ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3945/2013 от 17.06.2013 Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3945/2013 17 июня 2013 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт-Петербурга   в составе председательствующего судьи Барминой Е.А.,

при секретаре Высотиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климентова Р.В. к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа согласовать проект перепланировки жилого помещения, обязании согласовать проект перепланировки жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Климентов Р.В. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании отказа Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным, обязании согласовать проект перепланировки жилого помещения. Свои исковые требования обосновывает тем, что он является собственником квартиры Х. С целью перевода квартиры в нежилой фонд для обустройства магазина промышленных товаров, 24.04.2012 года было получено разрешение Комитета по градостроительству и архитектуре на разработку проекта устройства отдельного входа и замене оконных заполнений на витринные со стороны лицевого фасада здания. ООО «Х» разработало проект перепланировки, который был согласован в федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, было получено экспертное заключении о соответствии проекта СанПиНам и СН. Проект был согласован с ГУ МЧС России по Санкт-Петербург, с комитетом по благоустройству. Проект перепланировки помещения был предоставлен в МВК Калининского района для получения разрешения на перепланировку с целью перевода в нежилое помещение. Однако МВК Калининского района в согласовании проекта перепланировки отказало.

Представитель истца по ордеру и доверенности Гуськова Т.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении (л.д. 4-7), а также в представленной суду письменной позиции (л.д. 105-107).

Представитель ответчика по доверенности Пшенкова Я.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признает по основаниям, указанным в письменных возражениях, согласно которым переустройство жилого помещения повлечет увеличение высоты проема в наружной стене путем демонтажа части подоконного пространства и демонтажа подоконного участка наружной самонесущей панели. Избранный способ устройства отдельного входа фактически предполагает изменение уже существующих габаритов проема в сторону увеличения. Представленное истцом положительное заключение не содержит каких-либо исследований относительно устройства отдельного входа при перепланировке жилого помещения. Кроме того, Прокуратурой Санкт-Петербурга было вынесено предостережение о недопустимости согласований проектов при условии устройства отдельного входа в помещение путем пробития или расширения проемов во внешних и внутренних стенах крупноблочных и крупнопанельных домов (л.д. 94-97).

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Климентов Р.В. является собственником жилого помещения – квартиры Х, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав (л.д. 9), свидетельством о государственной регистрации прав (л.д. 31).

Истцом получено разрешение Комитета по градостроительству и архитектуре на разработку проекта устройства отдельного входа и замены оконных заполнений на витринные с понижением нижней отметки со стороны лицевого фасада здания в соответствии с ранее согласованной концепцией устройства входов по указанному адресу (л.д. 40-41).

ООО «Х» составлен проект перепланировки вышеуказанной квартиры шифр: Х под промтоварный магазин для перевода в нежилой фонд (л.д. 26-89).

Согласно п. 3.4.1 Пояснительной записки вышеуказанного проекта, устройство отдельного входа в помещение предполагает демонтаж подоконного участка по оси «А» (возможно без усиления (л.д. 56).

ЗАО «Х» составлено Положительное заключение, согласно которому проект перепланировки квартиры под магазин промышленных товаров имеет все необходимые согласования на проектные решение, разработанные в нем, соответствует требованиям строительно-технической документации и не снижает безопасность дальнейшей эксплуатации жилого дома (л.д. 14-25).

18.04.2012 года истцом получена справка из Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, согласно которой дом Х не относится ни к числу выявленных объектов культурного наследия, ни к числу объектов культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения (л.д. 39).

Проект перепланировки квартиры был согласован с Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга (л.д. 43-44), Управлением надзорной деятельности МЧС России по Санкт-Петербургу (л.д. 45), федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (л.д. 46-48).

Согласно исковому заявлению, истец представил в Администрацию Калининского района Санкт-Петербург на согласования вышеуказанный проект перепланировки жилого помещения, а также все необходимые документы. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

18.03.2013 года Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга был составлен письменный ответ на обращение истца по поводу перепланировки жилого помещения, согласно которому перепланировка не может быть согласована в связи с несоответствием представленной проектной документации требованиям законодательства. В данном решении об отказе в согласовании перепланировки указано, что проектом перепланировки предусмотрено расширение проема в стене крупнопанельного многоквартирного дома, согласно предостережению заместителя прокурора Санкт-Петербурга, пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, устройство отдельного входа в помещении путем пробития или расширения проемов во внешних и внутренних стенах крупноблочных и крупнопанельных зданий недопустимо (л.д. 8).

В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Статьей 22 Жилищного кодекса РФ определены условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. В части 1 ст. 22 ЖК РФ закреплено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (ч. 2 ст. 23 ЖК РФ).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 указанной статьи (ч. 3 ст. 23 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В силу положений ст. 27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 ЖК РФ возложена на заявителя;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 27 ЖК РФ.

Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации (далее Правила) утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) № Х от 27.09.2003 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Указанные Правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Отказывая истцу в согласовании проекта перепланировки квартиры, в своем ответе от 18.03.2013 года (л.д. 8), Администрация Калининского района Санкт-Петербурга ссылается на недопустимость нарушения п. 4.2.4.9 Правил.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда содержат несколько разделов, в том числе раздел 4 – «Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций», содержащий п. 4.2 – «Стены». В данном пункте содержатся отдельные подпункты, которые регулируют техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций стен в зависимости от различных материалов, в частности 4.2.1 - стены каменные (кирпичные, железобетонные), 4.2.2 - стены деревянные, 4.2.3 - отделка, 4.2.4 - балконы, козырьки, лоджии и эркеры. В данном п. 4.2.4 содержится пп. 4.2.4.9.

Согласно п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, «для предотвращения попадания атмосферной влаги через окна в нижнем бруске коробки должно быть 2 паза для отвода воды шириной 10 мм на расстоянии 50 - 100 мм от края. Прорези должны быть очищены и иметь уклон наружу. Окраска окон производится 1 раз в 5 лет.

Стекла ставятся на двойном слое замазки и крепятся штапиками.

Крепление оконных и дверных коробок осуществляется ершами и шурупами в антисептированные деревянные пробки.

Утепление балконных филенок производится установкой антисептированного оргалита или минерального войлока или др. эффективного материала между наружным и внутренним полотнами.

Не допускается:

В стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.

Использование балконов, эркеров и лоджий не по назначению, размещение на них громоздких и тяжелых вещей, их захламление и загрязнение.

Самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства».

По мнению суда, подпункт 4.2.4.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда регулирует вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. Указанный подпункт не относится к вопросам перепланировки жилого помещения, поэтому ссылка на этот подпункт в отказе Администрации района от 18.03.2013 года неправомерна.

При этом, раздел 1 Правил - основные положения, содержит пункты 1.7.1, 1.7.2, прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.

Так, п. 1.7.1 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

В соответствии с п. 1.7.2 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируются специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации.

Из представленной проектной документации, подготовленной ООО «Х» следует, что устройство дверного проема предполагает разборку части подоконного пространства существующего оконного проема без его расширения. При этом, верхняя отметка проектируемого дверного проемов остается на прежнем уровне верхней отметки оконного проема, а нижняя отметка дверного проема проектируется на отметке уровня чистого пола первого этажа (л.д. 56, 83-87).

На основании заключения ЗАО «Х», суд приходит к выводу о том, что при организации отдельного входа полностью обеспечивается сохранность существующих строительных конструкций, перепланировка квартиры, при условии соблюдения проектных решений, не снижает уровень безопасности при эксплуатации, не создает угрозу обрушения и соответствует строительно-технической документации, в том числе Постановлению Госстроя РФ № Х от 27.09.2003 г.

Проект перепланировки квартиры истца, выполненный ООО «Х», имеет все необходимые согласования на проектные решения, разработанные в нем, соответствует требованиям строительно-технической документации и не снижает безопасность дальнейшей эксплуатации жилого дома.

Суд полагает, что имеется техническая возможность оборудовать доступ к переводимому помещению путем обустройства дополнительного входа, технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий.

Доводы ответчика о наличии предостережения Прокуратуры Санкт-Петербурга (л.д. 100-102), суд находит необоснованными, поскольку наличие предостережения прокуратуры «о недопустимости нарушения жилищного и гражданского законодательства» не может служить основанием для отказа в согласовании проекта перепланировки квартиры истца, поскольку представленный проект полностью соответствует нормам действующего законодательства, все необходимые документы, предусмотренные ст. 26 ЖК РФ, истцом были представлены.

При указанных обстоятельствах, учитывая представленные в материалах дела доказательства, подтверждающие, что организация отдельного входа путем демонтажа подоконной части панели строго в габаритах существующего оконного проема без его расширения, при условии соблюдения проектных решений, не окажет отрицательного влияния на сложившееся техническое состояние и эксплуатационную пригодность жилого дома, а следовательно, перепланировка квартиры по представленной проектной документации возможна, суд приходит к выводу, что отказ Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки жилого помещения истца, расположенного по адресу: Х, является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Климентова Р.В. к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа согласовать проект перепланировки жилого помещения, обязании согласовать проект перепланировки жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 18.03.2013 года согласовать проект перепланировки жилого помещения.

Обязать Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга согласовать проект перепланировки жилого помещения шифр: Х – квартиры, расположенной по адресу: Х.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья