ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-394 от 08.11.2010 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

                                                                                    Лахденпохский районный суд Республики Карелия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Лахденпохский районный суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-394/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Республика Карелия г. Лахденпохья 08 ноября 2010 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Шиляеве А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Талья Александра Рейновича о признании незаконным распоряжения Правительства Республики Карелия об отказе в принятии решения о включении земельных участков, принадлежащих Талье А.Р., в границы ,

у с т а н о в и л:

Талья А.Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства РК № 379 р-П от 25.08.2010 г.

В заявлении указал, что согласно п.2 части 5 ст.4.1 ФЗ №191-ФЗ, вопрос о включении в границы населенного пункта земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, на публичные слушания не выносится. Администрация Хийтольского сельского поселения (далее по тексту ХСП), в нарушение вышеупомянутого пункта, вынесла заключение в адрес Министерства природных ресурсов РК (далее по тексту МПР РК) по двум участкам вместе (один - под личное подсобное хозяйство, второй - под индивидуальное жилищное строительство) на одних основаниях, т.е. со ссылкой на итоги слушаний. МПР РК не единожды указавшее Администрации ХСП на непредставление необходимых документов, на вышеописанное нарушение не обратило внимания, что, по мнению Талья А.Р., привело к принятию неверного решения Правительством РК из-за неверности проекта решения (который готовило МПР РК). Решений, по мнению Тальи А.Р. и по смыслу п.2 ч.5 ст.4.1 ФЗ №191-ФЗ, должно быть два, по каждому участку в отдельности. Заявитель полагал, что созданы препятствия к пользованию собственностью, в нарушение ст.130 ГК РФ, так как жилой дом на одном из указанных в решении Правительства РК земельных участков (с кадастровым номером 10:10:010142:4) зарегистрирован «в поселке Тиурула», а участок под ним - «в районе поселка Тиурула» (в этом жилом доме зарегистрирована семья заявителя, в том числе малолетний ребенок). В связи с чем, Талья А.Р. просил признать незаконным и отменить Распоряжение Правительства РК № 379 р-П от 25.08.2010 г.

В судебном заседании Талья А.Р. поддержал заявление по основаниям, указанным в заявлении. Также пояснил, что заявление о включении земельных участков он подавал, чтобы соответствовали статусы земельного участка и принадлежащего ему жилого дома, построенного в 2000 году, так как дом по документам находится в , а участок в районе поселка. На втором участке жилого дома нет, но он находится ближе к центру поселка. Второй участок он просил включить в границы поселка, чтобы внести строение, расположенное на участке, как долю в софинансировании, для получения субсидии на строительство жилья, по программе «Социальное развитие села до 2012 года». Сейчас он это сделать не может, так как участок выделен под дачу, строение зарегистрировано как дача, а надо оформить строение как незавершенное жилищное строительство. Кроме того, невключение участков в границы населенного пункта несет угрозу жизни и здоровья жителей острова, так как в настоящее время на дороге не установлены знаки ограничения скорости, учитывая, что остров Кильпола не входит в границы населенного пункта.

Заинтересованные лица - представитель Министерства природных ресурсов РК и представитель Правительства РК, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

От представителя Министерства природных ресурсов РК и Правительства РК РМ, действующей на основании доверенностей, поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей данных заинтересованных лиц.

Поступил отзыв из Правительства РК, в котором полагали требования заявителя необоснованными, а заявление не подлежащим удовлетворению. Ссылаясь на положения ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, ст. 13 ГК РФ, указали, что основанием для признания действия (бездействия) государственного органа незаконным является одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону, 2) нарушение данным решением, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Заявитель не обосновал и документально не подтвердил факт наличия данных условий, в том числе в их совокупности.

Правительство РК является органом, уполномоченным на принятие решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ гражданин Талья А.Р. в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», обратился в Администрацию ХСП с заявлением о включении 2-х земельных участков, расположенных на острове Кильпола Ладожского озера, в Лахденпохском муниципальном районе РК, в границу населённого пункта посёлка Тиурула.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 20 статьи 4.1 указанного закона исполнительный орган государственной власти субъекта РФ может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населённого пункта, если в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ поступило заключение о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в границу населённого пункта от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которого расположен населённый пункт, а также при наличии лиц, участвовавших в публичных слушаниях по этому вопросу, несогласных с таким включением.

Заключение органа местного самоуправления о нецелесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов является основанием для принятия органом исполнительной власти отрицательного решения по заявлению заинтересованного лица.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация ХСП подготовила заключение о невозможности и нецелесообразности включения спорных земельных участков в границы населенного пункта поселка Тиурула, поскольку границы поселка Тиурула могут быть расширены за счет включения в границы населенного пункта части острова Кильпола, а не отдельных земельных участков, расположенных на нем.

Кроме того, аналогичное решение о невозможности и нецелесообразности включения спорных земельных участок в границы населенного пункта было принято по результатам проведенных Администрацией ХСП публичных слушаний, о чем имеется протокол от ДД.ММ.ГГГГ

На основании полученных из Администрации документов, учитывая отрицательное заключение Администрации, МПР РК подготовило для Правительства РК предложение об отказе включения земельных участков в границу населенного пункта поселка Тиурула и направило его в Правительство РК для принятия соответствующего решения.

Распоряжением Правительства РК от 25.08.2010 № З79р-П Талье А.Р. отказано в принятии решения о включении принадлежащих ему двух земельных участков в границу населенного пункта - .

При изложенных обстоятельствах, распоряжение Правительства РК от 25.08.2010 № 379р-п было принято в пределах полномочий Правительства Республики Карелия и при наличии к тому оснований, предусмотренных пунктом 20 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", в связи с чем отсутствуют основания для признания его недействительным.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и охраняемых законом интересов, оспариваемым распоряжением.

Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона, участвующая в деле должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Применительно к данной ситуации это означает, что нарушение прав и законных интересов должен доказать заявитель.

Ссылка заявителя на создание Правительством РК препятствий к пользованию его собственностью ничем не обоснованна и не подтверждается представленными в дело доказательствами. Само по себе нахождение спорных земельных участков вне границ населенного пункта никоим образом не ограничивает право заявителя на законное владение, пользование и распоряжение, принадлежащим ему имуществом.

Таким образом, отсутствие нарушенных прав заявителя является основанием для отказа в удовлетворении требований Талья А.Р. В связи с чем, просили в удовлетворении требований Талья А.Р. отказать.

Заинтересованное лицо - представитель Администрации Хийтольского сельского поселения в судебное заседание не явился, уведомлен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав заявителя, свидетеля, исследовав материалы дела, материалы гражданских дел №№ 2-332/2010, 2-367/2009, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

Установлено, что за Тальей А.Р. на праве собственности зарегистрированы: 1) земельный участок, категории земель сельскохозяйственного назначения, под индивидуальный жилищный фонд, общей площадью 1200 кв.м., расположенный в ,  №  кадастрового района, кадастровый номер № (л.д.6); 2) жилой дом, расположенный по адресу: , , , находящийся на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.7); 3) земельный участок площадью 9000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства и строительства дачного дома, расположенный по адресу: , , кадастровый номер № (л.д.8); 4) жилое строение, расположенное на дачном земельном участке по адресу: ,  (л.д.9).

  в границы  не включен. Жилой дом, расположенный по адресу: , ,  зарегистрирован в РГЦ «Недвижимость» ДД.ММ.ГГГГ, дом находится на земельном участке, расположенном за границами поселка (гр. дело №, л.д. 59, 194).

ДД.ММ.ГГГГ гражданин Талья А.Р. в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 191), обратился в Администрацию ХСП с заявлением о включении 2-х земельных участков, площадью 9000 кв.м, и 1200 кв.м., с кадастровыми номерами 10:10:010142:005 и 10:10:010142:004, принадлежащих ему на праве собственности, расположенных на острове Кильпола Ладожского озера, в Лахденпохском районе РК, в границу населённого пункта посёлка Тиурула. Мотивировано заявление тем, что жилой дом, в котором он зарегистрирован, по документам находится в поселке Тиурула, тогда как земельный участок, на котором расположен дом, в границах поселка (л.д. 33).

Из материалов дела следует, что заявление Тальи А.Р. от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ХСП было утрачено. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Тальей А.Р. было составлено повторное заявление о включении 2-х земельных участков в границу населённого пункта посёлка Тиурула по тем же основаниям (л.д.12).

ДД.ММ.ГГГГ Главой ХСП принято распоряжение № о проведении публичных слушаний по вопросу включения в границы поселка Тиурула земельных участков, принадлежащих Талье А.Р. на праве собственности, которое опубликовано в районной газете «Призыв» (л.д.19, 22).

Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных Администрацией ХСП по вопросу включения в границы   РК земельных участков принято решение: о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков в границы поселка (л.д.17).

Главой Администрации ХСП от ДД.ММ.ГГГГ №-П вынесено постановление о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков с кадастровыми номерами 10:10:010142:004 и 10:10:010142:005 в границы  в настоящее время, так как данные участки будут включены в целом по о.Кильпола (л.д.18).

Решение о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков в границы поселка направлено Администрацией ХСП в адрес Министерства природных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ исх. № (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов Администрацией ХСП было направлено заключение, из которого следует, что Администрация полагает невозможным включить земельные участки в границы населенного пункта. Границы поселка Тиурула могут быть расширены за счет включения в границы населенного пункта части острова Кильпола, а не отдельных земельных участков, расположенных на нем. Земельные участки расположены от границ населенного пункта на расстоянии 1,2 км. (л.д.14).

Министерство природных ресурсов РК подготовило для Правительства РК предложение об отказе включения земельных участков, принадлежащих Талье А.Р. в границу населенного пункта поселка Тиурула и направило его в Правительство РК для принятия соответствующего решения (л.д. 27).

Распоряжением Правительства РК от 25.08.2010 № З79р-П Талье А.Р. отказано в принятии решения о включении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 10:10:010142:5 и 10:0:010142:4, площадью 9000 кв.м. 1200 кв.м. соответственно в границу населенного пункта -  (л.д. 5).

Свидетель АА показал, что у некоторых других жителей поселка ситуация с земельными участками аналогична с ситуацией Тальи А.Р.

В силу п. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 191 до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года, включение земельных участков в границы населённых пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 54 Конституции Республики Карелия, статье 1 Закона Республики Карелия от 27.04.1999 N 348-3PK "О Правительстве Республики Карелия" (далее - Закон о Правительстве) высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия является Правительство РК.

В соответствии со статьей 12 Закона «О Правительстве Республики Карелия» в состав полномочий Правительства РК входит осуществление полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией РК, законами РК, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Статьей 14 Закона «О Правительстве РК» установлено, что Правительство РК в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РК, которые являются обязательными для исполнения на всей территории Республики Карелия и вступают в силу со дня их подписания.

На основании пункта 41.1 Положения о Министерстве природных ресурсов РК, утвержденного Указом Главы Республики Карелия № 3 от 24.01.2008, Министерство разрабатывает предложения для Правительства Республики Карелия о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов.

Из изложенного следует, что уполномоченным органом на принятие решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов является Правительство Республики Карелия.

Согласно пунктов 4, 5 ст.4.1 Федерального закона № 191 физическое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Согласно ч.18 Федерального закона № 191 исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

В ч.20 Федерального закона № 191 указано, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт.

На основании изложенного суд полагает, что заявление Тальи А.Р. удовлетворению не подлежит, распоряжение Правительства РК от 25.08.2010 № 379р-п было принято в пределах полномочий Правительства РК, при наличии к тому оснований, предусмотренных пунктом 20 статьи 4.1 Федерального закона № 191.

Ссылка заявителя на создание Правительством РК препятствий к пользованию его собственностью ничем не обоснованна и не подтверждается исследованными материалами. Само по себе нахождение спорных земельных участок вне границ населенного пункта не ограничивает право заявителя на законное владение, пользование и распоряжение, принадлежащим ему имуществом.

Неправомерны доводы заявителя о том, что Администрация ХСП не имела права проводить публичные слушания по вопросу о включении в границы населенного пункта земельного участка, на котором находится принадлежащий ему жилой дом, по мотиву того, что участок предоставлен под жилищное строительство. В соответствии с п. 5 ст.4.1 Федерального закона № 191 публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта не проводятся в случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства. Цель включения указанного земельного участка в границы населенного пункта иная, о чем Талья А.Р. указал в своем заявлении, поданном в Администрацию ХСП, а также подтвердил данное обстоятельство в судебном заседании. Кроме того, жилой дом был построен и сдан в эксплуатацию в 2001 году, то есть до подачи Тальей А.Р. заявления в Администрацию ХСП о включении земельного участка в границы населенного пункта, из чего следует, что жилищное строительство не могло являться целью включения земельного участка в границы .

Несостоятельны ссылки Тальи А.Р. на отсутствие на острове Кильпола ограничительных дорожных знаков и как следствие нарушение его прав со стороны Правительства РК. Включение двух принадлежащих заявителю земельных участков в границы поселка не является основанием для установки дорожных знаков, ограничивающих скоростной режим на дороге, так как остальная часть территории острова Кильпола в границы поселка Тиурула не включена.

Таким образом, отсутствие нарушенных прав заявителя со стороны Правительства РК, при принятии оспариваемого распоряжения, является основанием для отказа в удовлетворении требований Талья А.Р.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: А. Б. Каменев

Решение в окончательной форме составлено: 13 ноября 2010 года.

Председательствующий: А. Б. Каменев