ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-394/2018 от 25.06.2018 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Мотивированное решение изготовлено: 25 июня 2018 года.

Дело № 2-394/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Переяславка 18 июня 2018 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре В.Ю. Желудковой, с участием представителя истца прокурора района имени Лазо Хабаровского края – помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1, представитель ответчика Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 2» рабочего посёлка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края о возложении на Управление образованием администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязанности профинансировать деятельность общеобразовательного учреждения, возложении на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение обязанности по приобретению учебно-материальной базы,

установил:

Истец прокурор района имени Лазо Хабаровского края обратился в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим иском, в котором указал, что в результате прокурорской проверки установлено несоответствие в МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка учебно-материальной базы для предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуемым нормативам материально-технического оснащения общеобразовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, влекущее неполучение обучающимися в полном объёме знаний и навыков, предусмотренных государственными общеобразовательными стандартами.

По изложенным основаниям истец просит возложить на Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязанность в течение трёх месяцев профинансировать МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка для обеспечения учащихся образовательного учреждения учебно-материальной базой по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», а именно для приобретения: наборов плакатов или электронных изданий: военно-прикладные виды спорта; прибор радиационной разведки, прибор химической разведки; макет простейшего укрытия в разрезе или в формате электронного образовательного издания; макет убежища в разрезе или в формате электронного образовательного издания; визирные линейки; компасы – в количестве, указанном в Приложении № 1 к Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны РФ № 96, Министерства образования и науки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Также истец просит возложить на МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка обязанность по факту получения финансирования приобрести: учебно-материальную базу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: наборы плакатов или электронных изданий: военно-прикладные виды спорта; прибор радиационной разведки, прибор химической разведки; макет простейшего укрытия в разрезе или в формате электронного образовательного издания; макет убежища в разрезе или в формате электронного образовательного издания; визирные линейки; компасы – в количестве, установленном Приложением № 1 к Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны РФ № 96, Министерства образования и науки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года в разумный срок.

Представитель ответчика МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка района имени Лазо Хабаровского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении рассмотрения дела в своё отсутствие не ходатайствовал.

При таких обстоятельствах, а также в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка района имени Лазо Хабаровского края, поскольку препятствий к этому не имеется.

В судебном заседании представитель истца прокурора района имени Лазо Хабаровского края исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что указанный в нормативно-правовых актах, изданных органами государственной власти РФ, перечень предметов учебно-материальной базы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» носит рекомендательный характер и не является обязательным для общеобразовательных учреждений. В необходимой части материальная база МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка полностью соответствует общеобразовательным стандартам.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы по делу в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

С целью реализации положений Конституции РФ в Российской Федерации принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым установлено, что одной из составляющих системы образования являются организации, осуществляющие образовательную деятельность (пункт 2 части 1 статьи 10).

Согласно положениям статей 2 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Действующим законодательством Российской Федерации предусматривается возможность создания образовательной организации в форме учреждения.

В статьях 12 и 13 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

В пунктах 2-5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1441, сказано, что обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование и медицинское обследование; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах. Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны РФ. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

Приказами Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года утверждена Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

В соответствии с пунктами 11, 13, 14 и 15 Инструкции руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В образовательных учреждениях создаётся и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажёр).Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется педагогическими работниками образовательных учреждений.

В судебном заседании установлено и не оспаривается истцом, что ответчиком МОУ СОШ № 2 п. Переяславка указанные требования к учебно-материальной базе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», закреплённые в Инструкции, выполнены.

Вместе с тем, в исковом заявлении прокурор требует обеспечить наличие в образовательном учреждении технических средств обучения, перечисленных в приложении № 1 к вышеназванной Инструкции, а именно наборов плакатов или электронных изданий «Прикладные виды спорта», визирных линеек, макета простейшего укрытия в разрезе или в формате электронного образовательного издания, макета убежища в разрезе или в формате электронного образовательного издания, индивидуальных средств защиты, прибора радиационной разведки, прибора химической разведки, компасов по количеству обучающихся, медицинского имущества.

Как следует из содержания пункта 9.7 приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», на который в исковом заявлении ссылается прокурор, изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить: сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим; умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях.

В судебном заседании установлено, что в МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка имеется специальная должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, на которого возложены обязанности по обеспечению учебного процесса, направленного на получение обучающимися необходимого уровня знаний по данному предмету и достижение целей обучения, перечисленных в приказе Минобрнауки России от 17 мая 2012 года. Учебным планом данного образовательного учреждения на 2017-2018 гг. учебные часы по изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» установлены в требуемом объёме. В соответствии с постановлением администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 25 мая 2018 года предусмотрена организация и проведение учебных сборов в соответствии с Приказами Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года.

Таким образом, в материалах дела имеются доказательства того, что все обязательные требования, установленные действующим законодательством РФ, к процессу обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка соблюдены.

По смыслу положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в их взаимосвязи с другими перечисленными нормативно-правовыми актами, образовательное учреждение обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной деятельности в той мере, в которой такая самостоятельность обеспечивает достижение целей учебного процесса, закреплённых в образовательных стандартах. Предусматривая обязательные требования к организации и порядку преподавания той или иной учебной дисциплины, законодатель устанавливает гарантированный минимум, при наличии которого цели учебного процесса будут достигнуты. В остальной части, в том числе касающейся материально-технического обеспечения учебного процесса сверх установленного минимума, органы государственной власти предоставляют образовательным учреждениям определённую свободу выбора в зависимости от конкретных обстоятельств. При этом, во всех случаях главным критерием оценки является способность образовательного учреждения достичь целей в отношении уровня образования обучающихся.

Данный вывод подтверждается определением образовательного стандарта, данным в приказе Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», в соответствии с которым федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

Выходя за рамки обязательных требований, законодатель рекомендует те или иные способы обучения, которые как могут быть приняты образовательным учреждением, так могут быть и не включены в образовательный процесс. В этом случае реализуется принцип автономности образовательного учреждения, при котором оно само определяет степень необходимости в применении подобных методов обучения.

Как следует из буквального толкования Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах и названия приложения № 1 к ней, требования о наличии в образовательном учреждении набора плакатов или электронных изданий «Военно-прикладные виды спорта», прибора радиационной разведки, прибора химической разведки, макета простейшего укрытия в разрезе или в формате электронного образовательного издания, макета убежища в разрезе или в формате электронного образовательного издания, визирных линеек и компасов носят рекомендательный характер и не являются обязательными для образовательного учреждения. Из этого следует, что, заявляя исковые требования о необходимости оборудования учебных классов теми или иными учебными пособиями, наличие которых только рекомендовано, но не является обязательным, прокурор должен доказать, что при отсутствии этих пособий цели учебного процесса достигнуты не будут, в результате чего конституционное право граждан на образование не сможет быть гарантировано.

По настоящему гражданскому делу истцом, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ о распределении бремени доказывания между участниками гражданского судопроизводства, доказательств того, что в отсутствие набора плакатов или электронных изданий «Военно-прикладные виды спорта», прибора радиационной разведки, прибора химической разведки, макета простейшего укрытия в разрезе или в формате электронного образовательного издания, макета убежища в разрезе или в формате электронного образовательного издания, визирных линеек и компасов МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка не сможет организовать учебный процесс в соответствии с нормами действующего законодательства, не предъявлено. Также истцом не доказано, что наличие учебных пособий, перечисленных в исковом заявлении, в МБОУ СОШ № 2 п. Переяславка является обязательным. Напротив, ответчиком представлены доказательства надлежащей организации учебного процесса, в том числе по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, государственными общеобразовательными стандартами, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Прокурору района имени Лазо Хабаровского края в удовлетворении исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 2» рабочего посёлка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края о возложении на Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязанности профинансировать деятельность общеобразовательного учреждения, возложении на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение обязанности по приобретению учебно-материальной базы – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий О.М. Красногорова