ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-394/2016 от 17.05.2016 Кошехабльского районного суда (Республика Адыгея)

к делу г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» мая 2016 года а.Кошехабль

Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего-судьи Мерзакановой Р.А.,

При секретаре судебного заседания Дидичевой Б.Б.,

С участием представителя истца ФИО4,

действующего по доверенности от 18.02.2016 года

представителя ПАО «Сбербанк России» ФИО5,

действующего по доверенности №К/01-78/3648 от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО "Сбербанк России" в лице Лабинского отделения (на правах отдела) Краснодарского отделения о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику в котором просит взыскать с ответчика : 69966 рублей плату за подключение к программе страхования, неустойку за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя на день вынесения решения из расчета 2099 рублей за каждый день просрочки начиная с ДД.ММ.ГГГГ, судебные расходы в размере 15 000 рублей за составление искового заявления и представления интересов в суде, за оформление доверенности в размере 1000 рублей, в возмещение морального вреда в размере 15 000 рублей, наложить на ответчика штраф в размере 50% от взысканной суммы в пользу потребителя.

При этом указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Открытым акционерным обществом «Сбербанк России» был заключен кредитный договор (далее ? Договор). В соответствии с п. 1. Договора, ей был предоставлен кредит в сумме 468 000 рублей, сроком на 60 месяцев под 19,50% годовых.

При заключении кредитного договора сотрудником банка ей было предложено, подключится к программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья и в связи с недобровольным потери работы заемщиком с условием того, что если она решит выйти из программы денежные средства будут возвращены.

Во исполнение Условий Программы по подключению клиента, ответчик взял с истца плату в размере 69966 рублей.

Согласно п.5.1 «условий участия в программе добровольного страхования жизни, здоровья и в связи с недобровольной потерей работы заемщика» (применяются в отношении Застрахованных лиц, принятых на страхование с ДД.ММ.ГГГГ) «участие физического лица в Программе страхования может быть прекращено досрочно на основании его письменного заявления. При этом возврат денежных средств, внесенных физическим лицом в качестве платы за подключение к Программе страхования, производится Банком в случае отказа физического лица от страхования в следующих случаях:

- подачи физическим лицом в Банк соответствующего заявления в течение 14 календарных дней с даты подачи заявления, предусмотренного п.2.2. настоящих Условий, независимо от того, был ли Договор страхования в отношении такого лица заключен.

- подачи физическим лицом в Банк соответствующего заявления по истечении 14 календарных дней с даты подачи заявления, предусмотренного п.2.2. настоящих Условий, в случае, если Договор страхования в отношении такого лица не был заключен.

При этом осуществляется возврат клиенту денежных средств в размере 100% от суммы Платы за подключение к Программе страхования.

Если физическое лицо подало заявление на отключение от программы страхования после, того как в отношении данного застрахованного был заключен договор страхования, сумма денежных средств, возвращаемая Застрахованному лицу, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%- для налоговых резидентов и 30 %- для налоговых нерезидентов, который удерживается налоговым агентом – ОАО «Сбербанк России» в момент их возврата.»

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о выходе из программы «добровольного страхования жизни, здоровья и в связи с недобровольной потерей работы заемщика», а также возврата денежных средств в сумме 69966 рублей в добровольном порядке.

Каких-либо действий со стороны ответчика до сегодняшнего дня предпринято не было.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

На основании п.1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании п.3 ст.450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В соответствии с ч.3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» за просрочку выполнения требования потребителя предусмотрена неустойка в размере 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки (ч.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей).

Т.к. претензия ответчиком была получена 18.02.2016г., то на момент подачи искового заявления период просрочки составляет: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 2 дня.

Расчет неустойки: 69966 руб. *3% = 2099 руб. неустойка за каждый день просрочки.

На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения имущественного вреда и компенсации осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Нанесенные потребителю моральные и нравственные страдания оцениваются в сумме 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 16.10.2001г. «Прямая обязанность компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в случаях, предусмотренных законом, закреплена в пункте ст. 1099 ГК РФ. В целях дополнительной правовой защиты потребителя как слабой стороны в правоотношении упрощенный порядок компенсации морального вреда установлен ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Прорезюмировав сам факт возможности причинения такого вреда, законодатель освободил потерпевшего от необходимости доказывания в суде факта своих физических или нравственных страданий».

Так как требования истца не были удовлетворены в добровольном порядке, истцу пришлось обратиться к квалифицированному юристу. Услуги представителя составляют: 15 000 (двадцать пять тысяч) рублей. Расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению в случаях и порядке, предусмотренном ст. ст. 94, 98 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 46 Постановления пленума Верховного суда от 28.06.2012г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает штраф в размере пятьдесят процентов от суммы определенной судом в пользу потребителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей» заявитель освобождается от уплаты государственной пошлины по иску в защиту прав потребителя.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал полностью и пояснил суду, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих заключение договора страхования между истцом и страховой компанией. На запрос суда ООО СК «Сбербанк страхование жизни» так же не направила каких либо документов подтверждающих заключение договора страхования. При таких обстоятельствах просит удовлетворить иск в полном объеме и взыскать с ответчика в пользу истца 69966 рублей плату за подключение к программе страхования, неустойку в размере 69966 рублей, в возмещение морального вреда 15.000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15.000 рублей, наложить на ответчика штраф в размере 50 % от взысканной суммы, расходы на оформление доверенности в размере 1000 рублей.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании иск не признал и пояснил суду, что между ФИО1 и ПАО Сбербанк был заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 468 000 рублей под 19,50 % годовых на цели личного потребления на срок 60 месяцев.

При оформлении кредитного договора ФИО1 было предложено добровольное страхование жизни и здоровья путем подключения к программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья (далее - ПКС). ( Согласно заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ она выразила желание на подключении к указанной программе и внесении платы за данную услугу 69966 рублей).

Как следует из заявления на страхование, ФИО1 была ознакомлена с условиями подключения к ПКС, содержащими информацию о том, что подключение к ПКС является добровольным и не влияет на выдачу кредита, что подтверждается ее подписью в заявлении. Подключение к ПКС является дополнительной добровольной услугой банка. Целями услуги по подключению к ПКС является защита финансовые интересов заемщиков на случай стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой жизни или здоровья, при наступлении которых будет произведено погашение кредита перед Банком за заемщика.

Согласно п. 5.1 условий участия в программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков ПАО «Сбербанк России» участие клиента к программе страхования может быть прекращено в случае отказа клиента от страхования на основании заявления, поданного в течение 14 календарных дней с даты подключения клиента к программе страхования.

Как следует из материалов дела, заявление на подключение к ПКС потребителем подано ДД.ММ.ГГГГ, а заявление об отказе в участии в ПКС - ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 14 - дневного срока.

Таким образом, у ПАО Сбербанк в лице Краснодарского отделения отсутствовали законные основания для удовлетворения требований ФИО1

В соответствии со статьей 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» Банк как кредитная организация, по общему правилу, вправе совершать любые сделки, не запрещенные российским законодательством. Банк не вправе заниматься только тремя видами деятельности: производственной деятельностью; торговой деятельностью: страховой деятельностью.

Указанные положения статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» предполагают, что Банк вправе заниматься любой деятельностью, кроме производственной, торговой и страховой. Перечень разрешенной для Банка деятельности является открытым. Это означает, что Банк вправе заниматься деятельностью, которая даже не предусмотрена законодательством.

Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О банках и банковской деятельности" определен перечень сделок, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций. Часть 4 данной статьи предусматривает, что кредитная организация вправе осуществлять иные сделки, нежели прямо перечисленные в нормах части 1 и 3 данной статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования положений указанной статьи следует, что под иными сделками кредитных организаций понимаются все сделки, прямо не запрещенные кредитным организациям как юридическим лицам и не связанные с осуществлением ими производственной, торговой и страховой деятельности. В соответствии с п.п. 1,2 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" договор потребительского кредита (займа) заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для кредитного договора, договора займа, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Оказываемая Банком услуга заемщикам по подключению к Программе страхования представляет собой самостоятельную финансовую услугу Банка, отличную от услуги по страхованию. Оказываемую Банком услугу по подключению заемщиков к Программе страхования нельзя рассматривать как услугу по страхованию, поскольку ни по своему характеру, ни по своей сущности она таковой не является. По своей правовой природе подключение к Программе страхования представляет собой заключение договора, прямо не поименованного в ГК РФ и возможность заключения которого прямо предусмотрена ГК РФ (в соответствии с частью 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами: на возможность заключения такого договора указывается и в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О свободе договора и ее пределах»). В рамках указанного договора Банк оказывает заемщику комплекс услуг различной направленности: разрабатывает и согласовывает со страховой компанией условия страхования, осуществляет консультирование заемщика относительно условий страхования, собирает, обрабатывает и передает информацию о заемщике в страховую компанию, для чего содержит и постоянно обучает дополнительный персонал, определяет соответствие заемщика требованиям Программы страхования, осуществляет взаимодействие со страховой компанией при уплате страховой премии и. при осуществлении страховой компанией страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Услуга Банка по подключению физического лица к Программе страхования, как и любой договор, является возмездной в силу положений пункта 3 статьи 423, статьи 972 ГК РФ. Взимаемая с заемщика плата за подключение к Программе страхования представляет собой плату за самостоятельную финансовую услугу, а не страховую премию, которую Банк, по мнению истца, перекладывает на заемщика.

Действия Банка по оказанию клиентам на возмездной основе услуги по подключению к Программе страхования соответствуют правовой позиций, сформулированной Верховным Судом РФ в пункте 4.4 «Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Программа страхования заемщиков реализована путем заключения соглашений ПАО Сбербанк со страховыми организациями об условиях и порядке страхования, в соответствии с которыми Банк заключает с страховой организацией договоры страхования в отношении жизни и здоровья заемщиков Банка. В ходе реализации соглашений заемщикам предлагается программа коллективного добровольного страхования их жизни и здоровья в целях защиты их финансовых интересов на случай стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой здоровья или жизни, при наступлении которых страховой компанией, сняв долговое бремя с заемщика, его родственников и поручителей.

Согласно статье 10 ФЗ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности, сведения о потребительских свойствах услуг. По смыслу данной статьи Банк обязан предоставить заемщику информацию о той услуге, которую оказывает именно он. Применительно к рассматриваемой ситуации Банк предоставил заемщику сведения об услуге по подключению к Программе страхования. При подключении к Программе страхования Банком заемщику предоставляются Условия участия в Программе страхования, в которых описаны все условия, на которых услуга по подключению к Программе страхования будет оказана. Также основные условия оказания услуги, в том числе, ее стоимость содержатся и в заявлении о страховании. Банк не осуществляет услуг по страхованию, в связи с чем на нем не лежит обязанность по предоставлению заемщику всех условий об услуге страхования, в том числе, сведений о страховой премии, которая является платой за услугу страхования.

Вместе с тем, в Условиях участия в Программе страхования описаны все существенные условия в том числе, договора страхования, который будет заключен им в случае подключения заемщика к Программе страхования.

В соответствии с п. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявлений страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов. Согласно п. 3.1.2. Условий участия в программе добровольного страхования жизни, здоровья и в связи с недобровольной потерей работы заемщика (далее - Условия участия в программе) сторонами Договора страхования являются Страхователь (ПАО Сбербанк) и Страховщик (ООО СК «Сбербанк страхование жизни»). Застрахованное лицо не является стороной Договора страхования. Если в отношении физического лица заключен Договор страхования, дополнительные уведомления о подключении его к программе физическому лицу не направляются. Согласно заявлению на страхование по добровольному страхованию жизни, здоровья и в связи с недобровольной потерей работы заемщика НПРО (далее - заявление на страхование) ФИО1 выразила согласие быть застрахованной в ООО СК «Сбербанк страхование жизни» и просила ОАО «Сбербанк России» заключить в отношении нее Договор страхования по программе добровольного страхования жизни, здоровья и в связи с недобровольной потерей работы заемщика в соответствии с условиями, изложенными в настоящем заявлении и Условиями участия в программе. Указанная услуга предлагается Банком своим заемщикам посредством конструкции, схожей с договором присоединения. В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Руководствуясь ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора и самостоятельно решают, какие договоры заключить и на каких условиях.

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 957 ГК РФ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

Следовательно, договор страхования в отношении ФИО1 считается заключенным с момента оплаты комиссии за подключение к программе страхования.

Просит отказать в удовлетворении иска.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные материалы дела, находит иск ФИО1 к ПАО «Сбербанк России» в лице Лабинского отделения (на правах отдела) Краснодарского отделения о защите прав потребителя, подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является признание права, возмещения убытков, взыскания неустойки в том числе, и в судебном порядке.

Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между потребителем ФИО1 и публичным акционерным обществом «Сбербанк России» был заключен кредитный договор (далее ? Договор). В соответствии с п. 1.1. Договора, потребителю был предоставлен кредит в сумме 468 000 рублей, сроком на 60 месяцев под 19,50% годовых.

При заключении кредитного договора сотрудником банка истцу было предложено, подключится к программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья с условием того, что если она решит выйти из программы денежные средства будут возвращены.

Во исполнение Условий Программы по подключению клиента, ответчик взял с истца плату, состоящую из комиссии за подключение к Программе страхования и компенсации расходов Банка на оплату страховых премий Страховщику - в размере 69966 рублей. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Подписав заявление на страхование, истец получил условия участия в программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков ОАО "Сбербанк России" (далее Условия), о чем в этом заявлении имеется ее подпись.

Согласно п.5.1 «Условий участия в программе добровольного страхования жизни, здоровья и в связи с недобровольной потерей работы заемщика» (применяются в отношении Застрахованных лиц, принятых на страхование с ДД.ММ.ГГГГ) «участие физического лица в Программе страхования может быть прекращено досрочно на основании его письменного заявления. При этом возврат денежных средств, внесенных физическим лицом в качестве платы за подключение к Программе страхования, производится Банком в случае отказа физического лица от страхования в следующих случаях:

- подачи физическим лицом в Банк соответствующего заявления в течение 14 календарных дней с даты подачи заявления, предусмотренного п.2.2. настоящих Условий, независимо от того, был ли Договор страхования в отношении такого лица заключен.

- подачи физическим лицом в Банк соответствующего заявления по истечении 14 календарных дней с даты подачи заявления, предусмотренного п.2.2. настоящих Условий, в случае, если Договор страхования в отношении такого лица не был заключен.

При этом осуществляется возврат клиенту денежных средств в размере 100% от суммы Платы за подключение к Программе страхования.

Если физическое лицо подало заявление на отключение от программы страхования после, того как в отношении данного застрахованного был заключен договор страхования, сумма денежных средств, возвращаемая Застрахованному лицу, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%- для налоговых резидентов и 30 %- для налоговых нерезидентов, который удерживается налоговым агентом – ОАО «Сбербанк России» в момент их возврата.»

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в частности, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

В силу пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 5.1. Условий выданных истцу, истец обратился ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением (претензией) об отказе от страхования, расторжении договора страхования и возврата уплаченной за подключение страховой защиты заемщиков суммы, в котором указал срок для получения ответа – десять дней с момента получения претензии. Претензия истца была принята ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем банка на претензии. Однако ответчик на претензию не ответил, никаких действий по возврату истцу денежных средств за подключение к программе страхования не предпринял.

В соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.

Доводы представителя ответчика о том, что истец был ознакомлен банком с тем, что участие в программе страхования является добровольным, и его отказ от участия в этой программе не повлечет отказа в предоставлении банковских услуг; истец добровольно подписал заявление на страхование, в котором указал, что не возражает против его подключения к программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков ОАО "Сбербанк России", и выразил свое согласие оплатить сумму платы за подключение к программе страхования в размере 69966 рублей, а так же то, что заявление об отказе в участии в программе страхования - ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 14 - дневного срока суд отклонят, так как находит их несостоятельными и направленными на иную оценку обстоятельств дела.

Согласно п.5.1 «Условий участия в программе добровольного страхования жизни, здоровья и в связи с недобровольной потерей работы заемщика» (применяются в отношении Застрахованных лиц, принятых на страхование с ДД.ММ.ГГГГ) «участие физического лица в Программе страхования может быть прекращено досрочно на основании его письменного заявления. При этом возврат денежных средств, внесенных физическим лицом в качестве платы за подключение к Программе страхования, производится Банком в случае отказа физического лица от страхования в следующих случаях:

- подачи физическим лицом в Банк соответствующего заявления в течение 14 календарных дней с даты подачи заявления, предусмотренного п.2.2. настоящих Условий, независимо от того, был ли Договор страхования в отношении такого лица заключен.

- подачи физическим лицом в Банк соответствующего заявления по истечении 14 календарных дней с даты подачи заявления, предусмотренного п.2.2. настоящих Условий, в случае, если Договор страхования в отношении такого лица не был заключен.

При этом осуществляется возврат клиенту денежных средств в размере 100% от суммы Платы за подключение к Программе страхования.

Если физическое лицо подало заявление на отключение от программы страхования после, того как в отношении данного застрахованного был заключен договор страхования, сумма денежных средств, возвращаемая Застрахованному лицу, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%- для налоговых резидентов и 30 %- для налоговых нерезидентов, который удерживается налоговым агентом – ОАО «Сбербанк России» в момент их возврата.»

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении истца заключен Договор страхования и ФИО1 была ознакомлена с данным Договором ответчиком не представлено. Кроме того на запрос суда о предоставлении Договора страхования заключенного между ФИО1 ООО СК «Сбербанк Страхование жизни» в адрес суда не представлено никаких доказательств, подтверждающих заключение договора страхования с ФИО1

При таких обстоятельствах суд признает, обоснованным доводы истца о незаключенности договора страхования.

Поскольку Условиями предусмотрен возврат уплаченных средств в размере 100 % от суммы платы за подключение к программе страхования в случае отказа клиента от страхования на основании заявления, поданного по истечении 14 дней, в случае если Договор страхования в отношении такого лица не был заключен, а ответчик не исполнил обязанность по возврату уплаченных средств после обращения истца с указанным требованием, суд принимает решение о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств за подключение к программе страхования в размере 69966 рублей.

К правоотношениям, возникшим между сторонами, применимы нормы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами.

Из пункта 3 статьи 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" следует, что за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой, определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона.

Согласно пункту 5 статьи 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа.

Истец просит взыскать с ответчика неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения в размере 69966 рублей.

В установленный ст. 31 ФЗ «О защите прав потребителей» десятидневный срок, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ ответчик законные требования потребителя не исполнил, денежные средства не возвратил и не ответил на претензию каким-либо иным образом.

В соответствии с данной статьей, за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона – то есть в размере трех процентов от суммы, подлежащей уплате за каждый день просрочки, но не более данной суммы.

Неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на сумму 69966 рублей в размере 3 %, составляет 165819 рублей 42 копейки (69966 руб. х3% х79 дней).

В силу пункта 5 статьи 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" взысканию подлежит неустойка в размере, не превышающем цену оказанной услуги, таким образом, взысканию подлежит неустойка в размере 69966 рублей.

ФИО1 заявлено требование о компенсации причиненного ей действиями банка, нарушающими ее права потребителя, морального вреда в размере 15.000 рублей.

Из п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, стоимости услуги.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

При установленных обстоятельствах суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в качестве возмещения морального вреда, с учетом требований принципа разумности и справедливости, денежные средства в размере 1000 руб.

В соответствии с пунктом 6 стати 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Указанная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.

Пункт 1 указанной статьи предусматривает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Ответственность продавца, как следует из положений пункта 3 статьи 13 и статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда. Следовательно, размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2013 года, утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).

В силу пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Сумма, присужденная судом в пользу истца, составляет 140932 рубля и складывается из взысканных в ее пользу: платы за подключение к программе страхования в сумме 69966 рублей; неустойки в размере 69966 рублей; компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.

Исходя из размера взыскиваемой суммы, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50 % от взыскиваемой суммы и составляет 70466 рублей в пользу истца.

В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец понес судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг и представления интересов в суде представителю, о чем свидетельствует квитанция-договор .

На основании указанных норм, учитывая сложность дела, время участия представителя истца при рассмотрении дела, суд полагает возможным снизить размер расходов истца на оплату услуг представителя, взыскав с ответчика судебные расходы в размере 10000 рублей, так же следует взыскать с ответчика расходы на оплату услуг нотариуса в размере 1000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Из подпункта 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета государственную пошлину пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Общая сумма удовлетворенных исковых требований имущественного характера составила 140932 рубля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составляет в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации 4018 рублей 64 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Иск ФИО1 к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" в лице Лабинского отделения (на правах отдела) Краснодарского отделения о защите прав потребителя, удовлетворить частично.

Взыскать с публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице Лабинского отделения (на правах отдела) Краснодарского отделения в пользу ФИО1 – плату за подключение к программе страхования в размере 69966 рублей, неустойку в размере 69966 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 1.000 рублей, штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке в сумме 70466 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 10.000 рублей, расходы на оплату услуг нотариуса в размере 1000 рублей..

Взыскать с публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице Лабинского отделения (на правах отдела) Краснодарского отделения в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» госпошлину в размере 4018 рублей 64 копейки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления, через Кошехабльский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья