44RS0028-01-2020-000217-32
Дело № 2-394/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2020 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.
при секретаре Кадыбердеевой С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект движимого имущества,
установил:
Администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обратилась в Костромской районный суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - понтонный (наплавной) пешеходный мост через реку Кострома, расположенный между населенными пунктами с. Яковлевское - д. Аганино Костромского района Костромской области.
Свои требования мотивирует тем, что на территории муниципального образования Шунгенское сельское поселение находится движимое имущество - понтонный мост через реку Кострома, расположенный между населенными пунктами с.Яковслевское и д.Аганино. Строительство указанного моста осуществлялось силами жителей Шунгенского сельского поселения в 80-х годах прошлого столетия. Техническая документация на данный объект отсутствует.
В адрес заявителя администрацией Корстромского муниципального района Костромской области в связи с обращением ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Костромской области» было направлено обращение по вопросу оформления пешеходного моста в муниципальную собственность. Кроме того, информационном письме прокуратуры Костромского района сообщалось, что из прокуратуры области поступила информация о факту эксплуатации гражданами бесхозной пешеходной переправы на реке Костроме и об установлении того, что указанный объект не имеет собственника, является бесхозным, при этом переправа полностью перекрывает русло р.Костромы и предназначена для перехода пешеходов от д.Аганино до с.Яковлевское. Переправа имеет металлическую конструкцию и покрыта деревянным настилом. Согласно информации ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Костромской области» в настоящее время отсутствие сведений о дате начала эксплуатации указанного объекта, проектной (технической) документации определить соответствие переправы требованиям безопасности не представляется возможным. Предложено рассмотреть вопрос о принятии указанного объекта в муниципальную собственность Костромского муниципального района, об обследовании указанного объекта на предмет безопасности или его демонтаже.
В целях постановки плавучего объекта на классификационный учет владелец/заявитель должен предоставить Речному Регистру документы, подтверждающие факт законного владения плавучим объектом. Возможность освидетельствования пешеходного наплавного моста на предмет безопасности и пригодности к эксплуатации допускается после проведения их классификации и постановки на классификационный учет речного Региста. При необходимости под техническим наблюдением эксперта речного Регистра проводятся работы по дооборудованию плавучего объекта в соответствии с выполненным анализом.
-3.02.2020 года заявителем получено представление прокурора Костромского района, в котором содержится требование принять меры по получению свидетельства о соответствии (несоответствии) пешеходного понтонного моста через р.Кострома правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.
На сегодняшний день спорный объект является бесхозяйным, права собственности на него ни за кем не зарегистрированы, в результате проеденных мероприятий установить владельца объекта не представляется возможным.
Со ссылкой на положения ст.225, 226, 218,236 ГК РФ просит суд: признать бесхозяйным движимое имущество - понтонный (наплавной) пешеходный мост через реку Кострома, расположенный между населенными пунктами с.Яковлевское - д.Аганино Костромского района Костромской области и признать на него право муниципальной собственности муниципального образования Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Представитель заявителя администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО1 требования поддержала в полном объеме, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представители заинтересованных лиц администрации Костромского муниципального района Костромской области, СПК «Яковлевское» о времени и месте судебного заседания извещены, от администрации района поступилот ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и об отсутствии возражений против удовлетворения требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без участия неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Основания для признания права собственности установлены ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ). Так, в силу п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2настоящей статьи. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В силу ч. 2 ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Согласно ст. 226 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Предметом требований является пешеходный понтонный (наплавной) мост через реку Кострома, расположенный между населенными пунктами с.Яковлевское и д.Аганино Костромского района Костромской области.
Техническая документация на мост отсутствует. По информации администрации Шунгенского сельского поселения фактически мост состоит из 16-ти металлических понтонов по 8 с каждой стороны (размеры понтона: длина 11.50, диаметр 0,55м), которые соединены сваркой, поверх настелен деревянный настил толщиной 40 мм.; перила выполнены из металлических уголков, длина моста составляет 92 метра (8*11,5). Мост возведен в 1980х годах колхозом «Новый Путь», правопреемником которого является СПК Яковлевское».
В силу особенностей своего строения понтонный мост представляет собой искусственное сооружение на плавучих опорах, или на жестко-сочлененных опорах, предназначенное для движения пешеходов в местах пересечения водных преград... ("ОДМ 218.2.036-2013. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов" (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 13.05.2013 N 681-р).
При отсутствии технической документации на мост его фактическое существование подкрепляется содержанием публичной кадастровой карты (в формате космических снимков), обращением граждан об опасности объекта и результатами проведенной прокуратурой Костромского муниципального района проверки.
Указанное имущество, как объект повышенной социальной значимости, подлежит учету и обслуживанию; требует освидетельствования на соответствие требованиям «Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов», утвержденных приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 № 35-п.
В силу положений ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
Согласно ч.1 ст.14 Закона, к вопросам местного значения поселений относятся осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального жилищного контроля, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, осуществление муниципального контроля в области использования и охраны природных территорий местного значения, муниципального земельного контроля.
В соответствии с п.4 ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам.
Администрацией Шунгенского сельского поселения предприняты меры к отысканию собственника спорного объекта. По представленным в дело сведениям, предполагаемый застройщик понтонного моста и его правопреемник СПК «Дружба» правопритязаний на мост не имеет, на балансе предприятия данное имущество не значится.
Не значится оно и в реестрах государственного имущества Костромской области, федерального имущества, муниципальной собственности Костромского муниципального района. В государственном архиве Костромской области сведений о строительстве моста также не имеется. Из изложенного следует, что фактически спорный объект имущества является бесхозяйным.
Администрация Шунгенского сельского поселения, реализуя свои полномочия на обращение бесхозяйного имущества в собственность муниципального образования сельского поселения, ведет работу по разработке технической документации на мост и его освидетельствование, соответствие требованиям безопасности. Указанное свидетельствует о реализации полномочий владельца имущества и в силу ст.226 ГК РФ в совокупности с положениями Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» указывает на наличие достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Шунгенское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области право собственности на бесхозяйный объект: понтонный (наплавной) пешеходный мост через реку Кострома, расположенный между населенными пунктами с.Яковлевское - д.Аганино Костромского района Костромской области.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.