ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-394/19 от 18.02.2019 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2-394/2019

Решение

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 18февраля 2019 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,

при секретаре Шултуковой Ю.М.,

с участием представителя истцаЖурунбаева А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТУ Росимуществапо Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской областиоб освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ТУ Росимущества по Оренбургской области обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что судебной коллегией по административным делам <данные изъяты> областного суда ДД.ММ.ГГГГ решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, было изменено, были удовлетворены частично требования о признании незаконным действия ТУ Росимущества в Оренбургской области по формированию и постановке на учет земельного участка , как земельного участка сельскохозяйственного назначения, кроме того, об обязании ТУ Росимущества в Оренбургской области исключить из площади предоставленного в аренду Макарову В. И. земельного участка с кадастровым номером земель лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ. в ТУ Росимуществав Оренбургской области от судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. поступило постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ., <данные изъяты> районным судом.

ТУ Росимущества в Оренбургской области считает, что оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется, поскольку Территориальным управлением были приняты все возможные меры, в рамках имеющихся полномочий, направленные на исполнение решения суда.

Так, у ТУ Росимущества в Оренбургской области возникли вопросы по порядку и способу дальнейшего исполнения решения суда, т.к. в тексте решения не содержались ни конкретные сведения о площади, подлежащей исключению, ни о координатах пересечения земельного участка с землями лесного фонда, также не был определен срок, в течение которого необходимо исполнить решение суда.При этом постановление о возбуждении исполнительного производства (равно как и решение суда) не содержит конкретных формулировок в каком именно виде и способе ТУ Росимущества в Оренбургской области должно произвести действия по исключению из площади предоставленного в аренду Макарову В. И. земельного участка с кадастровым номером земель лесного фонда.

С целью своевременного исполнения решения суда, ТУ Росимуществав Оренбургской области направило в <данные изъяты> областной суд заявление от ДД.ММ.ГГГГ о разъяснении апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ и сроке и порядке его исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ. года в адрес ТУ Росимуществав Оренбургской области поступила копия определения Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в удовлетворении заявления ТУ Росимущества в Оренбургской области о разъяснении апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку подлежащая исключению площадь, равно как и точки координат пересечения земельных участков подлежат выяснению в рамках стадии исполнения решения суда, посредством проведения специальных мероприятий. При этом судом не было указано, проведения каких именно специальных мероприятий и в какой срок.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Оренбургской области навынесенное решение суда подавалась кассационная жалоба в Верховный суд РФ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области поступило определение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии Верховного Суда РФ.

В связи с тем, что в соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Оренбургской области, ТУ Росимущества в Оренбургской области не обладает полномочиями по исключению каких-либо сведений из ГКН, полагают, что действия по «исключению из площади участка земель лесного фонда» должны быть произведены с привлечением кадастровых инженеров - специалистов, обладающих специальными познаниями в области кадастровой деятельности, соответствующих необходимым квалификационным требованиям и имеющих аттестат кадастрового инженера. При этом деятельность кадастровых инженеров носит возмездный характер.

ТУ Росимущества в Оренбургской области является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств федерального бюджета (согласно Положению о ТУ Росимуществав Оренбургской области, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 №278).

Выделение бюджетныхассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч.2 ст.83 БК РФ. Пунктом 3 ст. 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг (выполнение работ) бюджетными учреждениями осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (3 года).

Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2016 № 415-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.Выделение денежных средств во исполнение указанного судебного акта в объеме бюджетных ассигнований на 2017-2019 гг. предусмотрено не было.К моменту поступления постановления о возбуждении исполнительного производства ранее выделенные денежные средства федерального бюджета на 2018 год на проведение кадастровых работ были уже освоены в полном объеме.

В рамках доведенных лимитов на 2019 год по целевой статье расходов на проведение землеустроительных работ ТУ Росимущества в Оренбургской области осуществляет действия по закупке услуг по проведению кадастровых работ по правилам, установленным федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд».

С целью соблюдения норм, установленных федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», федеральными законами «О кадастровой деятельности». «О государственной регистрации недвижимости», ТУ Росимущества в Оренбургской области были направлены запросы коммерческих предложений о стоимости выполнения предусмотренных решением суда работ по исключению из земельного участка с кадастровым номером земель лесного фонда. Ответы от потенциальных исполнителей работ в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области не поступили.

Все вышеперечисленное свидетельствует о целенаправленных и последовательных действиях Территориального управления и его стремлении выполнить решение суда в рамках требований закона, но по объективным обстоятельствам, независящим от воли истца, не исполненным до настоящего времени.

На основании вышеизложенного, просит освободить Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, вынесенного Постановлением судебного-пристава исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области.

Представитель истцаЖурунбаев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по основаниям и доводам, которые указаны в иске. Пояснил, что истцом были предприняты все меры для надлежащего исполнения решения суда, умысла и вины по несвоевременному исполнению судебного акта не имелось. Кроме того, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением обязательств.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Третье лицо - судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А., надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Неявка ответчика, третьего лица является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 11, 12, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.

Согласно частей 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя овозбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Частью 2 ст. 112 этого Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничительных сроков для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора

В соответствии с частью 6 статьи 112 указанного Федерального Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 75 Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Согласно Положению о ТУ Росимуществав Оренбургской области, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 №278 ТУРосимуществав Оренбургской области не обладает полномочиями по исключению каких-либо сведений из ГКН, действия по «исключению из площади участка земель лесного фонда» должны быть произведены с привлечением кадастровых инженеров - специалистов, обладающих специальными познаниями в области кадастровой деятельности, соответствующих необходимым квалификационным требованиям и имеющих аттестат кадастрового инженера. При этом деятельность кадастровых инженеров носит возмездный характер.

ТУ Росимущества в Оренбургской области является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2016 № 415-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.В рамках доведенных лимитов на 2019 год по целевой статье расходов на проведение землеустроительных работ ТУ Росимущества в Оренбургской области осуществляет действия по закупке услуг по проведению кадастровых работ по правилам, установленным федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из материалов дела следует, что решением <данные изъяты> суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных Оренбургским межрайонным природоохранным прокурором к ТУ Росимущества в Оренбургской области исковых требований о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Оренбургской области по формированию и постановке на учет земельного участка с кадастровым номером как земельного участка сельскохозяйственного назначения;обязанииТУ Росимущества в Оренбургской области принять меры, направленные на устранение кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером в части включения в его состав земель лесного фонда РФ; признании незаконными действия ТУ Росимущества в Оренбургской области, направленных на заключение договора аренды земельного участка лесного фонда РФ;обязании ТУ Росимущества в Оренбургской области исключить из площади предоставленного в аренду Макарову В.И. земельного участка с кадастровым номером участки земель лесного фонда РФ отказано в полном объеме.

Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части, вынесено новое решение которым были удовлетворены частично требования о признании незаконным действия ТУ Росимущества в Оренбургской области по формированию и постановке на учет земельного участка , как земельного участка сельскохозяйственного назначения, кроме того, об обязании ТУ Росимущества в Оренбургской области исключить из площади предоставленного в аренду Макарову В. И. земельного участка с кадастровым номером земель лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Оренбургской области на вынесенное решение суда подавалась кассационная жалоба в Верховный суд РФ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области поступило определение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии Верховного Суда РФ.

<данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ год вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> районным судом Оренбургской области, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП возбуждено исполнительное производство-ИП, в постановлении установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения в этот срок требований исполнительного документа и при отсутствии доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, подлежит взысканию исполнительский сбор.

Факт получения истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства истцом подтвержден.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч.2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленныхпунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с п.3 ст. 174.2 БК РФ установлено, что планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг (выполнение работ) бюджетными учреждениями осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (3 года). Федеральным законом РФ от 19.12.2016 №415-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019г.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 БК РФ.

Как следует из материалов дела,согласно Положению о ТУ Росимуществав Оренбургской области, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009г. №278 ТУ Росимущества в Оренбургской области является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 3 ст. 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг (выполнение работ) бюджетными учреждениями осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (3 года).

Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2016 № 415-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.Выделение денежных средств во исполнение указанного судебного акта в объеме бюджетных ассигнований на 2017-2019 гг. предусмотрено не было.

К моменту поступления постановления о возбуждении исполнительного производства ранее выделенные денежные средства федерального бюджета на 2018 год на проведение кадастровых работ были уже освоены в полном объеме.

В рамках доведенных лимитов на 2019 год по целевой статье расходов на проведение землеустроительных работ ТУ Росимущества в Оренбургской области осуществляет действия по закупке услуг по проведению кадастровых работ по правилам, установленным федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С целью соблюдения норм, установленных федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», федеральными законами «О кадастровой деятельности». «О государственной регистрации недвижимости», ТУ Росимущества в Оренбургской области были направлены запросы коммерческих предложений о стоимости выполнения предусмотренных решением суда работ по исключению из земельного участка с кадастровым номером земель лесного фонда. Ответы от потенциальных исполнителей работ в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области не поступили.

Сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимые для проведения конкурсных процедур в целях исполнения решения суда, превышают пятидневный срок, установленный приставом для добровольного исполнения обязательства.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истцом принимались необходимые меры к исполнению судебного решения эти меры при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, были приняты должником в полном объеме.

Суд принимает во внимание то, что решением от ДД.ММ.ГГГГ года не был установлен конкретный срок его исполнения. Также надлежит учитывать, что Федеральным агентством по управлению государственным имуществом выделение денежных средств во исполнение указанного судебного акта в объеме бюджетных ассигнований на 2017-2019гг. не предусмотрено.

ТУ Росимуществапо Оренбургской области проведена должная работа по предоставлению соответствующего финансирования действий ТУ Росимущества в Оренбургской области по формированию и постановке на учет земельного участка , как земельного участка сельскохозяйственного назначения и исключению из площади предоставленного в аренду Макарову В. И. земельного участка с кадастровым номером земель лесного фондаи исполнению решения суда.

Согласно постановлениясудебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ года исполнительное производство -ИП окончено. Установлено, что в ходе исполнительного производства требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.

Истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года №13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Оценив представленные доказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника в неисполнении решения <данные изъяты> суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу, что истцом принимались все возможные меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядкапривлечения кадастровых инженеров - специалистов, обладающих специальными познаниями в области кадастровой деятельности, соответствующих необходимым квалификационным требованиям и имеющих аттестат кадастрового инженера, соблюдение требований Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.

В связи с изложенным, исковые требования ТУ Росимущества по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного с Управления на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Оренбургской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения суда составлен 25 февраля 2019 года в соответствии со ст. 199 ГПК РФ, последний день подачи апелляционной жалобы 25 марта 2019 года.

Судья Бахтиярова Т.С.