ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-394/2022 от 20.07.2022 Камбарского районного суда (Удмуртская Республика)

УИД: 18RS0015-01-2022-000409-51

Дело № 2-394/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 20 июля 2022 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,

при секретаре Биктовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к о признании незаконным решения по результатам рассмотрения представления об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, возложении обязанности повторно рассмотреть представление прокурора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Камбарского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к (далее – требуя:

- признать решение, принятое от 04 апреля 2022 г. по результатам рассмотрения представления об устранении нарушений антикоррупционного законодательства от 28 февраля 2022 г. , внесённого прокуратурой района, незаконным, не соответствующим ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

- обязать в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть представление прокурора Камбарского района от 28 февраля 2022 г. , определить подразделение или должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы на предприятии.

Исковые требования мотивированы следующим.

В феврале 2022 г. прокуратурой Камбарского района проведена проверка исполнения требований Федерального закона «О противодействии коррупции», в части соблюдения работодателями при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданами, замещавшими должности государственной гражданской службы, установленных обязанностей.

Статьёй 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействий коррупции», генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьёй 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Согласно данной норме Закона, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество; организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчётности и использования поддельных документов.

Проверкой установлено, что в нарушение положений ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающей организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в реализуются не все мероприятия, предусмотренные данной статьёй, а именно: не определены должностные лица ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не осуществляется сотрудничество организации с правоохранительными органами, отсутствуют стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, а также не принят и не разработан кодекс этики и служебного поведения работников организации.

В связи с выявлением указанных нарушений законодательства о противодействии коррупции 28 февраля 2022 г., прокуратурой района внесено преставление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства в адрес Указанное представление рассмотрено 04 апреля 2022 г. В результате рассмотрения представления, принято решение представление прокурора Камбарского района оставить без удовлетворения.

Бездействие должностных лиц в сфере противодействия коррупции нарушает интересы государства, основные направления противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, препятствует минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установленных федеральным законодательством. Кроме того, коррупция во всех своих проявлениях наносит ущерб государству в целом.

Прокурор Камбарского района надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

надлежаще уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Суд, изучив материалы дела в полном объёме, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) под коррупцией понимается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Предупреждение коррупции - деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьёй 13.3 Закона о противодействии коррупции. Согласно данной норме меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчётности и использования поддельных документов.

Статьёй 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре РФ) установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о противодействии коррупции, генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Как следует из представления об устранении нарушений антикоррупционного законодательства от 28 февраля 2022 г., в ходе прокурорской проверки выявлен факт неисполнения обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, в частности в нарушение требований ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции: не определены должностные лица ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не осуществляется сотрудничество организации с правоохранительными органами, отсутствуют стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, а также не принят и не разработан кодекс этики и служебного поведения работников организации. Вышеуказанное явилось основанием для внесения прокурором района представления с предложением принять меры по устранению выявленных недостатков и сообщению о результатах рассмотрения представления в установленный законом месячный срок (л.д. 8).

Согласно письму директора от 04 апреля 2022 г., представление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства от 28 февраля 2022 г. оставлено без удовлетворения (л.д. 11-12).

Ответчиком ни в адрес прокуратуры Камбарского района, ни в адрес суда при рассмотрении иска прокурора, не представлено доказательств об устранении нарушений, указанных в представлении прокурора от 28 февраля 2022 г. и принятии мер по предупреждению коррупции в

Прокуратура Российской Федерации, являясь единой федеральной централизованной системой органов, осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Для осуществления прокуратурой возложенной на неё функции, законодатель наделил органы прокуратуры полномочиями, определёнными Законом о прокуратуре РФ.

Так в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о прокуратуре РФ прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре РФ вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре РФ представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

По смыслу приведённого законоположения представление прокурора должно быть исполнимым, понятным и конкретным для органа, должностного лица, которым оно адресовано.

Представление, внесённое прокурором Камбарского района в адрес руководителя 28 февраля 2022 г. воспроизводит статью 13.3 Закона о противодействии коррупции, и содержит какие конкретно нарушения данной нормы были установлены прокуратурой в ходе проверки, что послужило основанием для вывода о том, что не принимает меры по предупреждению коррупции, и какие действия необходимо совершить обществу для устранения выявленного нарушения. Указанное свидетельствует, что вынесенное в адрес ответчика представление прокурора является исполнимым и подлежало исполнению ответчиком в установленные законом сроки, то есть в течение 1 месяца со дня вынесения.

Вопреки доводам ответчика, содержащимся в письме директора от 04 апреля 2022 г., Законом о противодействии коррупции прямо установлено, что разработка и принятие мер по предупреждению коррупции является обязанностями для всех организаций независимо от вида форм собственности.

Таким образом, являясь организацией, должно осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и обязано исполнять требования законодательства о противодействии коррупции, в частности выполнить требования ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции, в части определения должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, осуществление сотрудничества организации с правоохранительными органами, установления стандартов и процедуры, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, а также разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации.

Указанные обязанности в данном случае не соблюдаются.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание, что не исполняет требования законодательства по исполнению обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора. Нарушение действующего законодательства создаёт условия для проявления коррупции, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации и неопределённого круга лиц, правовые основы федерального антикоррупционного законодательства.

Требуемый прокурором срок для устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции, указанный в иске, по мнению суда является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к (ОГРН , ИНН ) - удовлетворить.

Признать решение, принятое от 04 апреля 2022 года по результатам рассмотрения представления об устранении нарушений антикоррупционного законодательства от 28 февраля 2022 года , внесённого прокуратурой района, незаконным, не соответствующим ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Обязать в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть представление прокурора Камбарского района от 28 февраля 2022 года , определить подразделение или должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы на предприятии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 25 июля 2022 года.

Судья Мавлиев С.Ф.