Дело № 2-3943/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2014 года город Москва.
Тверской районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,
при секретаре Захарове В.К.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя Мэра и Правительства Москвы ФИО2,
в открытом судебном заседании, в помещении суда рассмотрев гражданское дело по заявлениюФИО1 к Мэру Москвы, заместителю Мэра в Правительстве Москвы и Правительству Москвы о возложении обязанности по приведению правового акта в соответствие с федеральным законом и возложении обязанности по выделению денежных средств,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором с уточнениями просил:
- обязать первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы ФИО3 привести пункт 4.2.1 утвержденного 12 октября 2007 года «Порядка установки индивидуальных приборов учета и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы, инженерными службами районов, префектурами административных округов» (далее – Порядок) в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;
- обязать Правительство Москвы, возглавляемое ФИО3, выделить необходимые денежные средства для проверки ИПУ, установленных за счет бюджетных средств Государственному казенному учреждению города Москвы «Инженерной службе района Ростокино» в соответствии с пунктом 1 статьи 13Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указал, что установленные ему в квартире бесплатно счетчики воды должны ежегодно проходить бесплатную проверку. Неоднократно по этому вопросу обращался в инженерную службу района. Из полученных ответов узнал о Порядке, который по его мнению не соответствует федеральному закону.
Представитель представителя Мэра и Правительства Москвы требования ФИО1 не признала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Устава города Москвы, утвержденного Законом города Москвы от 28 июня 1995 года, Мэр Москвы является высшим должностным лицом города Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава города Москвы Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.
Статьей 44 Устава города Москвы распределение обязанностей между членами Правительства Москвы устанавливается Мэром Москвы.
Согласно ст. 4 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы» членами Правительства Москвы являются Мэр Москвы, заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые), министры Правительства Москвы.
Члены Правительства Москвы не вправе совершать действия, влекущие неисполнение решений Правительства Москвы или противоречащие решениям Правительства Москвы.
В соответствии с п. 2 распределения обязанностей между Мэром Москвы и заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы, утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 27 июля 2012 года № 620-РМ, ФИО3 - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти и организаций города Москвы в решении задач городского хозяйства, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Что также соответствовало ранее действующему распределению обязанностей, утвержденному распоряжением Мэра Москвы от 28 февраля 2008 года № 41-РМ.
12 октября 2007 года заместителем Мэра Москвы ФИО3 согласован «Порядок установки индивидуальных приборов учета и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов, префектурами административных округов», однако, указанный Порядок не обладает нормативными правовыми характеристиками указанными в ст. 1 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года № 25 и носит рекомендательный характер.
О рекомендательном характере свидетельствует и п. 1.1.2 Порядка, устанавливающий, что Порядок разработан с целью методического обеспечения реализации потребителями права на оплату коммунальных услуг (горячая вода, холодная вода и водоотведение) исходя из фактического объема потребления согласно показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях (далее - ИПУ), а также создания на их основе внутридомовых технических средств, обеспечивающих обработку и автоматизированную передачу данных об объемах потребляемых ресурсов в общегородскую систему коммерческого учета потребления энергоресурсов (далее - ВТС).
В соответствии со статьями 1, 421 и 422 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора при соблюдении требований законодательства. Это означает, что собственник ИПУ для проведения работ по установке и поверке ИПУ вправе самостоятельно выбрать любую организацию, обладающую необходимыми разрешительными документами.
Установка индивидуальных приборов учета воды за счет бюджета города Москвы осуществляется на основании постановления Правительства Москвы от 29 мая 2007 года № 406-ПП «О мерах по дальнейшему стимулированию экономии водопотребления в жилищном фонде города Москвы».
В случае, если ИПУ установлены за счет средств бюджета города Москвы, они передаются в пользование жителям на основании соответствующего договора, предусматривающего обязанность пользователя осуществлять, в том числе, поверку ИПУ за счет собственных средств.
Таким образом, работы по установке и поверке индивидуальных приборов учета не отнесены к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и/или коммунальным услугам. В связи с этим, порядок их проведения определяется действующим законодательством и осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, за счет собственных средств собственника (нанимателя) жилого помещения. Работы, услуги в соответствии с Гражданским кодексом РФ выполняются на основании договора. В случае проведения работ по установке и поверке индивидуального прибора учета договор должен быть заключен в простой письменной форме.
Вопросы технического обслуживания ИПУ оговорены в пункте 3.1. Договора №, заключенного 12 декабря 2007 года между ФИО1 и ГУП города Москвы ДЕЗ района «Ростокино».
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом, Порядок утвержден уполномоченным должным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий. Данный Порядок не нарушает права и свободы ФИО1; ему не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод; на него как на гражданина незаконно не возложена какая-либо обязанность или он незаконно не привлечен к ответственности.
Деятельность должностного лица по утверждению Порядка находится вне сферы правоотношений, возникающих непосредственно заявителем и заместителем Мэра в Правительстве Москвы.
Каких-либо оснований, указанных в статье 8 ГК РФ, влекущих безусловную обязанность первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы ФИО3 по приведению пункта 4.2.1. утвержденного 12 октября 2007 года «Порядка установки индивидуальных приборов учета и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы, инженерными службами районов, префектурами административных округов» в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» не имеется, заявителем таких оснований в силу статей 257, 56 ГПК РФ ничего не сообщено.
Следовательно, заявление ФИО1 в этой части требований является необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении.
Вопреки доводам ФИО1 об обратном, Порядок не противоречит Федеральному закону от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Каких-либо законных оснований для возложения обязанности на Правительство Москвы, возглавляемое ФИО3, для выделения необходимых денежных средств для проверки ИПУ, установленных за счет бюджетных средств Государственному казенному учреждению города Москвы «Инженерной службе района Ростокино» не имеется; ФИО1 участником бюджетных взаимоотношений не является.
При таких данных заявление ФИО1 в части требований о возложении обязанности на Правительство Москвы по выделению денежных средств как необоснованное также подлежит отказу в удовлетворении.
Таким образом, признавая заявление ФИО1 в полном объеме заявленных требований необоснованным, беспредметным, суд отказывает в его удовлетворении полностью.
Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления заявлениюФИО1 к Мэру Москвы, заместителю Мэра в Правительстве Москвы и Правительству Москвы о возложении обязанности по приведению правового акта в соответствие с федеральным законом и возложении обязанности по выделению денежных средств, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Е.В. Комиссаров