ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3942/2021 от 30.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

№ 2-3942/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 года г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Филипповой К.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг», ФГБУ «ФКП Росреестра» о предоставлении государственной услуги,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с иском к СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг», ФГБУ «ФКП Росреестра» о предоставлении государственной услуги, указав в обосновании исковых требований следующее.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МФЦ за получением выписок из ЕГРН по трем объектам, где получил три документа для оплаты. В этот же день в отделении Сбербанка истец произвел оплату по полученным в МФЦ платежным документам, содержащим уникальные QR-коды.

В МФЦ ему сообщили, что выписки из ЕГРН будут готовы ДД.ММ.ГГГГ, платежные документы необходимо будет представить при получении выписок.

ДД.ММ.ГГГГ истцу позвонили из МФЦ и сообщили об оставлении заявлений без рассмотрения по причине отсутствия оплаты.

Просит суд обязать СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг» обеспечить надлежащую передачу запросов истца в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области; обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области выдать истцу три оплаченные выписки из ЕГРН; взыскать с надлежащего ответчика 15000 руб. в возмещение расходов на юридическую помощь и 300 руб. в возврат госпошлины.

В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования.

Ответчики иск не признали.

Представитель СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг» ФИО2 пояснил, что при оформлении запросов УИН формируется автоматически. Запрос передается в орган, осуществляющий оказание государственной услуги.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области ФИО3 пояснил, что запросы, переданные из МФЦ по заявлениям ФИО1, содержали иные УИН, нежели, чем указанные в платежных документах.

Представитель третьего лица УФК по Смоленской области ФИО4 подтвердила факт поступления на счет Управления Росреестра денежных средств от ФИО1 по платежным документам от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с положениями ст.62 ФЗ РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования (ч.1).

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются на основании запроса, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Запрос, представленный не по установленной в соответствии с настоящей частью форме и (или) с нарушением установленного в соответствии с настоящей частью порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, считается неполученным и не рассматривается, о чем заявитель уведомляется не позднее срока, установленного частью 9 настоящей статьи (ч.5).

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч.6).

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (ч.9).

Таким учреждением является подведомственное Росреестру федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").

Порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов о предоставлении сведений в федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, и порядок передачи таким учреждением подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным многофункциональным центром и федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, соглашением о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При представлении в многофункциональный центр запроса о предоставлении сведений многофункциональный центр передает в федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, такой запрос и прилагаемые к нему документы в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного сотрудника многофункционального центра. При наличии в запросе о предоставлении сведений указания о выдаче подготовленных федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, документов через многофункциональный центр такое учреждение направляет в многофункциональный центр для выдачи заявителю (его представителю) такие документы в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью федерального государственного бюджетного учреждения, указанного в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона (ч.10).

В силу ч.2 ст.63 Закона сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 настоящей статьи, аналитическая и иная информация предоставляются за плату. Размер, порядок взимания и возврата платы за предоставление указанных сведений и информации (за исключением аналитической информации) устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 N 457 приказом Росреестра от 27 сентября 2019 г. N П/0401 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.

Согласно п.32 административного регламента в целях выполнения установленных Административным регламентом процедур наделенное в соответствии с указанным в пункте 31 Административного регламента решением Росреестра полномочиями федеральное государственное бюджетное учреждение считается органом регистрации прав, и положения Административного регламента применяются к нему в полном объеме.

В силу пп.2 п.36 административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются: предоставление органом регистрации прав сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде выписки из ЕГРН или ином виде, установленном в соответствии с частью 6 статьи 62 Закона о регистрации.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен Законом о регистрации (37 административного регламента).

Согласно п.42 административного регламента государственная услуга предоставляется при поступлении в орган регистрации прав от заявителя (его представителя) запроса в соответствии с пунктами 1 - 60 порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 N 968.

При представлении запроса в бумажном виде при личном обращении (в том числе при личном обращении в многофункциональный центр) заявителю в момент подачи запроса выдается уникальный идентификатор начисления для осуществления оплаты (п.61 административного регламента).

Если запрос представлен в электронной форме, орган регистрации прав в момент обращения направляет заявителю сообщение с указанием уникального идентификатора начисления способами, указанными в запросе, для осуществления оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.

В силу п.74 административного регламента орган регистрации прав отказывает в предоставлении государственной услуги, если:

1) с запросом о предоставлении сведений ограниченного доступа обратилось лицо, которому в соответствии с Законом о регистрации такие сведения предоставлены быть не могут;

2) в запросе отсутствуют сведения, необходимые для однозначной идентификации объекта недвижимости или правообладателя, информация о которых интересует заявителя, и у органа регистрации прав отсутствует возможность уточнить содержание запроса способами, указанными в пункте 67 Административного регламента;

3) за выдачей копии документа, выражающего содержание сделки, обратилось ненадлежащее лицо, в том числе если представитель правообладателя (лица, которому может быть выдана копия документа, выражающего содержание сделки) не уполномочен надлежащим образом на получение копии документа, выражающего содержание сделки;

4) в реестровом деле отсутствует подлинный экземпляр документа, выражающего содержание сделки, за выдачей копии которого обратился правообладатель, в том числе в случаях, когда подлинник данного документа, выражающего содержание сделки, признан вещественным доказательством и его выемка произведена в установленном федеральным законом порядке (за исключением случаев, когда Закон о регистрации допускает помещение в реестровое дело копии документа, выражающего содержание сделки);

5) реестровое дело (тома дела), в которое были помещены запрашиваемые документы, уничтожено в связи с истечением срока хранения в соответствии с пунктом 57 порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, утвержденных приказом Росреестра от 23 декабря 2015 г. N П/666 "Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость".

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют (п.75 административного регламента).

Согласно п.77, п.79 административного регламента на основании части 2 статьи 63 Закона о регистрации за предоставление государственной услуги взимается плата. Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации утвержден пунктом 1 приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 N 967 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации".

Приказом Росреестра от 13 мая 2020 N П/0144 утвержден Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации, соответствии с которым внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации осуществляется после представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации (далее - запрос) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы либо в подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости и получения уникального идентификатора начисления, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 7 настоящего Порядка (п.2).

Банковские реквизиты для перечисления платежа размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Банковские реквизиты для перечисления части от установленной платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа, сформированного многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) и подтверждающего содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления соответствующей государственной услуги органом регистрации прав (далее - часть от установленной платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН), которую вправе получать многофункциональный центр в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, размещаются на официальном сайте многофункционального центра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п.3).

Внесение платы должно быть осуществлено не позднее семи календарных дней с даты получения уникального идентификатора начисления. Внесение платы осуществляет лицо, подавшее запрос (п.4).

При представлении запроса в бумажном виде при личном обращении уникальный идентификатор начисления выдается заявителю в момент подачи запроса (п.5).

Орган регистрации прав не вправе требовать от заявителя представления документа, подтверждающего перечисление платежа. Заявитель вправе представить документы, подтверждающие факт оплаты (квитанция, чек-ордер, платежное поручение с отметкой о его исполнении, иные документы, подтверждающие факт оплаты), в орган регистрации прав по собственной инициативе в любой момент до получения им сведений, содержащихся в ЕГРН, в том же виде, в котором заявителем подавался запрос о предоставлении таких сведений (п.10).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлениями о предоставлении сведений из ЕГРН по трем объектам.

Заявлениям присвоены регистрационные номера

ФИО1 для оплаты выданы три квитанции, содержащие реквизиты платежей и УИН соответственно.

В день обращения ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в отделении Сбербанка произведена оплата по указанным платежным документам; в чеках указаны данные УИН.

Денежные средства поступили на счет Управления Росреестра по Смоленской области в УФК.

Выписки из ЕГРН ФИО1 выданы не были, поскольку в запросах, переданных из МФЦ в Росреестр, были указаны иные УИН: по запросу

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.

Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что государственная услуга должна была быть оказана ФИО1 в установленные сроки, поскольку им была внесена плата на освоении платежных документов, выданных ему в МФЦ.

При таком положении, требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части оказания государственной услуги уполномоченным органом.

В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Вместе с тем, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, в соответствии с ч.1 ст.98, ч.1 ст.94 ГПК РФ с надлежащего ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная при подаче искового заявления.

В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом представлен договор, заключенный им ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5, предметом которого является оказание юридических услуг при досудебном разбирательстве и судебном споре между заказчиком и СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг», ФГБУ «ФКП Росреестра», УФК по Смоленской области о выдаче выписок из ЕГРН.

Вознаграждение исполнителя составляет 15000 руб. В договоре имеется расписка исполнителя в получении вознаграждения.

Как разъяснено в п.10 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Расходы, обусловленные рассмотрением, разрешением и урегулированием спора во внесудебном порядке (обжалование в порядке подчиненности, процедура медиации), не являются судебными издержками и не возмещаются согласно нормам главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ, главы 9 АПК РФ (п.3 Постановления).

ФИО5 присутствовал в судебных заседаниях по настоящему делу вместе с самим истцом, однако какие-либо процессуальные действия в интересах доверителя не совершал, что исключает возложение каких-либо расходов, связанных с его участием в деле, на ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области не позднее, чем в течение трех рабочих дней со дня вступления решения в законную силу, предоставить ФИО1 сведения из ЕГРН во исполнение обращений от ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ФГБУ «ФКП Росреестра» в пользу ФИО1 300 руб. в возврат госпошлины.

В удовлетворении иных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2021.