РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Калачинск 27 июня 2019 года Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Дементьева Е.П., при секретаре Никифоровой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-394/2019 по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» об обязании проведения компенсационных мероприятий, согласования деятельности по забору воды, оборудовании водозабора руслового типа, взыскании государственной пошлины, суд У С Т А Н О В И Л: Омский межрайонный природоохранный прокурор Омской области, в защиту интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование указал, что Кала Омской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с решением проведена проверка исполнения требований водного законодательства, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в деятельности МУП Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская», в ходе которой установлено, что предприятие осуществляет пользование водным объектом - рекой Омь, имеющей рыбохозяйственное и природоохранное значение, для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов на производственные нужды, а также для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предприятий, организаций и населения г. Калачинска, с. Воскресенка, с. Глуховка, д. Стародубка, д. Тургеневка Калачинского муниципального района Омской области. Водозабор руслового типа находится в Калачинском муниципальном районе юго-восточнее с. Воскресенка, правый берег на 125 км от устья. Географические координаты места забора воды: 55° 05' 05" СШ, 74° 39' 33" ВД. В период с 24.04.2013 по 31.03.2018 использование реки Омь осуществлялось на основании договоров водопользования № от 24.04.2013, заключенных с Минприроды Омской области, на основании которых Предприятию выдано заключение о согласовании осуществления вышеуказанной деятельности на срок действия договоров водопользования, то есть по 31.03.2018. Обязательным условием согласования указанной деятельности является проведение Предприятием в 2018 году мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среды из обитания (компенсационных мероприятий) путем выпуска молоди одного из следующих видов рыб в водоем Обь-Иртышского бассейна: стерляди в количестве 23716 экз., осетра - 8769 экз., муксуна - 5660 экз., пеляди - 33274 экз., нельмы - 6793 экз. В нарушение вышеуказанных требований законодательства должностными лицами Предприятия компенсационные мероприятия в 2018 году, истекшем периоде 2019 года не выполнены, не представлена в ФИО1 Росрыболовства заявка о согласовании деятельности по забору воды из реки Омь, следовательно, не принято мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания при пользовании водными объектами. Вместе с тем, за период с 30.07.2018 г. по настоящее время непрерывно Предприятием осуществляется использование реки для забора (изьятия) водных ресурсов. Проверкой установлено, что водозабор, эксплуатируемый Предприятием с 2013 года, не оборудован средствами измерения расходов (уровней) воды, внесенными в Государственный реестр средств измерений, ввиду отсутствия средств на их приобретение. На основании изложенного просит обязать МУП Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением № 02-51/682 от 28.02.2018 о согласовании деятельности Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из реки Омь на состояние водных биоресурсов и среды их обитания; обратиться в Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по забору воды из реки Омь, оформленной в соответствии с пунктами 4, 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 г.; обязать МУП Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» оборудовать водозабор руслового типа с географическими координатами: 55° 05' 05" СШ, 74° 39' 33" ВД, расположенный в Калачинском муниципального районе Омской области юго-восточнее с. Воскресенка на правом берегу на 125 километре от устья реки Омь, средствами измерения расходов (уровней) воды, внесенными в Государственный реестр средств измерений. В судебном заседании помощник Калачинского межрайонного прокурора Мамедов Р.Р., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, уточнив географические координаты водозабора руслового типа на 55° 04' 57,9" СШ, 74° 39' 8,7" ВД, а также сроки исполнения: относительно проведения компенсационных мероприятий - 1 год; относительно обращения в ФИО1 с заявкой о согласовании деятельности по забору воды – 1 месяц; относительно оборудования водозабора – 1 год. Представитель ответчика – МУП Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» -ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не оспаривал, соглашаясь с обстоятельствами, отраженными в исковом заявлении, признавал, как необходимость проведения компенсационных мероприятий, обращения с заявкой в ФИО1 Федерального агентства по рыболовству и оборудования водозабора руслового типа, так же согласился и со сроками исполнения указанных обязательств. Представитель третьего лица – ФИО3 Росрыболовства – ФИО4, действующая по доверенности, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела судом, в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также письменный отзыв на исковое заявление, в котором поддержала исковые требования природоохранного прокурора, заявила о согласии с ними, подтвердив заинтересованность Росрыболовства в удовлетворении иска прокурора, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ реки относятся к поверхностным водным объектам. На основании ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены 3 главой Водного кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов на основании договоров водопользования. На основании п. 3 ч. 2 ст. 38 Водного кодекса РФ водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты является одним из способов использования водных объектов водопользования. Поверхностные воды, растительный мир, животные и другие организмы и их генетический фонд как компоненты природной среды в силу статьи 1, части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. В силу статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее -Федеральный закон № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством РФ. В соответствии с подпунктами «б», «ж», «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: - оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; - определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствии негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; - проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, МУП Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» с 02.10.2012 года зарегистрировано в качестве юридического лица с основным видом экономической деятельности «распределение воды для питьевых и промышленных нужд» (л.д.123-129). Таким образом, Предприятие осуществляет пользование водным объектом - рекой Омь, имеющей рыбохозяйственное и природоохранное значение, для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов на производственные нужды, а также для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предприятий, организаций и населения г. Калачинска, с. Воскресенка, с. Глуховка, д. Стародубка, д. Тургеневка Калачинского муниципального района Омской области. Водозабор руслового типа находится в Калачинском муниципального районе Омской области юго-восточнее с. Воскресенка, правый берег на 125 км от устья. Географические координаты места забора воды: 55° 05' 05" СШ, 74° 39' 33" ВД. В период с 24.04.2013 по 31.03.2018 использование реки Омь осуществлялось на основании договоров водопользования № 55-14.01.02.001-Р-ДЗИО-С-2013-00388/00, № 55-14.01.02.001-Р-ДХИО-С-2013-00389/00 от 24.04.2013, заключенных с Минприроды Омской области (л.д.19-35). На основании указанных договоров водопользования, по заявке Предприятия, поданной в соответствии с пунктами 4, 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 (далее - Правила согласования № 384), Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (далее ФИО1 Росрыболовства) Предприятию выдано заключение № 02-51/682 от 28.02.2018 о согласовании осуществления вышеуказанной деятельности на срок действия договоров водопользования, то есть по 31.03.2018 (л.д. 13-17). Обязательным условием согласования указанной деятельности явилось проведение Предприятием в 2018 году мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среды из обитания (компенсационных мероприятий) путем выпуска молоди одного из следующих видов рыб в водоем Обь-Иртышского бассейна: стерляди в количестве 23716 экз., осетра - 8769 экз., муксуна - 5660 экз., пеляди - 33274 экз., нельмы - 6793 экз. Конкретный вид рыбопосадочного материала (стерлядь, осетр, муксун, пелядь, нельма) будет определяться в зависимости от его наличия у специализированной организации, занимающейся искусственным воспроизводством водных биоресурсов, с которой будет заключен договор на выполнение соответствующих видов работ. В случае невозможности выполнения запланированных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, негативные последствия намечаемой деятельности на водные биоресурсы могут быть устранены путем искусственного воспроизводства другого вида водных биоресурсов или посредством выполнения другого вида мероприятий, предусмотренных подпунктом «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, должностными лицами Предприятия предусмотренные заключением ФИО3 Росрыболовства № 02-51/682 от 28.02.2018 компенсационные мероприятия в 2018 году, истекшем периоде 2019 года не выполнены, вместе с тем, в течение срока действия договоров водопользования, Предприятием непрерывно осуществлялось использование реки Омь для забора (изъятия) водных ресурсов. По истечении срока действия вышеуказанных договоров водопользования № от 24.04.2013, с 30.07.2018 использование реки Омь Предприятием осуществляется на основании договоров водопользования № № от 30.07.2018, заключенных с Минприроды Омской области (л.д.36-55). На основании заявки, поданной в соответствии с пунктами 4, 5 Правил согласования № 384, ФИО3 Росрыболовства в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 настоящих Правил осуществляется согласование вышеуказанной деятельности на срок действия договоров водопользования. В нарушение части 2 статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ, части 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, подпункта «б» пункта 3, пунктов 4, 5 Правил согласования № 384, Предприятием не представлена в ФИО1 Росрыболовства заявка о согласовании деятельности по забору воды из реки Омь, следовательно, не принято мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания при пользовании водными объектами. Вместе с тем, за период с 30.07.2018 г. по настоящее время непрерывно Предприятием осуществляется использование реки для забора (изьятия) водных ресурсов. Пунктом 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ на водопользователей при использовании водных объектов возложена обязанность вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Пунктом 6 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды РФ от 08.06.2009 № 205 (далее - Порядок учета), установлено, что измерение объемов забора (изъятия) воды осуществляется на каждом водозаборе установкой на водозаборных сооружениях средств измерения расходов (уровней) воды. Согласно п. 7 Порядка учета учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных сооружений. Пунктом 9 Порядка учета предусмотрено, что по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления или с помощью других методов (формы 1.5-1.6 приложения к Порядку). Кроме того, в нарушение вышеуказанных требований закона, водозабор, эксплуатируемый Предприятием с 2013 года, не оборудован средствами измерения расходов (уровней) воды, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Вместе с тем, отсутствия технической возможности установки средств измерений Предприятием не обоснована, что подтверждается письмом Отдела водных ресурсов по Омской области Нижнее-Обского бассейнового водного Управления от 26.03.2019 № 09-184/19 (л.д. 79). Указанные обстоятельства также подтверждаются формой 3.1, установленной Порядком учета за I, II, II, IV кварталы 2018 года, I квартал 2019 года, предоставленной Предприятием в отдел водных ресурсов по Омской области Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально (л.д.64-77). Не смотря на внесенное межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ответчика 20.03.2019 представление № 7-6-19/364 об устранении нарушений действующего законодательства (л.д.56-57), до настоящего времени указанные нарушения МУП «НФС «Воскресенская» не устранены. Указанное бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц из числа граждан на благоприятную окружающую среду. Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, а также не оспаривались, напротив, полностью признавались представителем ответчика по настоящему делу. В связи с вышеуказанным, суд приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных природоохранным прокурором исковых требований. Анализируя сроки исполнения обязательств, суд учитывает мнение прокурора, представителя ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» об обязании проведения компенсационных мероприятий, согласования деятельности по забору воды, оборудовании водозабора руслового типа, удовлетворить. Обязать МУП Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением № от 28.02.2018 о согласовании деятельности Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из реки Омь на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, не позднее 1 года с момента вступления в законную силу настоящего решения. Обязать МУП Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» обратиться в Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по забору воды из реки Омь, оформленной в соответствии с пунктами 4, 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 г., не позднее 1 месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения. Обязать МУП Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» оборудовать водозабор руслового типа с географическими координатами: 55° 04' 57,9" СШ, 74° 39' 8,7" ВД, расположенный в Калачинском муниципального районе Омской области юго-восточнее с. Воскресенка на правом берегу на 125 километре от устья реки Омь, средствами измерения расходов (уровней) воды, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не позднее 1 года с момента вступления в законную силу настоящего решения. Взыскать с МУП «НФС «Воскресенская» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.П. Дементьев Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2019 года. Судья Е.П. Дементьев |