Дело №2-394/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата г.Чебаркуль Челябинской области Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Андрусенко И.Д., при секретаре Гаповой Н.М., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к областному казенному учреждению Центр занятости населения города Чебаркуля, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании пособия по безработице, признании недействительным приказа, УСТАНОВИЛ: ФИО3 обратился в суд с иском к областному казенному учреждению Центр занятости населения города Чебаркуля (далее Центр занятости населения), Министерству финансов Российской Федерации, в котором после уточнения исковых требований просил признать недействительным приказ от ДатаНомер директора государственного учреждения Центр занятости населения города Чебаркуля «О приостановлении выплаты пособия по безработице ФИО3 с Дата по Дата в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного»; взыскать с Центра занятости населения в его пользу пособие по безработице за период с Дата по Дата включительно в размере *** В обоснование иска указал, что состоял на учете в качестве безработного с Дата, ему было установлено ежемесячное пособие по безработице на период с Дата по Дата в минимальном размере *** Специалистами Центра занятости населения истцу было дано разъяснение, что в случае предоставления справки о размере среднего заработка с последнего места работы будет произведен перерасчет установленного размера пособия в соответствии со справкой. Дата в Центр занятости населения были направлены копия решения Калининского районного суда г.Челябинска от Дата, копия исполнительного листа и справки о среднем заработке истца. Дата поступило письмо о том, что поскольку на момент обращения в Центр занятости населения истец являлся занятым, он обязан вернуть перечисленное ему пособие. Дата на его обращение из Центра занятости населения поступил ответ об отказе в выплате пособия по безработице за указанный период времени, так как согласно действующему законодательству перерасчет пособия по безработице за прошлое время не предусмотрен. Не согласен с приказом о приостановлении выплаты пособия с Дата по Дата, так как не нарушал условий и сроков перерегистрации в качестве безработного (л.д.2, 24). Истец ФИО3 в судебном заседании участия не принял, извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя ФИО1 В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что ФИО3 не явился в назначенное время на перерегистрацию, потому что находился в г.Челябинске, где проходил собеседование и подготовку в Центре по подготовке охранников. Справку о средней заработной плате не мог раньше представить, так как ее не выдавал работодатель. С приказом о приостановлении выплаты пособия ФИО4 был ознакомлен Дата, а не Дата. Этим приказом его не лишали пособия, а только выплату приостановили. Сотрудник Центра занятости не спрашивал причину неявки на перерегистрацию. Представитель ответчика - областного казенного учреждения Центр занятости населения города Чебаркуля ФИО2 (доверенность от Дата л.д.19) с иском согласилась в части перерасчета размера пособия со дня представления справки о среднем заработке, пояснила, что при постановке на учет ДатаФИО3 по его заявлению был назначен минимальный размер пособия, так как он не представил справку о среднем заработке. Постановка на учет и назначение минимального пособия в данной ситуации были произведены в соответствии с разъяснениями Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области. Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» не предусмотрен перерасчет пособия по безработице. Информационным письмом Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 29.09.2010 года Центру занятости было разъяснено, что возможен перерасчет пособия по безработице в случае представления уточняющей справки о среднем заработке с первого дня признания безработным. После этого письма был принят Порядок регистрации граждан, который не предусматривает перерасчет. 10.06.2011 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ на обращение Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 4 мая 2011 года разъяснило, что при отсутствии одного из документов, предусмотренных статьей 3 Закона о занятости населения, органы службы занятости не рассматривают вопрос о признании гражданина безработным; при представлении справки о среднем заработке, содержащей уточненные сведения, перерасчет пособия производится со дня ее представления. Справка впервые была представлена истцом Дата, с этой даты возможен перерасчет и выплата пособия в размере *** за счет средств областного бюджета. на предложение Центра занятости отказался получать эту сумму. Приказ о приостановлении выплаты пособия издан в соответствии с законом. ФИО3 в назначенное время Дата не явился на перерегистрацию, уважительность причины неявки ничем не подтвердил. Дата он был ознакомлен с проектом приказа и согласен, затем он заявлял, что явился во время, но Центр занятости не работал. Истцом пропущен трехмесячный срок на оспаривание приказа, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился, извещены о времени и месте надлежащим образом, в направленном в суд отзыве просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, указали, что Министерство не является надлежащим ответчиком по настоящему иску (л.л.д.42-44, 84). Заслушав объяснения представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска. В соответствии со ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту Закон о занятости) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании. Аналогичная норма закреплена и в п.3 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №847н. В силу ст.28 Закона о занятости государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице. Целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработному временного источника средств к существованию на разумный период, необходимые ему для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее. В соответствии со ст.31 указанного Закона пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. В судебном заседании установлено следующее. Приказами директора Центра занятости населения города Чебаркуля за Номер от ДатаФИО3 на основании представленных документов признан безработным, ему назначено пособие по безработице в минимальном размере с учетом уральского коэффициента в размере ***. В заявлении о постановке на учет истец дал согласие на выплату ему минимальной величины пособия, так как у него отсутствовала справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (л.д.67,70). Приказами директора Центра занятости населения города Чебаркуля за Номер от ДатаФИО3 с Дата прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона о занятости населения (л.д.75,76). Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы была представлена истцом в Центр занятости населения Дата, что подтверждается сопроводительным письмом представителя истца по доверенности ФИО1, а также его объяснениями в судебном заседании (л.д.104). Согласно справке средний заработок за последние три месяца с учетом районного коэффициента составил *** (л.д.61). Период работы ФИО3 в войсковой части Номер с Дата по Дата подтвержден копией трудовой книжки (л.д.7-9); трудовым договором Номер от Дата (л.д.5-6); решением Калининского районного суда г.Челябинска от Дата, вступившего в законную силу Дата (л.д.11-12). Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 № 812 «О размере минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год» максимальная величина пособия по безработице установлена в размере 4900 рублей. При изложенных обстоятельствах, с Дата по ДатаФИО3 надлежало выплатить пособие по безработице в размере *** Ответчиком выплачено за указанный период пособие в размере *** (л.д.78, оборот). Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании представителем истца ФИО1 Таким образом, в пользу ФИО3 надлежит взыскать *** за счет средств областного бюджета, полученных в виде субвенций из федерального бюджета на социальную поддержку безработных граждан. В остальной части иск удовлетворению не подлежит. Законом «О занятости населения в Российской Федерации», а также Порядком регистрации безработных граждан не предусмотрен перерасчет пособия по безработице со дня признания гражданина безработным. При отсутствии одного из предусмотренных статьей 3 Закона о занятости населения документов органы службы занятости не должны рассматривать вопрос о признании гражданина безработным. Впервые справка о среднем заработке представлена истцом в Центр занятости населения только Дата. Ссылка представителя истца ФИО1 на информационное письмо Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 29.09.2010 года, которым разъяснялось о возможности перерасчета размера пособия по безработице с первого дня признания безработным в связи с предоставлением уточненной справки о среднем заработке (л.д.62), и информационное письмо этого же Управления от 14.07.2011 года, то есть после даты представления им справки о среднем заработке, о возможности перерасчета пособия со дня представления такой справки, которым признано утратившим силу письмо от 29.09.2010 года (л.д.87-88,89-91), несостоятельна, поскольку указанные информационные письма не являются нормативными актами, подлежащими обязательному применению. Кроме того, в указанных информационных письмах рекомендации даны по перерасчету пособия в связи с предоставлением уточненной справки о среднем заработке. же ранее Дата справка о среднем заработке не предоставлялась в Центр занятости населения города Чебаркуля. Приказом директора государственного учреждения Центр занятости населения города Чебаркуля Номер от Дата выплата ФИО3 пособия по безработице была приостановлена с Дата по Дата в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, с проектом данного приказа ФИО3 был ознакомлен Дата (л.д.72). В соответствии с п.2 ст. 35 Закона «О занятости населения в РФ» выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию. Согласно п.7 Порядка регистрации безработных граждан, граждане, зарегистрированные в качестве безработных, проходят перерегистрацию в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц. При перерегистрации ДатаФИО3 была назначена дата очередной перерегистрации Дата (четверг) в 17 час. 30 мин. В соответствии с Административным регламентом Центр занятости населения города Чебаркуля в четверг осуществляет прием граждан до 19-00 часов (л.д.26). Указанное обстоятельство подтверждено в судебном заседании представителем ответчика ФИО2, а также представителем истца ФИО1 ФИО3 в назначенное время не явился на перерегистрацию (л.д.73) Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего по общему правилу о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными интересами и частными интересами. Оспаривая обоснованность вынесенного приказа, представитель истца в судебном заседании ссылается на уважительность причин неявки ФИО3 на перерегистрацию Дата. Между тем, Дата при ознакомлении с проектом приказа о приостановлении выплаты пособия по указанному основанию ФИО3 выразил свое согласие с ним, не представил документы в подтверждение уважительности причин неявки. Представленная представителем истца в последнее судебное заседание справка директора ООО ЧОО «***» без номера и даты не является таковым документом. При постановке на учет ФИО3 был ознакомлен с порядком и условиями регистрации в качестве безработного, о чем свидетельствует его подпись в регистрационной карте (л.д.64). Истец ФИО3 нарушил установленные сроки перерегистрации граждан в качестве безработных, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что приказ Номер от Дата принят в соответствии с п.3 ст.35 Закона «О занятости населения в РФ» и оснований для признания его незаконным, взыскании с ответчика пособия по безработице за период с Дата по Дата не имеется. Кроме того, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок для оспаривания указанного приказа. Статьей 11 Закона о занятости населения предусмотрено право граждан обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или бездействие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч.4 ст.258 ГПК РФ). В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. С приказом о приостановлении выплаты пособия по безработице ФИО3 был ознакомлен Дата. С исковым заявлением об оспаривании приказа он обратился Дата, то есть с пропуском трехмесячного срока. Доказательства уважительности пропуска срока истцом либо его представителем суду не представлены. Определением Чебаркульского городского суда от Дата по ходатайству сторон к участию в деле было привлечено Министерство финансов РФ. При этом истцом к данному ответчику не были заявлены никакие требования. Суд приходит к выводу, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, так как доказательств нарушения им прав и законных интересов истца суду не представлено. В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину за рассмотрение дела в суде пропорционально размеру удовлетворенных судом требований в размере *** Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с областного казенного учреждения Центр занятости населения города Чебаркуля в пользу ФИО3 пособие по безработице за период с Дата по Дата в размере ***. В удовлетворении остальной части иска ФИО3 к областному казенному учреждению Центр занятости населения города Чебаркуля и в иске к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании пособия по безработице и оспаривании приказа о приостановлении выплаты пособия по безработице отказать. Взыскать с областного казенного учреждения Центр занятости населения города Чебаркуля в доход местного бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде ***. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: Мотивированное решение суда составлено Дата. Судья: |