ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-394/18 от 26.09.2018 Новоаннинского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-394/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новоаннинский «26» сентября 2018 года

Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Костяновой С.Н.,

при секретаре судебного заседания Пряхиной И.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2, действующей на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Новоаннинском районе Волгоградской области по доверенности от 24.02.2016 года – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Новоаннинском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Новоаннинском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии.

В обоснование заявленных исковых требований указывает, что, решением ответчика от 15.05.2018 года в досрочном назначении страховой пенсии истцу, как педагогическому работнику, было отказано. В специальный стаж включены периоды работы 24 года 02 месяца 02 дня. Отказано во включении в стаж служба в Вооруженных Силах СССР с 01.10.1993 г. по 17.06.1994 г. (08 месяцев 17 дней); а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2003 г. по 24.10.2003 г. (12 дней), с 25.01.2010 г. по 04.02.2010 г. (10 дней), с 01.04.2014 г. по 10.04.2014 г. (10 дней), с 20.10.2014 г. по 25.10.2014 г. (6 дней), с 17.11.2014 г. по 19.11.2014 г. (3 дня), с 14.09.2015 г. по 17.09.2015 г. (4 дня), всего 01 месяц 15 дней.

С учетом исключенных периодов специальный стаж истца составляет более требуемого 25-летнего стажа.

Срочную военную службу он (ФИО1) проходил с 01.12.1992 г. по 17.06.1994 г. В период прохождения военной службы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, которое утратило силу с 01.10.1993 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ №952 от 22.09.1993 г. Согласно п.п. «т» п.1 указанного Положения учителям в стаж работы по специальности, засчитывался стаж работы служба в Вооруженных силах СССР. В силу п.4 Положения служба в армии засчитывается в стаж работы, по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. На момент обращения за назначением пенсии по старости его (ФИО1) педагогический стаж составлял 24 года 02 месяца 02 дня. Ответчиком был зачтен в стаж период военной службы с 01.12.1992 г. по 30.09.1993 г. Но учитывая, что Положение №1397 утратило силу в период прохождения военной службы, оставшийся период так же должен быть включен в стаж.

На курсы повышения квалификации его (ФИО1) направляли приказом по месту работы. За все время нахождения на курсах повышения квалификации, за ним сохранялся средний заработок и производились от этого заработка отчисления в Пенсионный фонд.

Просит суд: признать решение ГУ - Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области от 15.05.2018 г. об отказе в установлении пенсии незаконным в части отказа в зачете в специальный стаж работы, дающий ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 01.10.1993 г. по 17.06.1994 г., периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2003 г. по 24.10.2003 г., с 25.01.2010 г. по 04.02.2010 г., с 01.04.2014 г. по 10.04.2014 г., с 20.10.2014 г. по 25.10.2014 г., с 17.11.2014 г. по 19.11.2014 г., с 14.09.2015 г. по 17.09.2015 г., а так же в части отказа в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости с 27.04.2018 года, и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области включить в стаж работы, дающий ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения служба в Вооруженных Силах СССР с 01.10.1993 г. по 17.06.1994 г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2003 г. по 24.10.2003 г., с 25.01.2010 г. по 04.02.2010 г., с 01.04.2014 г. по 10.04.2014 г., с 20.10.2014 г. по 25.10.2014 г., с 17.11.2014 г. по 19.11.2014 г., с 14.09.2015 г. по 17.09.2015 г., и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 27.04.2018 г.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просит удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Новоаннинском районе Волгоградской области ФИО3 в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, пояснив, что время нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежит включению в льготный стаж, так как истец непосредственно не осуществлял педагогическую деятельность, не подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности педагогических работников. В справке МКОУ «Образование» работодателем истца указано, что имели место периоды, которые не зачитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, а именно нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Период службы в Вооруженных Силах СССР с 01.10.1993 г. по 17.06.1994 г. не включен Управлением в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку с 01.10.1993 г. отсутствуют нормативные правовые акты, предусматривающие возможность зачета службы в Вооруженных Силах СССР в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для работников, в том числе просвещения. Согласно п.п. «т» п.1 указанного Положения учителям в стаж работы по специальности, засчитывался стаж работы служба в Вооруженных силах СССР. В силу п.4 Положения служба в армии засчитывается в стаж работы, по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Указанное Постановление утратило силу с 01.10.1993 г., в связи с изданием Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953. При включении в педагогический стаж ФИО1 периодов службы в Вооруженных Силах СССР и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, у него будет выработан необходимый стаж для установления досрочной пенсии, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, 27.04.2018 г. Все остальные требования, предусмотренные законодательством для назначения истцу досрочной пенсии, соблюдены.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 11 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии п. 19 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

До 01.01.2015 действовал Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривавший аналогичную норму для назначения досрочной трудовой пенсия по старости указанным лицам (подп. 19 п. 1 ст. 27).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 24.09.1991 года до обращения с заявлением в ГУ- УПФ РФ в Новоаннинском районе осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, что нашло свое подтверждение в трудовой книжке /л.д.9-13/.

27.04.2018 года ФИО1 обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Новоаннинском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ГУ - УПФ РФ в Новоаннинском районе от 15.05.2018 года /л.д. 7-8/ ФИО1 включено в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости 24 года 02 месяца 02 дня.

Не были включены в специальный стаж истца период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 01.10.1993 г. по 17.06.1994 г., и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2003 г. по 24.10.2003 г., с 25.01.2010 г. по 04.02.2010 г., с 01.04.2014 г. по 10.04.2014 г., с 20.10.2014 г. по 25.10.2014 г., с 17.11.2014 г. по 19.11.2014 г., с 14.09.2015 г. по 17.09.2015 г.

Нахождение истца на курсах повышения квалификации в указанные выше периоды подтверждается справкой МКОУ «Образование» (л.д. 32), и соответствующими документами удостоверяющими повышение квалификации, выданными учебными заведениями (л.д. 25,26,27,28,29,30).

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, не были включены в специальный стаж, так как они не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы № 516 от 11.07.2002 года.

Суд считает, что выводы ответчика об отказе во включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации, основаны на неверном толковании пенсионного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения страховой пенсии по старости.

Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, курсы повышения квалификации являются необходимым условием для её подтверждения при прохождении аттестации, порядок которой установлен Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Ранее действующим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397 г., предусматривалось включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.

Доводы ответчика об отсутствии, в представленных работодателем истца сведений о трудовом стаже, кода, обозначающего льготный период работы, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, по изложенным выше обстоятельствам.

Суд так же считает, что период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 01.10.1993 г. по 17.06.1994 г. подлежит включению в педагогический стаж истца.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 24.09.1991 г. по 30.04.1992 г. работал учителем начальных классов Клеймёновской начальной школы, с 01.09.1992 г. до 01.12.1992 г. учителем начальных классов Мартыновской начальной школы. 01.12.1992 г. уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии. После службы в Армии с 16.08.1994 г. до настоящего времени работает учителем.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Период начала прохождения истцом службы в Советской Армии относится к периоду деятельности до 01.10.1993 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В спорный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".

Согласно подпункту "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением Совета Министров СССР, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

В силу пункта 4 данного Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.

Поскольку на момент обращения ФИО1 в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и в учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, и пенсионные органы по представленным документам определили указанный стаж в размере 24 года 02 месяца 02 дня, суд приходит к выводу о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР.

На основании изложенного, суд считает решение ГУ - Управления Пенсионного фонда от 15.05.2018 года, незаконным в части не включения ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения службы в Вооруженных Силах РФ, и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Поскольку у истца ФИО1 с учетом включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах РФ (8 месяцев 17 дней), периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства (1 месяц 15 дней) будет выработан необходимый стаж (25 лет) для назначения досрочной пенсии на момент обращения 27.04.2018 г., исковые требования ФИО1 о назначении ему досрочной пенсии с момента обращения с заявлением о назначении страховой пенсии, подлежат удовлетворению.

Требование истцом о взыскании с ответчика, уплаченной при подаче иска государственной пошлины, не заявлялось.

Руководствуясь ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Новоаннинском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, – удовлетворить.

Признать решение ГУ - Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области от 15.05.2018 г. об отказе в установлении пенсии незаконным в части отказа в зачете в специальный стаж работы, дающей ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 01.10.1993 г. по 17.06.1994 г., периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2003 г. по 24.10.2003 г., с 25.01.2010 г. по 04.02.2010 г., с 01.04.2014 г. по 10.04.2014 г., с 20.10.2014 г. по 25.10.2014 г., с 17.11.2014 г. по 19.11.2014 г., с 14.09.2015 г. по 17.09.2015 г., а так же в части отказа в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости с 27.04.2018 года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области включить в стаж работы, дающий ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения служба в Вооруженных Силах СССР с 01.10.1993 г. по 17.06.1994 г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2003 г. по 24.10.2003 г., с 25.01.2010 г. по 04.02.2010 г., с 01.04.2014 г. по 10.04.2014 г., с 20.10.2014 г. по 25.10.2014 г., с 17.11.2014 г. по 19.11.2014 г., с 14.09.2015 г. по 17.09.2015 г.,

и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 27.04.2018 г.

Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2018 г.

Судья С.Н. Костянова