ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-393/2021УИД650018-01-2021-000345-57 от 20.07.2021 Южно-курильского районного суда (Сахалинская область)

№ 2-393/2021 УИД 65RS0018-01-2021-000345-57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2021 года пгт. Южно-Курильск

Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Юхно Н.В.,

при секретаре Теряговой В.В.,

с участием прокурора Южно-Курильского района Попова А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Южно-Курильского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Шикотанское жилищное управление» о признании деятельности по сбросу сточных вод незаконной, возложении обязанности принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений,

у с т а н о в и л:

прокурор Южно-Курильского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Шикотанское жилищное управление» о признании деятельности по сбросу сточных вод незаконной, возложении обязанности принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено осуществление ответчиком деятельности по водоотведению в <адрес>, путем эксплуатации централизованной системы водоотведения села, включая очистные сооружения. После прохождения очистных сооружений сточные воды сбрасываются через выпуск в бухту <адрес>. При этом, решение о предоставлении водного объекта в пользование у МУП «Шикотанское жилищное управление» отсутствует. Отсутствие у МУП «Шикотанское жилищное управление» решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса очищенных сточных вод в бухту <адрес> свидетельствует о невыполнении требований водного законодательства, направленных на уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и соблюдения прав иных водопользователей. При отсутствии данного документа не определены мероприятия по охране водного объекта, остаются несогласованными условия водопользования, графики выпуска сточных вод, не осуществляется ежеквартальное представление отчета о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, выше и ниже мест сброса, не оценена возможность использования водного объекта в указанных целях. В связи с чем просил признать деятельность МУП «Шикотанское жилищное управление» по сбросу сточных вод в водный объект – акваторию бухты <адрес> незаконной. Возложить на МУП «Шикотанское жилищное управление» обязанность получить разрешение о предоставлении водного объекта – акватории бухты <адрес> в пользование в течение 6 (шести) со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор Южно-Курильского района Попов А.Е. заявленные требования поддержал.

Ответчик МУП «Шикотанское жилищное управление», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечило.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Выслушав прокурора Южно-Курильского района Попова А.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться па основе принципов соблюдения права человека па благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Согласно статьям 22, 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов исходя из нормативов качества окружающей среды. При этом сбросы в пределах установленных нормативов допускаются на основании разрешений, выдаваемых органом исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере охраны окружающей среды.

В силу статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных вод производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

Из материалов дела следует, что МУП «Шикотанское жилищное управление» осуществляет деятельность по водоотведению в <адрес>, эксплуатируя централизованную систему водоотведения села, включающую в себя очистные сооружения, после прохождения которых сточные воды сбрасываются в бухту <адрес>. При этом, сброс сточных вод и воздействие на окружающую среду осуществляется в отсутствие решения на право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод.

25 мая 2021 года в адрес мэра муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Из ответа мэра муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» на указанное представление следует, что канализационно-очистные сооружения <адрес> сняты с баланса муниципального реестра имущества и переданы в хозяйственное ведение МУП «Шикотанское жилищное управление». Администрацией муниципального образования в адрес МУП «Шикотанское жилищное управление» направлено письмо о необходимости произвести расчет платы за сброс сточных вод в водные объекты, получить решения на пользование водными объектами с целью сброса сточных вод и зарегистрировать их в государственном водном реестре.

Таким образом, представление прокурора рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено.

Таким образом, нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены, в связи с чем иск прокурора Южно-Курильского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Шикотанское жилищное управление»о признании деятельности по сбросу сточных вод в водный объект незаконной, возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование являются обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению.

Прокурором Южно-Курильского района заявлено требование о возложении на ответчика обязанности, получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в течение 6 месяцев со дня вступлению решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для выполнения указанного требования.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку прокурор на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, и требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц, то с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию в доход муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора Южно-Курильского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Шикотанское жилищное управление» о признании деятельности по сбросу сточных вод незаконной, возложении обязанности принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений – удовлетворить.

Признать деятельность муниципального унитарного предприятия «Шикотанское жилищное управление» по сбросу сточных вод в водный объект – акваторию бухты <адрес> незаконной.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Шикотанское жилищное управление» обязанность получить решение о предоставлении водного объекта – акватории бухты <адрес> в пользование в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Шикотанское жилищное управление» в доход в бюджет муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

В окончательном виде решение составлено 23 июля 2021 года.

Судья Н.В. Юхно