ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3948/2014 от 18.07.2014 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

2-3948/18-2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 18 июля 2014 года г. Курск

 Ленинский районный суд г.Курска в составе:

 председательствующего судьи Мазаловой Е.В.

 при секретаре Половневой М.Ю.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета социального обеспечения <адрес> к МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

 Комитет социального обеспечения <адрес> обратился в суд с иском к МОСП по ОИП УФССП России по <адрес>, в котором указал, что решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Комитет была возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения, приобретенного за счет денежных средств, выделяемых из бюджета <адрес> на реализацию ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества <адрес>. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г.. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство и предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить решение суда. При этом постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с Комитета постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 50000 руб. 00 коп. Однако, по мнению истца, в данном случае неисполнение в 5-дневный срок требования вызвано обстоятельствами непреодолимой силы и объективными причинами, поскольку для его выполнения в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требуется проведение процедуры закупки. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом подано заявление в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, о чем направил соответствующую информацию в МОСП по ОИП УФССП России по <адрес>. А потому в данном случае вина Комитета в невыполнении в 5-дневный срок требований исполнительного документа отсутствует, в связи с чем просит освободить от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № в размере 50000 руб. 00 коп..

 В судебном заседании представитель Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО2 заявленные требований поддержала по основаниям, указанным в иске. Также пояснила, что для проведения закупок жилья был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче полномочий по определению поставщиков при осуществлении закупок Комитету по управлению имуществом <адрес>. Далее утвержден реестр муниципальных образований <адрес>, в которых могут быть приобретены жилые помещения в 2014 г.. Для осуществления закупок в связи с изменением законодательства сотрудники прошли повышение квалификации по соответствующей программе и в Комитете создана контрактная служба. В настоящее время подготовлена заявка по определению поставщика. Указала, что в силу действующего законодательства сама закупка требует время, значительно превышающее 5-дневный срок. Кроме того, после непосредственно заключения договора на приобретение жилья требуется не менее 1 месяца на регистрацию права собственности, а затем на регистрацию жилья в специализированном жилищном фонде. По этим основаниям определением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комитету предоставлена отсрочка исполнения решения суда.

 Представитель МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> – судебный пристав-исполнитель ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что поскольку 5 дней, установленных должнику для добровольного исполнения судебного акта истекли, а решение не было исполнено, имелись основания для взыскания с него исполнительского сбора. При этом доказательств непреодолимой силы, препятствующей исполнению решения суда, не было представлено.

 Третьи лица <адрес>, ФИО1, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, не явились. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 Согласно ст.30 ФЗ №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

 В соответствии со ст.112 ФЗ №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника -индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

 В судебном заседании установлено, что вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Комитет социального обеспечения <адрес> возложена обязанность приобрести ФИО1 благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на реализацию Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества <адрес>.

 Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному листу серии ВС № от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство № с установлением должнику – Комитету социального обеспечения <адрес> 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

 Данное постановление было получено Комитетом социального обеспечения ДД.ММ.ГГГГ г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции, соответственно 5-дневный срок исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ г.

 Ввиду того, что в установленный срок исполнительный документ Комитетом социального обеспечения <адрес> не был исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, наличия обстоятельств непреодолимой силы не представлено, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> вынес постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника Комитета социального обеспечения <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 руб. 00 коп..

 Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, подтверждаются копиями документов из исполнительного производства №5107/14/01/46: исполнительного листа, постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления о взыскании исполнительского сбора, требованием от ДД.ММ.ГГГГ г., предупреждением от ДД.ММ.ГГГГ г..

 Вместе с тем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

 В соответствии с ч.6 ст.112 ФЗ №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

 Частью 7 ст.112 ФЗ №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

 Основания ответственности за нарушения обязательств установлены ст.401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

 Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

 При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №506-пг Комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Для реализации этих полномочий и исполнения решения суда жилье должно быть построено организацией, отобранной в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №113-па утвержден Порядок взаимодействия Комитета по управлению имуществом <адрес> и заказчиков <адрес> по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

 При этом в целях исполнения своих функций по предоставлению жилья, то есть в целях исполнения судебных решений, в том числе, и в отношении ФИО1, между Комитетом социального обеспечения <адрес> и Комитетом по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № о передаче полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг Комитету по управлению имуществом <адрес>.

 ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр муниципальных образований <адрес>, в которых могут быть приобретены жилые помещения в 2014 г.. ДД.ММ.ГГГГ приказом Комитета № создана контрактная служба.

 Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 10-2-01/2579 Комитет социального обеспечения <адрес> обратился в Промышленный районный суд <адрес> с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения, направив об этом уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МОСП по ОИП УФССП России по <адрес>.

 О рассмотрении данного заявления судом был уведомлен и МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> путем направления извещения от ДД.ММ.ГГГГ г..

 Определением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комитету социального обеспечения <адрес> предоставлена отсрочка исполнения решения Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ г.. При этом судом установлено, что также во исполнение решения суда ФИО1 включена в список лиц, подлежащих внеочередному обеспечению жилыми помещениями под номером 116.

 В настоящее время, ДД.ММ.ГГГГ г., Комитет социального обеспечения во исполнение действующего законодательства направил в Комитет по управлению имуществом <адрес> заявку по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) в сфере закупок на 50 жилых помещений (однокомнатных квартир), копия которой приобщена к материалам дела.

 Таким образом, из материалов дела следует, что Комитет социального обеспечения <адрес> своевременно принимал меры по надлежащему исполнению исполнительного документа в отношении ФИО1, однако решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено в установленный пятидневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли должника и вызванными, как указано выше, определенным в законодательстве механизмом исполнения возложенной на данный уполномоченный орган обязанности. Невыполнение в 5-дневный срок требований судебного пристава-исполнителя было обусловлено наличием объективных обстоятельств, находящихся вне контроля Комитета, препятствующих такому исполнению при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от данного органа в целях надлежащего исполнения обязанности по своевременному предоставлению ФИО1 жилья в рамках исполнительного производства.

 Кроме того, по смыслу ч.2 ст.37 ФЗ №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с положениями ст.112 того же Закона, в том случае, когда отсрочка исполнения судебного акта, предоставлена судом должнику после истечения срока на добровольное исполнение, однако обстоятельства, послужившие основанием для ее предоставления, возникли в течение этого срока (до момента установления исполнительского сбора) или ранее, должник должен быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.

 На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Комитета социального обеспечения <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования Комитета социального обеспечения <адрес> удовлетворить.

 Освободить Комитет социального обеспечения <адрес> от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000 руб. 00 коп..

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: