 от 25.09.2013г.
Приложением № 8 к указанной госпрограмме является «Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 598 от 15.07.2013 г.
Таким образом, трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ заключен администрацией Благовещенского района во исполнение Федеральной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства РФ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой был заключен договор между Администрацией Благовещенского района, КФХ «Колос» и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.2.2. договора от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке от участника средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательств, предусмотренных, в частности, в п. 2.4.4 договора.
Согласно п. 2.4.4 договора участник обязан отработать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.
Пунктом 4.1 договора предусмотрена обязанность участника возвратить средства социальной выплаты в случае невыполнения п. 2.4.4 договора, в случае нецелевого использования.
Частью 5 ст. 10 ГК РФ установлена презумпция добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений. В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Договором от ДД.ММ.ГГГГ установлена новая обязанность члена молодой семьи ФИО1 отработать у работодателя по трудовому договору не менее пяти лет. Указанный договор от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, до настоящего времени не оспорен, не признан в установленном законом порядке недействительным.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что в отношении ответчика не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках вышеуказанной программы – ФИО1 работает в учреждении социальной сферы в сельской местности; семья ответчика постоянно проживает в сельской местности; социальная выплата использована ответчиком по целевому назначению – на строительство жилого дома. Следовательно, в настоящее время основания для взыскания с ответчика сумм социальной выплаты отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска администрации Благовещенского района Амурской области к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: