ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-393/2023 от 25.09.2023 Катайского районного суда (Курганская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Таланкиной А. С.

с участием представителя истца Барсукова Р. А.,

представителя ответчика Призывной комиссии Курганской области по мобилизации граждан Березовского Я. В.,

представителя ответчика Призывной комиссии Катайского района Курганской области по мобилизации граждан Пехоты К. А.,

представителя ответчика акционерного общества «Молоко» Предеина О. Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании 25 сентября 2023 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-393/2023 по исковому заявлению Барашкина Романа Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Курганской области», Призывной комиссии по мобилизации граждан Российской Федерации Курганской области, Призывной комиссии по мобилизации граждан Российской Федерации Катайского района Курганской области, Акционерному обществу «Молоко» о признании незаконным решение Призывной комиссии граждан Российской Федерации Катайского района Курганской области о призыве и его отмене, возложении обязанности по надлежащему оформлению процедуры бронирования и предоставлении отсрочки от призыва на военную службу,

установил:

Барашкин Р. А. через своего представителя Барсукова С. А. обратился в Катайский районный суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Курганской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Курганской области»), Призывной комиссии Курганской области по мобилизации граждан Российской Федерации (далее – Призывная комиссия Курганской области), Призывной комиссии Катайского района Курганской области по мобилизации граждан Российской Федерации (далее – Призывная комиссия Катайского района), Акционерному обществу «Молоко» (далее – АО «Молоко») о признании незаконным решения Призывной комиссии Катайского района о призыве Барашкина Р. А. и его отмене, возложении обязанности по надлежащему оформлению процедуры бронирования работника Барашкина Р. А. в установленном законом порядке и предоставлении Барашкину Р. А. отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в связи с бронированием.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Барашкиным Р. А. была получена повестка КН № 6252, из содержания которой следовала необходимость явиться 26.09.2022 в военный комиссариат Далматовского и Катайского районов Курганской области по вопросу призыва на военную службу по мобилизации. С момента призыва и до настоящего времени Барашкин Р. А. проходит военную службу по мобилизации в войсковой части 53017. Между тем он не согласен с вынесенным решением, считает его незаконным, необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, и, как следствие, подлежащим отмене. Барашкин Р. А. обладает правом на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации в связи с бронированием. Он осуществляет трудовую деятельность в АО «Молоко» в должности водителя Газели, ЕРАЗ, Кантер, ИСУЗИ, что подтверждается приказом о приеме на работу № 5 от 12.01.2021. АО «Молоко» относится к предприятиям пищевой промышленности, а именно: к предприятиям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, производящим молочную продукцию и самостоятельно её доставляющим в организации социальной сферы. АО «Молоко» испытывает потребность в кадровом составе, в связи с чем реализует предусмотренные законом права по бронированию сотрудников. На основании положений пп. 1 п. 1 ст. 18, ст. 22 ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017, АО «Молоко» осуществило бронирование сотрудников. Так, АО «Молоко» был составлен список работников, подлежащих бронированию, форма которого соответствует установленным требованиям. На основании письма АО «Молоко» (исх. № 814 от 23.09.2022) в числе лиц, подлежащих бронированию, указан Барашкин Р. А. Как отмечено в письме, забронированные сотрудники выполняют производственные функции доставки продукции и обеспечения жизнедеятельности населения. Также АО «Молоко» подчеркнуло, что предприятие не может остаться без квалифицированных специалистов, будет вынуждено остановить часть производственного процесса и доставки продукции по направлениям. Указанный документ содержит подпись генерального директора АО «Молоко», а также печать организации, был направлен в Военный комиссариат по Далматовскому и Катайскому районам Курганской области. Между тем, несмотря на направление вышеуказанного списка лиц, подлежащих бронированию, Барашкин Р. А. был мобилизован и направлен к месту несения военной службы. Более того, АО «Молоко» испытывает острую кадровую потребность до сегодняшнего дня, не способно осуществлять нормальную производственную деятельность. В связи с указанными обстоятельствами АО «Молоко» направило в адрес Военного комиссариата по Далматовскому и Катайскому районам Курганской области повторное письмо (исх. 212 от 10.04.2023) с просьбой обеспечить бронью и освободить от исполнения воинских обязанностей персонально Барашкина Р. А., как сотрудника, выполняющего производственные функции доставки продукции и обеспечения жизнедеятельности населения. Между тем, указанные документы не были приняты во внимание Призывной комиссией военного комиссариата Далматовского и Катайского районов Курганской области. Ранее Барашкин Р. А. обращался в Нижнетагильский гарнизонный военный суд с административным иском к войсковой части 53017 о признании незаконным бездействия командира войсковой части в связи с неудовлетворением требования о предоставлении отсрочки от военной службы, предоставлении отсрочки от военной службы. К рассмотрению указанного дела было привлечено АО «Молоко». В ходе рассмотрения указанного дела Барашкину Р. А. стало известно о том, что уполномоченным работником АО «Молоко», отвечающим за организацию воинского учета в рамках предприятия, а также ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» существенным образом был нарушен порядок бронирования работников. В частности, список лиц, подлежащих бронированию, был направлен работником АО «Молоко» уполномоченному лицу ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» посредством мессенджера WhatsApp, что впоследствии привело к непредоставлению брони. Следовательно, Барашкин Р. А. имеет предусмотренное законом право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, имеет документы-основания, также подтверждающие потребность предприятия в осуществлении Барашкиным Р. А. трудовой функции. Однако в связи с халатным неисполнением должностных обязанностей лицами, обеспечивающими процесс согласования, право Барашкина Р. А. не было реализовано. Более того, следствием указанного попустительства явилось нарушение законных интересов АО «Молоко», как работодателя, а также интересов РФ в части выполнения обязанностей по государственному оборонному заказу. О нарушении своих конституционных прав и законных интересов Барашкину Р. А. стало известно не ранее 24.05.2023, поскольку именно в ходе указанного судебного заседания он узнал о нарушении порядка предоставления брони. Соответственно, срок для подачи настоящего иска не пропущен (л. д. 8-11 т. 1).

Определением судьи от 15.06.2023 административное исковое заявление Барашкина Р. А. принято к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (л. д. 1-3 т. 1).

Ответчиком ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» представлено возражение на исковое заявление Барашкина Р. А. (л. д. 55-59 т. 1), согласно которому ответчик считает исковые требования не законными и не подлежащими удовлетворению. Решением призывной комиссии Далматовского муниципального округа Курганской области по мобилизации граждан от 23.09.2022 № 2 ДСП (п. 269 Перечня сведений ВС*) истец отправлен в войсковую часть формирователь 31612. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 объявлена частичная мобилизация с 21.09.2022. В соответствии с разделом 3 Положения о призыве граждан РФ по мобилизации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 852, призыв по мобилизации осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании. Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям для прохождения военной службы, определяется Правительством РФ. В соответствии с Положением о призыве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 852, Министерство обороны РФ обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов. В соответствии с п. 22 Положения на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются функции в период мобилизации: утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочки от призыва на военную службу и т.д.). Истец считает, что у него есть основания на получение отсрочки от прохождения военной службы по мобилизации. В ст. 18 Федерального закона от 26.02.1996 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть предоставлена отсрочка. На основании п. 35 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) должностные лица, осуществляющие воинский учет в организациях обязаны в соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, своевременно оформлять бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время; представлять в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организаций. В соответствии с п. 37 в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса, и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации обязаны разработать план работы по ведению воинского учета и бронированию (приложение 17 к методическим рекомендациям) и согласовывать его с военным комиссариатом муниципального образования. Также должностными лицами, осуществляющими воинский учет в организациях, сведения по оформлению отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию в 10-дневный срок по истечении испытательного срока должны быть представлены в военный комиссариат муниципального образования. Сверка удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время с учетными данными личных карточек забронированных граждан, пребывающих в запасе, должна производиться ежеквартально. Обращений от руководителя АО «Молоко» по вопросу предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на момент призыва не поступало, следовательно, на 26.09.2022 истец не обладал удостоверением об отсрочке от призыва. Барашкин Р. А. является работником указанного предприятия с 12.01.2021, однако работа по бронированию граждан, пребывающих в запасе, организована в АО «Молоко» только в феврале 2023 г. Таким образом, оснований для предоставления отсрочки Барашкину Р. А. на момент призыва, а также в настоящее время, не имеется. Более того, ранее истец обращался в Нижнетагильский гарнизонный военный суд г. Екатеринбурга с административным иском на бездействие командира войсковой части о предоставлении отсрочки от призыва по аналогичным основаниям, и 24.05.2023 решением суда ему было отказано в удовлетворении иска.

Согласно возражениям ответчика Призывной комиссии Курганской области (л. д. 125-127 т. 1) в соответствии с ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод и законных интересов истца, и его требования. Вместе с тем, определяя призывную комиссию Курганской области в качестве соответчика, истец не указал, какими решениями, действиями (бездействием) призывной комиссии нарушены его права и законные интересы. Какие-либо требования к призывной комиссии Курганской области в иске не содержатся, не приведены обоснования привлечения в качестве ответчика. Призывная комиссия Курганской области права и законные интересы истца не нарушала, и является ненадлежащим ответчиком по делу. Требования истца о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Катайского района считают необоснованным. Оспариваемое решение призывной комиссии Катайского района соответствует законодательству и не нарушает права истца, принято в рамках предоставленных законом полномочий. Порядок работы по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, исполнительных органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.04.2018 № 21. Согласно п. 58 Инструкции с объявлением мобилизации руководители органов управлений и организаций обязаны вручить забронированным сотрудникам удостоверения об отсрочке, в десятидневный срок сдать в военные комиссариаты чистые бланки спецучета, неврученные удостоверения и оформленные ведомости. В соответствии с п. 59 Инструкции на весь период мобилизации прекращается бронирование граждан, пребывающих в запасе, призываемых на военную службу по мобилизации, если они в мирное время не были забронированы. Согласно материалам дела на дату объявления частичной мобилизации в Российской Федерации Барашкин Р. А. состоял в трудовых отношениях с АО «Молоко» в должности водителя автомобиля 4 разряда (с 12.01.2021). В соответствии с повесткой от Военного комиссариата Далматовского и Катайского районов он обязан был явиться в военный комиссариат к 08:00 26.09.2022 для призыва на военную службу по мобилизации. В соответствии с письмом АО «Молоко» от 10.05.2023 № 289 в адрес Главы Катайского района на предприятии АО «Молоко» на начало периода частичной мобилизации бронирование не велось. По информации ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» на момент призыва граждан по мобилизации обращений руководителя АО «Молоко» по вопросу предоставления Барашкину Р. А. отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время - не поступало, работа по бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в АО «Молоко», была организована только в феврале 2023 г., то есть после объявления Президентом РФ частичной мобилизации. Решением Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 24.05.2023 по делу № 2а-27/2023, вступившим в законную силу 01.07.2023, установлено, что сведения о бронировании в АО «Молоко» Барашкина Р. А. на период мобилизации носят недостоверный характер. Судом установлено, что список должностей и работников АО «Молоко», сопроводительные письма, удостоверения, извещения на момент объявления частичной мобилизации в военный комиссариат не поступали, работа по бронированию граждан в АО «Молоко» не велась. Таким образом, оснований для предоставления отсрочки Барашкину Р. А. на момент призыва граждан по мобилизации 21.09.2022 у призывной комиссии не имелось. Доводы представителя истца о том, что работники АО «Молоко» не были забронированы по причине отсутствия необходимой информации о порядке проведения указанной работы являются несостоятельными, поскольку положения Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» устанавливают прямую обязанность по воинскому учету и бронированию граждан для организаций, которые приняли решение о необходимости бронирования своих работников. Не представлено доказательств наличия у АО «Молоко» препятствий для обращения в ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», Администрацию Катайского муниципального округа за разъяснениями о порядке организации воинского учета и бронирования граждан. В качестве доказательства в материалы дела представлен скриншот переписки в мессенджере WhatsApp между АО «Молоко» и заместителем Главы Катайского муниципального округа 23.09.2022 по вопросу бронирования граждан. Однако указанное письмо АО «Молоко» № 814 от 23.09.2022 в Военный комиссариат по Далматовскому и Катайскому районам с просьбой обеспечить бронирование пяти работников, в том числе Барашкина Р. А., составлено после объявления мобилизации. Его направление посредством мессенждера WhatsApp действующим законодательством не предусмотрено и противоречит Инструкции. Данное доказательство является недопустимым. Кроме того, само по себе направление списка работников, подлежащих бронированию, не свидетельствует о полном завершении процедуры бронирования, в связи с чем Барашкин Р. А. право на отсрочку от военной службы по мобилизации не приобрел. Данная позиция подтверждена судебной практикой (кассационное определение Шестого кассационного суда от 07.02.2023 № 88А-5514/2023). Требование истца о возложении обязанности по надлежащему оформлению процедуры бронирования, а также по предоставлению отсрочки, противоречит нормам Федерального закона № 31-ФЗ, в соответствии с ч. 1 ст. 23 которого основной целью бронирования граждан, пребывающих в запасе, является обеспечение на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Возможность бронирования граждан, пребывающих в запасе, не является субъективным правом гражданина на предоставление ему отсрочки по мобилизации, а выступает следствием усмотрения организации, исходя из необходимости обеспечения ее нормальной деятельности. То есть бронирование является правом, а не обязанностью организации, в связи с чем требование истца по оформлению процедуры его бронирования противоречит законодательству. Не представлено достоверных и объективных доказательств, свидетельствующих о том, что занимаемая истцом должность водителя в АО «Молоко» является критически важной для обеспечения нормального и стабильного функционирования организации, и отсутствует объективная и реальная возможность передачи его функционала иным работникам АО «Молоко».

От ответчика Призывной комиссии Катайского района поступили отзывы на иск (л. д. 130-131, 172-174 т. 1), в которых указано, что из судебной практики, в частности, из апелляционного определения Пермского краевого суда от 27.02.2023 по делу № 33а-4822/2023 следует, что указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в целях обеспечения бесперебойной и стабильной работы организаций работники различных организаций включались в списки работников, не призываемых на военную службу по мобилизации (для дополнительного бронирования). Такие дополнительные бронирования связаны с выполнением организациями гособоронзаказов. На основании сведений, размещенных на сайте https:zakupki.gov.ru, АО «Молоко» являлось поставщиком по гособоронзаказам на дату начала призыва по частичной мобилизации, а также является таким поставщиком по состоянию на 18.07.2023. В соответствии с п. 2 Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации граждан РФ, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1725), право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа. Перечень организаций разрабатывается Министерством промышленности и торговли РФ с разбивкой по субъектам РФ с учетом предложений Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утверждается в пятидневный срок со дня вступления в силу настоящих Правил и направляется в Министерство обороны РФ. Согласно п. 4 Правил выписки из перечня организаций доводятся Минобороны РФ до военных комиссариатов соответствующих субъектов РФ в трехдневный срок после получения перечня организаций. На основании п. 5 Правил отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации граждан на основании списков граждан, направляемых руководителями организаций, в трехдневный срок после получения указанных списков граждан. Таким образом, подлежит выяснению информация о том, включено ли АО «Молоко» в перечень организаций, работникам которых предоставляется отсрочка от призыва в связи с выполнением гособоронзаказа. Из материалов дела следует, что список граждан, в который включен и Барашкин Р. А., направлен в Военный комиссариат по Далматовскому и Катайскому районам 23.09.2022, в связи с чем по состоянию на эту дату АО «Молоко» фактически воспользовалось правом на бронирование граждан в соответствии с Указом Президента РФ № 647 (при условии нахождения организации в Перечне организаций, работникам которых предоставляется отсрочка). Из ответа военного комиссара Далматовского и Катайского районов от 25.04.2023, приобщенного к материалам дела, следует, что Барашкина Р. А. на момент объявления мобилизации состоял на воинском учете в военном комиссариате, место работы – АО «Молоко», должность – водитель автомобиля. Обращений от руководителя АО «Молоко» по вопросу предоставления отсрочки от призыва на военную службу в отношении Барашкина Р. А. не поступало, отсрочка оформлена не была. Работа по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работающих в АО «Молоко», организована в феврале 2023 г. Указанная информация подтверждается также АО «Молоко» в возражениях на исковое заявление от 20.06.2023 и пояснениях от 10.07.2023. Помимо этого, из вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 24.05.2023 № 2а-27/2023, имеющего преюдициальное значение при рассмотрении данного спора, следует, что заявления Барсукова С. А. о том, что Барашкин Р. А. в установленном порядке был забронирован в АО «Молоко» на период мобилизации, носят недостоверный характер, в связи с чем судом отклонены как противоречащие установленным судом обстоятельствам. Таким образом, Барашкин Р. А. на период начала мобилизации не был забронирован, в связи с чем не имел право на отсрочку. Помимо этого, бронирование граждан является правом, а не обязанностью органов управления и организаций, что следует из положений Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ. АО «Молоко» ни в адрес призывной комиссии Катайского района, ни в адрес других уполномоченных органов не направлялось обращение о включении Барашкина Р. А. в список граждан, подлежащих бронированию. Из представленного в материалы дела обращения генерального директора АО «Молоко» от 23.09.2022 № 814 следует, что руководитель предприятия просил осуществить бронирование Барашкина Р. А. в связи с тем, что предприятие относится к пищевой промышленности, а именно, к предприятиям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, производящим молочную продукцию и самостоятельно доставляющим ее в организации социальной сферы (детские сады, больницы, школы и т.д.). В обращении руководитель АО «Молоко» отметил, что Барашкин Р. А. выполняет производственные функции доставки продукции и обеспечения жизнедеятельности населения. Анализ указанного обращения позволяет предположить, что директор предприятия просит осуществить бронирование работника в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156, и не связывает участие работника в выполняемых гособоронзаказах. Кроме того, из поведения истца следует, что необходимость признания действий (бездействия) ответчиков незаконными и возложения обязанности совершить определенные действия возникла после признания Барашкина Р. А. самовольно оставившим воинскую часть с 23.04.2023, что следует из решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 24.05.2023. Административное исковое заявление о признании бездействия командира войсковой части в предоставлении Барашкину Р. А. отсрочки от призыва зарегистрировано в Нижнетагильском гарнизонном военном суде 27.04.2023, то есть спустя 4 дня после признания командиром части Барашкина Р. А. оставившим самовольно войсковую часть. При этом материалы дела не содержат сведений о принятии Барашкиным Р. А. каких-либо мер, направленных на защиту нарушенного, по его мнению, права в период проведения мобилизации и до его направления для участия в СВО. В материалах дела доказательств нарушения прав Барашкина Р. А. не имеется, в связи с чем его исковые требования являются необоснованными.

Ответчиком АО «Молоко» представлены возражения на исковое заявление (л. д. 31 т. 1) и пояснения в порядке ст. 68 ГПК РФ (л. д. 109-110 т. 1), согласно которым ответчик считает требования, предъявленные к АО «Молоко», не подлежащими удовлетворению. Бронирование сотрудников не является безусловной обязанностью АО «Молоко» в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также Порядка бронирования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156. На момент призыва истца на военную службу процедура его бронирования АО «Молоко» не была окончена. Барашкин Р. А. на момент его призыва с общего учета на специальный учет как забронированный не переводился. Письмо в Военный комиссариат Далматовского и Катайского районов с просьбой об обеспечении бронью Барашкина Р. А. было направлено генеральным директором АО «Молоко» Предеиным О. Ю. посредством мессенджера WhatsApp через заместителя Главы Катайского района ФИО1 23.09.2022. Ответа на указанное письмо, либо иных подтверждений предоставления бронирования Барашкину Р. А. в адрес АО «Молоко» не поступало. При этом ФЗ «О мобилизационной подготовке», а также иные нормативно-правовые акты не возлагают на работодателя обязанности по предоставлению работнику оснований для отсрочки от военной службы, а также проведению каких-либо мероприятий по организации бронирования сотрудника. При этом АО «Молоко» не возражает против осуществления Барашкиным Р. А. трудовой деятельности на предприятии, в том числе в случае признания незаконным решения призывной комиссии граждан Российской Федерации Катайского района Курганской области о призыве Барашкина Р. А. на военную службу по мобилизации. Барашкин Р. А. не прекратил трудовые отношения с АО «Молоко», он осуществляет трудовую деятельность в АО «Молоко» с 12.01.2021 на основании трудового договора № 4 от 12.01.2021. В связи с призывом Барашкина Р. А. на военную службу в рамках частичной мобилизации приказом генерального директора АО «Молоко» действие вышеуказанного трудового договора приостановлено на основании ст. 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации на период прохождения работником военной службы. Профессиональная деятельность Барашкина Р. А. будет возобновлена после завершения военной службы. Довод истца о том, что бронирование сотрудника было осуществлено, не подтверждается представленными доказательствами. АО «Молоко» предпринимало действия по осуществлению бронирования Барашкина Р. А., однако указанный статус не был ему присвоен.

23.08.2023 в связи с отзывами и возражениями ответчиков от истца через его представителя поступило дополнение к исковому заявлению (л. д. 217-218 т. 1), согласно которому доводы АО «Молоко», указанные в возражении, свидетельствуют о том, что организация предпринимала попытки бронирования Барашкина Р. А. после объявления частичной мобилизации, однако процедура бронирования была нарушена уполномоченными работниками АО «Молоко» и сотрудниками призывной комиссии, военкомата. Кроме того, в военкомат Барашкин Р. А. был приглашен 26.09.2023, то есть после того, как 23.09.2023 должностными лицами АО «Молоко» были совершены действия, направленные на бронирование. Из этого следует наличие у работодателя волеизъявления на бронирование Барашкина Р. А. и совершение действий, направленных на бронирование. Между тем, работодателю не удалось получить результат в виде бронирования сотрудника исключительно ввиду формального отступления от процедуры бронирования, в частности, направления письма посредством мессенджера WhatsApp. Частичная мобилизация в России объявлена впервые, в связи с чем правоприменительная практика в данной сфере отсутствует. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) не устанавливают обязательных требований к форме направления обращения и списка работников для бронирования. Призывной комиссией Катайского района не учтен представленный АО «Молоко» список работников для бронирования, не приняты меры к его согласованию, что свидетельствует о бездействии Призывной комиссии Катайского района. Из содержания возражений Призывной комиссии Катайского района на исковое заявление также подтверждается факт направления письма АО «Молоко», содержащего список бронирования пятерых работников, в том числе Барашкина Р. А. тот факт, что Барашкин Р. А. явился в военкомат 26.09.2022, то есть после направления списка забронированных граждан, что свидетельствует о грубом нарушении законодательства РФ ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» и Призывными комиссиями, подтверждает их бездействие, так как они не были подготовлены к частичной мобилизации, не организовали работу по приему и согласованию списков забронированных граждан. Законодательная база, содержащая нормы о мобилизации, порядке бронирования граждан, появилась задолго до объявления частичной мобилизации, однако сотрудники указанных ведомств вопреки своим должностным инструкциям и Указам Президента РФ бездействовали, не организовали работу по мобилизации в установленный срок, а организовали лишь спустя 5 месяцев. Указанное подтверждается содержащимися в возражении Призывной комиссии Курганской области доводами о том, что работа по бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в АО «Молоко», организована только в феврале 2023 г. Факт организации бронирования только в феврале 2023 г. не является основанием для отказа АО «Молоко» в бронировании сотрудников. Доводы ответчика Призывной комиссии Курганской области о недопустимости доказательства в виде скриншотов переписки опровергаются выводами из судебной практики Верховного Суда, в частности определения от 07.02.2023 по делу № 5-КГ22-144-К2). При указании о том, что направление списков посредством переписки в мессенджере WhatsApp противоречит Инструкции, Призывная комиссия Курганской области не конкретизировала положение упоминаемой Инструкции. Полагает, что АО «Молоко» предпринимало исчерпывающие меры по направлению списка граждан, подлежащих бронированию, поскольку направление списка иным образом заведомо свидетельствовало бы о нецелесообразности совершения указанных действий. Следует также учесть позицию Призывной комиссии Катайского района о том, что АО «Молоко» с 27.06.2022 отнесено к предприятиям гособоронзаказа.

Определением суда от 06.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечен Военный комиссариат Далматовского и Катайского районов Курганской области (л. д. 34-35 т. 2).

Согласно представленному отзыву третье лицо Военный комиссариат Далматовского и Катайского районов Курганской области считает требования административного истца не законными и не подлежащими удовлетворению. Решение призывной комиссии Катайского района Курганской области по мобилизации граждан от 23.09.2022 № 2 ДСП считают законным и обоснованным. Должностные лица, осуществляющие воинский учет на основании п. 35 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил Российской Федерации, обязаны своевременно оформлять бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время, сведения по оформлению отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию в 10-дневный срок по истечении испытательного срока должны быть представлены в военный комиссариат муниципального образования. Обращений от руководителя АО «Молоко» по вопросу предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на момент призыва по мобилизации не поступало, значит, организация не нуждалась в специалистах, которых она могла забронировать, следовательно, на 26 сентября 2022 г. истец не обладал удостоверением об отсрочке от призыва (не был забронирован). Таким образом, оснований к предоставлению отсрочки Барашину Р. А., 25.11.1994 года рождения, на момент призыва на военную службу по мобилизации, а равно и в настоящее время не имеется. Более того, истец обращался ранее в Нижнетагильский гарнизонный военный суд г. Екатеринбурга с административным иском на бездействие командира войсковой части о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по аналогичным основаниям, 24 мая 2023 г. решением суда в иске ему было отказано. Учитывая изложенное, просят в удовлетворении исковых требований отказать (л. д. 70-71 т. 2).

В судебное заседание истец Барашкин Р. А. не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела (л. д. 40-41, 69, 80 т. 2), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не поступало. Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося истца.

Представитель истца Барсуков С. А., действующий на основании доверенности от 11.04.2023 (л. д. 22-23 т. 1), в судебном заседании поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к исковому заявлению.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» в судебное заседание не явился, согласно ходатайству просили рассмотреть заявление в отсутствие представителя (л. д. 41 т. 1).

Представитель ответчика Призывной комиссии Курганской области Березовский Я. В., действующий на основании доверенности от 29.06.2023 (л. д. 85 т. 1), в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление

Представитель ответчика Призывной комиссии Катайского района Пехота К. А., действующий на основании доверенности от 03.07.2023 (л. д. 74 т. 1), в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным отзывах.

Представитель ответчика АО «Молоко» Предеин О. Ю., действующий на основании протокола заседания Совета директоров АО «Молоко» от 07.10.2021 и приказа от 20.10.2021 (л. д. 222, 223 т. 1), в судебном заседании исковые требования признал, представил письменное заявление о признании исковых требований в полном объеме (л. д. 84 т. 2), суду пояснил, что он не знал о праве бронировать работников в случае мобилизации, считает, что это была какая то недоработка самих военкоматов, поскольку вовремя или периодически не информировали о данном праве. Он лично предпринял меры по бронированию пятерых работников АО «Молоко», в том числе Барашкина Р. А., путем направления посредством мессенджера WhatsApp ходатайства о бронировании работников ФИО1, который непосредственно участвовал в работе призывной комиссии, исполнял обязанности главы Катайского района. Деятельность организации после мобилизации Барашкина Р. А. не приостанавливалась.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В Конституции Российской Федерации указано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59).

Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация, предусматривающая призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в период мобилизации воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусматривает, в частности, призыв на военную службу по мобилизации и ее прохождение в период мобилизации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О статусе военнослужащих» особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в период мобилизации, регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 31-ФЗ) под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона № 31-ФЗ предусмотрено, что призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами (пункт 1); призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (пункт 2).

В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона № 31-ФЗ призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с пунктом 3 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 852, (далее - Положение о призыве) призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Пунктом 2 Положения о призыве установлено, что призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации.

В силу подпункта «б» пункта 24 Положения о призыве призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов. Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований). Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы (абзац третий, четвертый и шестой пункта 25 Положения о призыве).

Пунктами 28 и 29 Положения о призыве предусмотрено, что с объявлением мобилизации призывная комиссия по мобилизации муниципального образования утверждает общее количество граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (приписанных) в команды (партии), на основании именных списков, форма которых определяется Министерством обороны Российской Федерации (пункт 28). Призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований (пункт 29).

В статье 18 Федерального закона № 31-ФЗ указаны категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из содержания статьи 23 Федерального закона № 31-ФЗ следует, что бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, на период мобилизации и в военное время освобождаются от военных сборов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 № 156 утверждены Правила бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - Правила бронирования).

Согласно Правилам бронирования (пункты 2-6) бронирование граждан, пребывающих в запасе - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими) путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время на срок действия предоставленной отсрочки.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в следующих органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, участвующих в мобилизационной подготовке экономики:

а) в органах и организациях, имеющих мобилизационные задания;

б) в органах и организациях, выполняющих комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время;

в) в органах и организациях, осуществляющих работу по подготовке граждан по военно-учетным специальностям.

Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее – Комиссия).

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется:

- по перечням должностей и профессий, утверждаемых Комиссией;

- по отдельным решениям Комиссии.

Персональное бронирование отдельных граждан, пребывающих в запасе, не подлежащих бронированию по перечням должностей и профессий, осуществляется по решению Комиссии.

В обязательном порядке осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, являющихся сотрудниками мобилизационных органов или работниками, выполняющими функции мобилизационных органов (мобилизационные работники).

В состав органов бронирования граждан, пребывающих в запасе, входят:

- Комиссия, образованная Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 890;

- мобилизационные органы и мобилизационные работники, осуществляющие работу по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в федеральных органах государственной власти;

- комиссии субъектов РФ по бронированию граждан, пребывающих в запасе (территориальные комиссии);

- комиссии муниципальных образований по бронированию граждан, пребывающих в запасе (районные комиссии);

- мобилизационные органы и мобилизационные работники в организациях, осуществляющие работу по бронированию граждан, пребывающих в запасе;

- военные комиссариаты.

При этом военные комиссариаты согласно пункту 10 Правил бронирования лишь обеспечивают организации бланками документов, необходимых для оформления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время; оформляют гражданам, подлежащими бронированию, отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время; осуществляют проверку в организациях состояния работы по бронирования граждан, пребывающих в запасе.

В задачи районных комиссий, территориальных комиссий и мобилизационных органов и работников в федеральных органах государственной власти входит методическое руководство и организация работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, разработка проектов перечней должностей и профессий, подлежащих бронированию, и представление их в Комиссию; представление в Комиссию предложений о персональном бронировании граждан, пребывающих в запасе, отчетов о численности и забронированных граждан.

Основными задачами мобилизационных органов и мобилизационных работников в организациях, осуществляющих работу по бронированию граждан, пребывающих в запасе, являются ведение учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе; своевременное оформление и представление в военные комиссариаты по месту нахождения организаций документов, необходимых для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время гражданам, пребывающим в запасе; выдача в установленном порядке забронированным гражданам, пребывающим в запасе, документов об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время; представление отчетов о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, и доклада о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с, (далее – Инструкция по бронированию).

В соответствии с пунктом 3 Инструкции по бронированию на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию, в органах управления и организациях заполняются, а в военных комиссариатах муниципальных образований оформляются удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время (далее – удостоверения) и извещения о зачислении на специальный воинский учет (далее – извещения).

Согласно пункту 20 Инструкции по бронированию бронирование граждан, пребывающих в запасе, ведется по следующим видам бронирования:

а) по Перечню, утверждаемому Межведомственной комиссией, об основных видах экономической деятельности организаций и структурных подразделений, входящих в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, наименования должностей и профессий, по которым гражданам, пребывающим в запасе, предоставляется отсрочка;

б) по отдельным постановлениям Межведомственной комиссии.

В силу пункта 18 Инструкции по бронированию основанием для организации работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, является, в том числе наличие мобилизационных заданий для государственных нужд Российской Федерации, нужд субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 35-38 Инструкции по бронированию для предоставления персональных отсрочек организации направляют в соответствующие органы государственной власти или районные комиссии списки с обоснованными ходатайствами (приложения № № 1, 2 формы 2, 2а), которые обобщают и направляют их по подчиненности, в Межведомственную комиссию, которая, в свою очередь, принимает постановление о бронировании и направляет его федеральным органам государственной власти и территориальным комиссиям, которые делают выписки для организаций. Организация заполняет удостоверения, извещения и с приложением выписок направляет их в военный комиссариат для оформления отсрочек. Выписки остаются в военном комиссариате.

Работа по бронированию граждан мобилизационными работниками (уполномоченными должностными лицами) органов управления и организаций осуществляется при приеме на работу гражданина, пребывающего в запасе. Удостоверении и извещения об отсрочке оформляются в течение 10 рабочих дней после окончания испытательного срока приема граждан на работу (пункт 39 Инструкции по бронированию).

В случае объявления мобилизации руководители органов управления и организаций обязаны вручить забронированным сотрудникам удостоверения об отсрочке, и в десятидневный срок сдать в военные комиссариаты чистые бланки спецучета, неврученные удостоверения и оформленные ведомости, поскольку на весь период мобилизации прекращается бронирование граждан, пребывающих в запасе, призываемых на военную службы по мобилизации, если они в мирное время не были забронированы (пункты 58, 59 Инструкции по бронированию).

Судом установлено, что Барашкин Р. А. в соответствии с приказом о приеме на работу от 12.01.2021 на основании трудового договора № 4 от 12.01.2021 был принят на работу в АО «Молоко» водителем ЗиЛ, ГАЗ, Кантер, с испытательным сроком 3 месяца (л. д. 115-116, 117 т. 1).

В соответствии с информацией Военного комиссариата Далматовского и Катайского районов от 25.04.2023 (л. д. 66 т. 1) и от 29.08.2023 (л. д. 15 т. 2) Барашкин Р. А. на момент объявления частичной мобилизации состоял на воинском учете в указанном комиссариате с 12.11.2015, место работы АО «Молоко», должность - водитель автомобиля. АО «Молоко» на момент объявление мобилизации было обеспечено бланками формы № 4, которые заполняются при оформлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в мирное время в количестве 25 штук. Однако, обращений от руководителя АО «Молоко» по вопросу предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в военное время на Барашкина Р. А. не поступало. Работа по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работающих в АО «Молоко», не велась до февраля 2023 г. Письмо АО «Молоко» с просьбой оформить отсрочку от призыва на военную службу поступило в военный комиссариат 09.02.2023, при этом в списке граждан, которым необходимо оформить отсрочку от призыва, Барашкин Р. А. не указан.

Согласно справкам АО «Молоко» от 10.04.2023 (исх. № 211) и от 10.05.2023 (исх. № 289) на предприятии в соответствии с Перечнем должностей и профессий, подлежащих бронированию, водители подлежат бронированию в соответствии с ВЭД 49.3, код должности 11442, однако бронирование до начала периода мобилизации не велось (л. д. 61 т. 1, л. д. 16, 63 т. 2).

Указанное подтверждается также карточкой воинского учета Барашкина Р. А. в АО «Молоко», из которой следует, что Барашкин Р. А. на специальном воинском учете (как забронированный работник) не состоит (л. д. 29-30 т. 2).

Ввиду объявления в Российской Федерации с 21.09.2022 частичной мобилизации Барашкин Р. А. 23.09.2022 повесткой военно-учетного стола администрации г. Катайска был вызван в администрацию Катайского района для уточнения вопросов по делам воинского учета, где ему была вручена повестка на 26.09.2022 в Военный комиссариат Далматовского и Катайского районов по вопросу призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с протоколом Призывной комиссии по мобилизации Катайского района № 2 от 23.09.2022 (л. д. 12, 63 т. 1, л. д. 26-27 т. 2).

Указанным протоколом Призывной комиссии Катайского района утверждены списки граждан, призванных на военную службу по мобилизации, в числе которых значится Барашкин Р. А. (л. д. 26-27 т. 2).

В связи с призывом Барашкина Р. А. на военную службу в период мобилизации, АО «Молоко» приказом № 234 от 26.09.2022 было приостановлено действие трудового договора № 4 от 12.01.2021 до окончания службы, с сохранением рабочего места за Барашкиным Р. А. на весь период службы (л. д. 118-120 т. 1).

Согласно информации ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» в перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, работникам которых, являющихся гражданами Российской Федерации и участвующими в выполнении заданий государственного оборонного заказа, предоставляется право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, утвержденный приказом Минпромторга России от 27.09.2022 нр. 4070дсп (в ред. приказа Минпромторга России от 14.03.2023 № 823), АО «Молоко» не включено (л. д. 208 т. 1).

Письмо АО «Молоко» от 23.09.2022 (л. д. 14 т. 1), адресованное Военному комиссариату по Далматовскому и Катайскому районам, с просьбой обеспечить бронью работников предприятия, в числе которых указан Барашкин Р. А., не было направлено адресату, что подтверждено пояснениями представителя ответчика АО «Молоко» и не оспаривается в судебном заседании.

Указанное письмо генеральным директором АО «Молоко» было направлено 23.09.2022 посредством мессенджера WhatsApp заместителю главы Катайского района ФИО1 в 16:57 (л. д. 224-227 т. 1).

Из пояснений свидетеля ФИО1 следует, что на момент направления ему вышеуказанного письма он работал заместителем главы Катайского района, членом Призывной комиссии по мобилизации Катайского района на тот момент он не являлся, так как состоял и состоит в резервном составе, который участвует только в том случае, если отсутствует основной состав. На момент поступления вышеуказанного письма основной состав Призывной комиссии по мобилизации Катайского района был на месте. Он посчитал, что письмо директора АО «Молоко», адресованное Военному комиссариату по Далматовскому и Катайскому районам, было направлено ему для сведения, что такое письмо отправлено военному комиссару. Об этом письме он сообщил главе Катайского района. На момент поступления первоначально списка, в котором был указан Барашкин Р. А., в 16:05 и поступления письма о бронировании в 16:57, Барашкину Р. А. в 14:00 уже была вручена повестка по вопросу вызова на военную службу.

Из вышеуказанного следует, что Барашкин Р. А., работая водителем в АО «Молоко» с января 2021 г., состоял в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, и не являлся забронированным работником предприятия, не переведен с общего учета на специальный учет. До начала мобилизации каких-либо действий по бронированию работников, в частности водителя Барашкина Р. А., АО «Молоко» не предпринимало. К организациям, работники которых в обязательном порядке подлежат бронированию, АО «Молоко» не относится.

По смыслу части 1 статьи 23 Федерального закона № 31-ФЗ основной целью бронирования граждан, пребывающих в запасе, является обеспечение на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Следовательно, возможность бронирования граждан, пребывающих в запасе, не является субъективным правом гражданина на предоставление ему отсрочки по мобилизации, а выступает следствием усмотрения предприятия исходя из необходимости обеспечения его нормальной деятельности.

Бронирование работников АО «Молоко» осуществляется исключительно по его воле в целях обеспечения предприятия в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими).

АО «Молоко» правом на бронирование необходимого количества работников, включая истца, до момента объявления мобилизации 22.09.2022 не воспользовалось. Кроме того, АО «Молоко» не представлено в материалы дела объективных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что истец состоит в должности, критически важной для обеспечения нормального и стабильного функционирования организации (предприятия), и отсутствует объективная и реальная возможность передачи его функционала иным работникам. Из пояснений представителя ответчика АО «Молоко» Предеина О. Ю., являющегося генеральным директором, следует, что деятельность предприятия после мобилизации Барашкина Р. А. не приостанавливалась, все обязанности АО «Молоко» исполнялись перед контрагентами в полном объеме.

Соответственно, исковое требование об обязании осуществить бронирование судом признается не обоснованным и не подлежит удовлетворению.

Суд не принимает признание АО «Молоко» исковых требований Барашкина Р. А., поскольку это противоречит нормам действующего законодательства по вышеуказанным основаниям.

Доводы истца о том, что бронирование в отношении него фактически осуществлялось, но не было доведено до результата лишь по причине его ненадлежащего оформления, суд признает необоснованными, поскольку, как установлено судом и не оспаривается всеми участниками спора, меры по оформлению бронирования в АО «Молоко» были предприняты лишь после объявления мобилизации, то есть после 22.09.2022, список работников, которые подлежали бронированию, АО «Молоко» не направлялся ни Призывной комиссии Катайского района, ни Военному комиссариату по Далматовскому и Катайскому районам.

Таким образом, процедура бронирования работника Барашкина Р. А. АО «Молоко» не осуществлена.

Доводы представителя истца и представителя ответчика АО «Молоко» о том, что письмо о бронировании было направлено уполномоченному лицу, опровергаются пояснениями свидетеля ФИО1

Доводы представителя истца о том, что Призывная комиссия Катайского района должна была перенаправить письмо, полученное ФИО1 Венному комиссариату судом, признаются необоснованными, поскольку данное письмо не было получено Призывной комиссией Катайского района, ФИО1 членом Призывной комиссии не являлся.

В соответствии с указанными выше нормами законодательства, регулирующими вопросы призыва на военную службу, мобилизации, бронирования и отсрочки от призыва, бронирование осуществляется заблаговременно. На период мобилизации прекращается бронирование граждан, пребывающих в запасе, призываемых на военную службу по мобилизации, если они в мирное время не были забронированы.

На момент призыва Барашкина Р. А. на военную службу он, согласно карточке гражданина, подлежащего воинскому учету в АО «Молоко» (л. д. 29-30 т. 2), являлся годным к военной службе, состоял на общем воинском учете, на специальный учет как забронированный предприятием не переведен, не имел права на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную статьей 18 Федерального закона № 31-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 24.09.2022 № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации», в связи с чем оспариваемое решение Призывной комиссии Катайского района суд признает соответствующим требованиями действующего законодательства Российской Федерации и не нарушающим прав, свобод и законных интересов истца.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Барашкина Романа Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Курганской области», призывной комиссии по мобилизации граждан Российской Федерации Курганской области, призывной комиссии по мобилизации граждан Российской Федерации Катайского района Курганской области, акционерному обществу «Молоко» о признании незаконным решение призывной комиссии граждан Российской Федерации Катайского района Курганской области о призыве и его отмене, возложении обязанности по надлежащему оформлению процедуры бронирования и предоставлении отсрочки от призыва на военную службу – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2023 года.