ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3943/2014 от 24.07.2014 Тверской районного суда (Город Москва)

Дело № 2-3943/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2014 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Захарове В.К.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя Мэра и Правительства Москвы ФИО2,

в открытом судебном заседании, в помещении суда рассмотрев граждан­ское дело по заявлениюФИО1 к Мэру Москвы, замести­телю Мэра в Правительстве Москвы и Правительству Москвы о возложении обязанности по приведению правового акта в соответствие с федеральным за­коном и возложении обязанности по выделению денежных средств,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором с уточнениями просил:

- обязать первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы ФИО3 привести пункт 4.2.1 утвержденного 12 октября 2007 года «Порядка установки ин­дивидуальных приборов учета и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государ­ственными учреждениями города Москвы, инженерными службами районов, префектурами административных округов» (далее – Порядок) в соот­ветствие с требованиями Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;

- обязать Правительство Москвы, возглавляемое ФИО3, выде­лить необходимые денежные средства для проверки ИПУ, установленных за счет бюджетных средств Государственному казенному учреждению города Москвы «Инженерной службе района Ростокино» в соответствии с пунктом 1 статьи 13Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспече­нии единства измерений».

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указал, что установленные ему в квартире бесплатно счетчики воды должны ежегодно проходить бесплатную проверку. Неоднократно по этому вопросу обращался в инженерную службу района. Из полученных ответов узнал о Порядке, который по его мнению не соответствует федеральному закону.

Представитель представителя Мэра и Правительства Москвы требования ФИО1 не признала, дала объяснения по доводам и основаниям, изло­женным в письменном отзыве.

Заслу­шав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 40 Устава города Москвы, утвержденного Законом го­рода Москвы от 28 июня 1995 года, Мэр Москвы является высшим должност­ным лицом города Москвы.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава города Москвы Мэр Москвы непо­средственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распоря­дительные функции в пределах своих полномочий.

Статьей 44 Устава города Москвы распределение обязанностей между членами Правительства Москвы устанавливается Мэром Москвы.

Согласно ст. 4 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Прави­тельстве Москвы» членами Правительства Москвы являются Мэр Москвы, за­местители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые), мини­стры Правительства Москвы.

Члены Правительства Москвы не вправе совершать действия, влекущие неисполнение решений Правительства Москвы или противоречащие решениям Правительства Москвы.

В соответствии с п. 2 распределения обязанностей между Мэром Москвы и заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы, утвержденного рас­поряжением Мэра Москвы от 27 июля 2012 года № 620-РМ, ФИО3 - за­меститель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-ком­мунального хозяйства и благоустройства обеспечивает координацию деятель­ности органов исполнительной власти и организаций города Москвы в решении задач городского хозяйства, предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Что также соответствовало ранее действующему распределению обязан­ностей, утвержденному распоряжением Мэра Москвы от 28 февраля 2008 года № 41-РМ.

12 октября 2007 года заместителем Мэра Москвы ФИО3 согла­сован «Порядок установки индивидуальных приборов учета и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляю­щими организациями, государственными учреждениями города Москвы инже­нерными службами районов, префектурами административных округов», од­нако, указанный Порядок не обладает нормативными правовыми характеристи­ками указанными в ст. 1 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года № 25 и носит рекомендательный характер.

О рекомендательном характере свидетельствует и п. 1.1.2 Порядка, уста­навливающий, что Порядок разработан с целью методического обеспечения ре­ализации потребителями права на оплату коммунальных услуг (горячая вода, холодная вода и водоотведение) исходя из фактического объема потребления согласно показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях (далее - ИПУ), а также создания на их основе внутридомовых тех­нических средств, обеспечивающих обработку и автоматизированную передачу данных об объемах потребляемых ресурсов в общегородскую систему коммер­ческого учета потребления энергоресурсов (далее - ВТС).

В соответствии со статьями 1, 421 и 422 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора при соблюдении требований законода­тельства. Это означает, что собственник ИПУ для проведения работ по уста­новке и поверке ИПУ вправе самостоятельно выбрать любую организацию, об­ладающую необходимыми разрешительными документами.

Установка индивидуальных приборов учета воды за счет бюджета города Москвы осуществляется на основании постановления Правительства Москвы от 29 мая 2007 года № 406-ПП «О мерах по дальнейшему стимулированию эко­номии водопотребления в жилищном фонде города Москвы».

В случае, если ИПУ установлены за счет средств бюджета города Москвы, они передаются в пользование жителям на основании соответствую­щего договора, предусматривающего обязанность пользователя осуществлять, в том числе, поверку ИПУ за счет собственных средств.

Таким образом, работы по установке и поверке индивидуальных приборов учета не отне­сены к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартир­ного дома и/или коммунальным услугам. В связи с этим, порядок их проведе­ния определяется действующим законодательством и осуществляется на осно­вании договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, за счет собственных средств собственника (нанимателя) жилого помещения. Работы, услуги в соответствии с Гражданским кодексом РФ вы­полняются на основании договора. В случае проведения работ по установке и поверке индивидуального прибора учета договор должен быть заключен в про­стой письменной форме.

Вопросы технического обслуживания ИПУ оговорены в пункте 3.1. Договора , заключенного 12 декабря 2007 года между ФИО1 и ГУП города Москвы ДЕЗ района «Ростокино».

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должност­ных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в по­рядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единолич­ные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено судом, Порядок утвержден уполномоченным должным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий. Данный Порядок не нарушает права и свободы ФИО1; ему не созданы препятствия к осу­ществлению его прав и свобод; на него как на гражданина незаконно не возло­жена какая-либо обязанность или он незаконно не привлечен к ответственно­сти.

Деятельность должностного лица по утверждению Порядка находится вне сферы правоотношений, возникающих непосредственно заявителем и заме­стителем Мэра в Правительстве Москвы.

Каких-либо оснований, указанных в статье 8 ГК РФ, влекущих безуслов­ную обязанность первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы ФИО3 по приведению пункта 4.2.1. утвержденного 12 октября 2007 года «По­рядка установки индивидуальных приборов учета и внутридомовых техниче­ских средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплу­атации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими ор­ганизациями, государственными учреждениями города Москвы, инженерными службами районов, префектурами административных округов» в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обес­печении единства измерений» не имеется, заявителем таких оснований в силу статей 257, 56 ГПК РФ ничего не сообщено.

Следовательно, заявление ФИО1 в этой части требований явля­ется необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении.

Вопреки доводам ФИО1 об обратном, Порядок не противоречит Федеральному закону от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении един­ства измерений».

Каких-либо законных оснований для возложения обязанности на Прави­тельство Москвы, возглавляемое ФИО3, для выделения необходи­мых денежных средств для проверки ИПУ, установленных за счет бюджетных средств Государственному казенному учреждению города Москвы «Инженер­ной службе района Ростокино» не имеется; ФИО1 участником бюд­жетных взаимоотношений не является.

При таких данных заявление ФИО1 в части требований о возло­жении обязанности на Правительство Москвы по выделению денежных средств как необоснованное также подлежит отказу в удовлетворении.

Таким образом, признавая заявление ФИО1 в полном объеме за­явленных требований необоснованным, беспредметным, суд отказывает в его удовлетворении полностью.

Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления заявлениюФИО1 к Мэру Москвы, заместителю Мэра в Правительстве Москвы и Правительству Москвы о возложении обязанности по приведению правового акта в соответ­ствие с федеральным законом и возложении обязанности по выделению денеж­ных средств, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский го­родской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров