Дело №2-394/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Хилок 6 июня 2018 года
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Ходукиной Л.В.,
при секретаре Сенотрусовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к эксплуатационному локомотивному депо ст.Хилок Забайкальской дирекции тяги о взыскании невыплаченной премии,
установил,
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что при проведении отчета машинистов-инструкторов за ноябрь 2017 года, начальник эксплуатационного локомотивного депо Хилок <РВН> оценил его работу «неудовлетворительно», что автоматически вело к невыплате премиальной оплаты, хотя объективных оснований согласно «положению о машинисте-инструкторе №2565р» представлено не было, он не был ознакомлен с фактом нарушения, объяснений с него не затребовано, неудовлетворительная оценка связана с личной неприязнью, из-за его принципиального отношения к работе. Истец считает, что был лишен премиальной оплаты по итогам работы за ноябрь 2017 года без достаточных на то оснований, просил взыскать незаконно невыплаченную премию за ноябрь 2017 года
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенном в иске.
Представитель ОАО «РЖД» ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что согласно п.10 Протокола 05.12.2017 г. № 12 работа машиниста-инструктора ФИО1 признана неудовлетворительной на основании нарушения п.3.50 Положения о машинисте-инструкторе локомотивных бригад, утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 30 октября 2014 г, № 256р, а также нарушения п.2.16 Должностной инструкции № 124 от 11.09. 2017 г. в связи с искажением машинистом-инструктором отчетных данных (не стыковки) времени выполняемой работы, занесенных в АРМ машиниста-инструктора (журнал по учету работы машиниста-инструктора).
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
В силу ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом заработная плата (оплата труда работника) согласно ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст.191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Согласно приказу №137а от 19.06.2015 года ФИО1 принят на работу в эксплуатационное локомотивное депо Хилок – структурное подразделение Забайкальской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» в должности машиниста-инструктора локомотивных бригад.
В соответствии с п.2.3 должностной инструкции от 11 сентября 2017 года №124 машинист-инструктор локомотивных бригад ФИО1 обязан оценивать уровень профессиональных навыков работников локомотивных бригад по вождению поездов, соблюдению установленного регламента переговоров, содержанию ТПС в эксплуатации, соблюдение ими требований нормативных документов, регламентов и инструкций по кругу обязанностей машиниста и помощника машиниста, наличие необходимого уровня профессиональных знаний; согласно п.2.5 контролировать путем проведения целевых проверок выполнение локомотивными бригадами своих служебных обязанностей и требований руководящих документов по обеспечению безопасности движения поездов и маневровых работ; в соответствии с п.2.6 при проведении с локомотивной бригадой контрольно-инструкторской поездки (КП), контрольно-заключительной поездки (КЗП), целевых поездок (ЦП), а также при выполнении целевых проверок (ЦПр) проверять ведение работниками локомотивных бригад технических формуляров, наличие у них служебных удостоверений, служебных формуляров, предупредительных талонов (по охране труда и безопасности движения), режимных карт, выписок из приказов об установленных скоростях движения и техническо-распорядительный акт обслуживаемых станций (ТРА станции) и изменениями и дополнениями к ним, норм расхода электроэнергии и топлива. На основании п.2.16 должностной инструкции машиниста-инструктора локомотивных бригад ФИО1 обязан с учетом проведенной работы до 5-го числа текущего месяца отчитаться на ежемесячном отчете у начальника депо, в том числе: количество запланированных и выполненных КП (контрольных поездок), а также количество выявленных замечаний, назначенных профилактических мерах и их выполнение.
Согласно разделу 5 трудового договора №87 от 19.06.2015 года за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается должностной оклад, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, районный коэффициент к заработной плате 40%, процентная надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в южных районах Восточной Сибири и дальнего Востока 30%, иные надбавки (доплаты), предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», премии за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности согласно соответствующему положению о премировании; иные выплаты, предусмотренные коллективным договором и (или) нормативными документами ОАО «РЖД»
Согласно пункту 8 Положения о корпоративной системе оплаты труда работников Забайкальской дирекции тяги – структурного подразделения дирекции тяги филиала ОАО «Российские железные дороги» система материального поощрения вводится в целях мотивации работников к достижению высоких общекорпоративных результатов, повышению эффективности и качества выполняемых работ, росту производительности труда. Премирование за повышение эффективности результатов труда организуется с учетом формирования оценочной системы участия и влияния каждого работника на конечные результаты деятельности структурного подразделения, филиала, компании в целом и поощрения напряженного, высокопроизводительного труда, проявления инициативы, ответственности работников за выполнение планов и заданий, соблюдения производственной, исполнительской и трудовой дисциплины. Показатели, порядок премирования работников и размер премии устанавливается в положении о премировании работников соответствующих подразделений, утверждаемых руководителями филиалов ОАО «РЖД».
В соответствии с п.1.5 Положения о премировании работников эксплуатационного локомотивного депо Забайкальской дирекции тяги за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности премирование работников относится к переменной части заработной платы и производится за счет средств и в пределах фонда заработной платы.
Согласно пункту 2.1 Положения о премировании работников эксплуатационного локомотивного депо Забайкальской дирекции тяги за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, премирование осуществляется в зависимости от выполнения показателей премирования, сгруппированных в три уровня: - условия, отражающие степень обеспечения безопасности движения поездов; - показатели, характеризующие ключевые задачи, позволяющие оценивать результативность производственно-хозяйственной и экономической деятельности депо в целом; - характеризующие результативность индивидуальной деятельности работника (группы работников); премия рассчитывается за выполнение каждого показателя в отдельности, при невыполнении одного из них соответствующая величина премии не начисляется (п. 3.2).
Пунктом 3.5 Положения премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности не начисляется работникам полностью или частично за производственные упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины, вне зависимости от выполнения установленных для него показателей премирования по II и III уровню в соответствии с перечнем производственных упущений, к числу которых относится необоснованное неисполнение распорядительных, нормативных документов ОАО «РЖД», Дирекции тяги-филиала ОАО «РЖД», руководителей структурных подразделений Дирекции тяги, нарушение должностной инструкции (процент снижения премии до 100%); нарушение трудовой, производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка (процент снижения премии до 50%); срыв сроков представления отчетности или технической документации, приписки и искажение отчетности при ее составлении (процент снижения премии до 15%).
Исходя из данного Положения и из анализа положений ст. ст. 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что премия является стимулирующей выплатой, устанавливается работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и является его правом, а не обязанностью.
Согласно приказу №1389 от 26.12.2017 года «О премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности за ноябрь 2017 года» машинисту-инструктору локомотивных бригад ФИО1 снижено на 100% премиальное вознаграждение. Основание: протокол от 05.12.2017 года №12. Нарушение должностной инструкции.
Согласно протоколу отчета машинистов-инструкторов по итогам работы за ноябрь 2017 года от 5 декабря 2017 года N12, на совещании заслушан машинист-инструктор ФИО1, в ноябре 2017 года его работа признана с оценкой «неудовлетворительно» в связи с искажением машинистом-инструктором отчетных данных о результатах своей работы, в части не совпадения (не стыковки) времени выполняемых работ занесенных в АРМ машиниста-инструктора, по итогам работы за ноябрь месяц 2017 года машинисту-инструктору ФИО1 снижена премиальная оплата в размере 100 %.
Из представленных ответчиком распечатки журнала по зачету работы машиниста - инструктора, судом установлено, что согласно (в программе АРМ ТЧМИ строка 7) в сутках 02.11.2017 года, ФИО1 проведена КИП (контрольно-инструкторская поездка) по маршруту Гыршелун - Петровский Завод. Начало контрольно-инструкторской поездки в 19-50 часов, с локомотивной бригадой в составе машиниста <ОВН> и помощника машиниста <ХАС> Окончание КИП в 02-20 часов.
Вместе с тем, проведение указанной КИП не подтверждается маршрутным листом от 02.11.2017 года локомотивной бригады в составе <ОВН, ХАС> в п.5 маршрутного листа (распоряжение ОАО «РЖД» от 18 июля 2011 года № 1559р), отсутствует отметка с указанием цели поездки, а также реквизиты документов, удостоверяющих личность работника, не входящего в состав локомотивной бригады, но имеющего право проезда в кабине управления подвижным составом (в данном случае машиниста-инструктора ФИО1).
Согласно Журналу по учету работы машиниста - инструктора ФИО1 (в программе АРМ ТЧМИ строка 17) в сутках 10.11.2017 года проведена КИП (контрольно-инструкторская поездка) по маршруту Хилок - Петровский Завод, согласно запланированного графика работы на ноябрь 2017 года. Начало контрольно-инструкторской поездки в 13-00 часов, с локомотивной бригадой в составе машиниста <ШДА> и помощника машиниста <УАА>. Окончание КИП в 21-47 часов.
В период проведения данной КИП, по записям в Журнале учета работы машиниста - инструктора ФИО1(в программе АРМ ТЧМИ строка 20) в 13 часов 38 минут проводит проверку скоростемерных лент машиниста <ШДВ> что не предоставляется возможным, т.к. скоростемерные ленты хранятся и проверяются в депо.
Кроме того, проведение данной КИП не подтверждается маршрутным листом от 10.11.2017 года локомотивной бригады в составе <ШДА, УАА> в п.5 маршрутного листа (распоряжения ОАО «РЖД» от 18 июля 2011 года № 1559р), отсутствует отметка о указанием цели поездки, а также реквизиты документов, удостоверяющих личность работника, не входящего в состав локомотивной бригады, но имеющего право проезда в кабине управления подвижным составом (машиниста-инструктора ФИО1).
Согласно Журналу по учету работы машиниста - инструктора ФИО1 (в программе АРМ ТЧМИ строка 27) в cутках 13 ноября 2017 года была проведена: КИП (контрольно-инструкторская поездка) по маршруту Хилок - Могзон. Начало контрольно- инструкторской поездки в 17-40 часов, с локомотивной бригадой в составе машиниста <ГДС> и помощника машиниста <БРС>. Окончание КИП в 00-10 часов.
Вместе с тем, проведение данной КИП не подтверждается маршрутным листом от 13.11.2017 года локомотивной бригады в составе <БРС, ГДС>., в п.5 маршрутного листа (распоряжения ОАО «РЖД» от 18 июля 2011 года № 1559p), отсутствует отметка с указанием цели поездки, а также реквизиты документов, удостоверяющих личность работника, не входящего в состав локомотивной бригады, но имеющего право проезда в кабине управления подвижным составом (машиниста-инструктора ФИО1).
Согласно Журналу по учету работы машиниста - инструктора ФИО1 (в программе АРМ ТЧМИ строка 37) в сутках 15.11.2017 года была проведена КИП (контрольно-инструкторская поездка) по маршруту Гыршелун - Петровский Завод. Начало контрольно-инструкторской поездки в 12-40 часов, с локомотивной бригадой в составе машиниста <ШВГ> и помощника машиниста <ТЕВ> Окончание КИП в 17-45 часов.
Вместе с тем, проведение данной КИП не подтверждается маршрутным листом от 15.11.2017 года локомотивной бригады в составе <ШВГ, ТЕВ> в п.5 маршрутного листа (распоряжения ОАО «РЖД» от 18 июля 2011 года № 1559р), отсутствует отметка с указанием цели поездки, а также реквизиты документов, удостоверяющих личность работника, не входящего в состав локомотивной бригады, но имеющего право проезда в кабине управления подвижным составом (машиниста-инструктора ФИО1).
Согласно Журналу по учету работы машиниста - инструктора ФИО1 (в программе АРМ ТЧМИ строка 66) в сутках 20.11.2017 года была проведена КИП (контрольно-инструкторская поездка) по маршруту Гыршелун - Петровский Завод. Начало контрольно-инструкторской поездки в 15-30 часов, с локомотивной бригадой в составе машиниста <СЕА> и помощника машиниста <РДВ>. Окончание КИП в 02-20 часов.
Вместе с тем, проведение данной КИП не подтверждается маршрутным листом от 20.11.2017 года локомотивной бригады в составе <СЕА, РДВ>., в п.5 маршрутного листа (распоряжения ОАО «РЖД» от 18 июля 2011 года № 1559р) отсутствует отметка с указанием цели поездки, а также реквизиты документов, удостоверяющих личность работника, не входящего в состав локомотивной бригады, но имеющего право проезда в кабине управлений подвижным составом (машиниста-инструктора ФИО1).
23.11.2017 года согласно Журналу по учету работы машиниста - инструктора ФИО3, (в программе АРМ ТЧМИ строка 71) проведена КИП (контрольно- инструкторская поездка) по маршруту Хилок - Могзон. Начало контрольно- инструкторской поездки в 17-30 часов, локомотивная бригада в составе машиниста <КНВ>. и помощник машиниста <СПН> Окончание поездки в 23-40 часов.
Вместе с тем, согласно строк 74-78 Журнала в период с 18-40 часов до 18-46 часов 23.11.2017 года ФИО1 проводит проверки скоростемерных лент на участках Могзон - Чита 1, Чита 1 - Хилок, Хилок – Чита 1, Тайдут - Чернышевск, Чита 1 - Хилок, что не представляется возможным., т.к скоростемерные ленты хранятся и проверяются в депо.
Кроме того, проведение данной КИП не подтверждается маршрутным листом от 23.11.2017 года локомотивной бригады в составе <КПВ, СПН> так как в п.5 маршрутного листа (распоряжения ОАО «РЖД» oт 18 июля 2011 года № 1559р), отсутствует отметка с указанием цели поездки, а также реквизиты документов, удостоверяющих личность работника, не входящего в состав локомотивной бригады, но имеющего право проезда в кабине управления подвижным составом (машиниста-инструктора ФИО1).
30.11.2017 года, согласно Журналу по учету работы машиниста - инструктора ФИО1 (в программе АРМ ТЧМИ строка 93) проведена КИП (контрольно-инструкторская поездка) по маршруту Хилок - Петровский Завод. Начало контрольно-инструкторской поездки 05-40 часов, локомотивная бригада - <ЕДВ, ИСА>. Окончание КИП 10-40 часов.
Вместе с тем, проведение данной КИП не подтверждается маршрутным листом от 30.11.2017 года локомотивной бригады в составе <ЕДВ, ИСА> так как в п.5 маршрутного листа (распоряжение ОАО «РЖД» от 18 июля 2011 г. № 1559р), отсутствует отметка с указанием цели поездки, а также реквизиты документов, удостоверяющих личность работника, не входящего в состав локомотивной бригады, но имеющего право проезда в кабине управления подвижным составом (машиниста-инструктора ФИО1).
Доводы истца ФИО1 о том, что в программе АРМ ТЧМИ учет работы машиниста-инструктора ведется по московскому времени, при его заполнении о проверке скоростемерных лент он не перевел местное время на московское, опровергаются показания, данными в судебном заседании, главным инженером депо <ОАЮ>., согласно которым учет работы машинистов-инструкторов в программе АРМ ТЧМИ автоматически осуществляется по московскому времени, для внесения изменения в программу необходимо иметь пароль администратора, которым не обладают машинисты-инструкторы.
Доводы истца о том, что в обязанность внесения записи в раздел 5 маршрутного листа локомотивной бригады о цели поездки, реквизитов документов, удостоверяющих личность работника, не входящего в состав локомотивной бригады возложена на машиниста и не является его обязанностью, не подлежит проверки им, противоречат п.2.3 должностной инструкции №124 машиниста-инструктора ФИО1, согласно которому машинист-инструктор обязан проверять соблюдение локомотивными бригадами требований нормативных документов, регламентов и инструкций по кругу обязанностей машиниста и помощника машиниста (в данном случае распоряжения ОАО «РЖД» №1559Р от 18 июля 2011 г.).
Вышеуказанные нарушения, допущенные машинистом-инструктором ФИО1, внесение недостоверных данных в Журнал по учету работы машиниста-инструктора (программа АРМ ТЧМИ), отсутствие в 5 разделе маршрута машиниста указания на проезд в кабине управления локомотива машиниста - инструктора ФИО1, совпадение периодов работы по проведению КИП и проверки скоростемерных лет, дают основания полагать о фиктивности проведения КИП (контрольно-инструкторской поездки) с локомотивными бригадами, свидетельствуют о нарушении п.п.2.3, 2.6, 2.16 должностной инструкции от 11 сентября 2017 года №124, которые привели к искажению отчетных данных машиниста-инструктора.
Согласно пункту 3.5 Положения премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности не начисляется работникам полностью или частично за производственные упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины, в соответствии с перечнем производственных упущений, к числу которых относится нарушение должностной инструкции (процент снижения премии до 100%);
С положением о премировании работников, протоколом отчета машинистов-инструкторов по итогам работы за ноябрь 2017 года №12 от 5 декабря 2017 года истец ознакомлен, о чем свидетельствует личная подпись истца в листах ознакомления.
Доводы истца о том, что заседание Комиссии по вопросам премирования работников эксплуатационного локомотивного депо не проводилось, проверены судом.
Из показаний, опрошенных в судебном заседании свидетелей: <РВН,ОАЮ, ГЮВ, КАВ, НСМ, ССС, СЕЕ, ПАА судом установлено, что каждый являлся членом вышеуказанной комиссии, заседание фактически не проводилось, в связи с окончанием года, составлением отчетности и подведением итогов работы за год. Однако, инженер по организации и нормированию труда <СЕЕ> встретилась с каждым из перечисленных членов комиссии, довела до сведения каждого результаты выявленных нарушений в работе машинистов-инструкторов, ознакомила с протоколом отчета машинистов-инструкторов по итогам работы за ноябрь 2017 года №12 от 05.12.2017 года и выслушала мнение каждого члена комиссии, в частности по вопросу лишения премиальной выплаты машиниста-инструктора ФИО1 в размере 100%. Опрошенные члены комиссии: РВН, ОАЮ, ГЮВ, КАВ, НСМ, ССС, СЕЕ, ПАА в судебном заседании подтвердили, что с учетом выявленных упущений в работе машиниста-инструктора ФИО1, были согласны с лишение его премиальной выплаты в размере 100%.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение о лишение премиальной выплаты ФИО1 в размере 100% было принято без существенных нарушений, путем опроса членов комиссии по распределению премиальной выплаты с учетом большинства голосов. Из показаний свидетелей, судом установлено, что указанный способ проведения заседания не мог повлиять на результаты голосования.
Судом проверялись доводы истца ФИО1 о том, что приказ о премировании работником на основании результатов производственно-хозяйственной деятельности за ноябрь месяц 2017 года подписан (согласно расшифровке) начальником депо <РВН>., фактически подпись поставлена главным инженером депо <ОАЮ>.
Согласно представленной ответчиком доверенности №701/ут от 12.08.2016 года <ОАЮ> имеет право подписывать финансовые и иные необходимые документы, связанные с деятельности подразделения, в рамках полномочий, предусмотренных положением о подразделении и иными внутренними документами ОАО «РЖД».
Таким образом, суд установил, что машинист-инструктор ФИО1 в ноябре 2017 года допустил упущения в работе, а именно нарушил п.п.2.3, 2.6, 2.16 должностной инструкции от 11 сентября 2017 года №124, что явилось основание лишения премиальной выплаты в размере 100%, решение о лишении премиальной выплаты принято большинством голосов членов комиссии по распределению премиальной выплаты, порядок рассмотрения вопроса о премировании, установленный положением о премировании работников №1550 от 14 декабря 2016 года, не нарушен.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к эксплуатационному локомотивному депо ст.Хилок Забайкальской дирекции тяги о взыскании невыплаченной премии.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к эксплуатационному локомотивному депо ст.Хилок Забайкальской дирекции тяги о взыскании невыплаченной премии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись.
Верно.
Судья Ходукина Л.В.